SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Низкая инфляция угрожает экономике также, как ёж - медведю

Когда уважаемый эксперт Максим Орешкин говорит глупые вещи, с кем не бывает, всегда найдутся «подтвержадатели», которые закрепят и обогатят сказанную глупость. Речь об угрозе низкой инфляции для бизнеса, которая все более активно обсуждается в России. Правда в том, что высокая инфляция полезна только экспорт-ориентированным отраслям экономики, при которой они получают необоснованную экономическую прибыль. Для отраслей, ориентированных на внутренний спрос, низкая инфляция представляется благом, так как покупательный спрос оказывается более устойчивым и прогнозируемым.

Низкая инфляция угрожает экономике также, как ёж - медведю
Фото: pixabay.com

Вслушиваться в глупость об угрозе низкой инфляции, которая началась с подачи министра экономического развития России Орешкина после значительного замедления инфляции летом, стоит осторожно. Ёжик может представлять угрозу медведю только в своём воображении. Сидел как-то ёжик на пне и хвастался: "Я сильный, я очень сильный". Медведь, проходя мимо, смахнул нашего героя с его места. Отлетев в кусты, ёжик заметил: "Я сильный, но легкий".

В случае с угрозой низкого роста цен, ложь, содержащая кусочек правды, может быть воспринята некоторыми как целая истина. Максим Орешкин говорил, что некоторые бизнес-модели подвергаются угрозе со стороны низкой инфляции. Позднее низкой инфляцией он объяснил проблемы «Бин-банка», банка «Открытие» и даже «Вим-Авиа» в контексте «а я предупреждал». Возникает только два вопроса:

  • Какого дьявола, вы тогда стремитесь («таргетируете») к инфляции в 4%, а не в 8%, если считаете низкую инфляцию опасной?
  • Куда смотрел «таргетатор» и регулятор в лице Банка России, когда «не увидел» уже предсказанные проблемы крупных банков?

Подвергается угрозе не бизнес-модель, а получение завышенной прибыли за счет высокой инфляции. И если бизнес-модель строилась только на временной ситуации с сверхприбылью от инфляции, а не на реализации основной продукции, то крах такого бизнеса естественен, как естественна скорая смерть любого неизлечимо больного организма.

«Эпоха низкой инфляции не позволит некоторым секторам снижать реальные издержки в тех же масштабах, что и раньше. Об этом пишет Аналитическое кредитное рейтинговое агентство. Дело в том, что из-за более медленного роста цен повысится так называемая номинальная жесткость — показатель, означающий, что цены не реагируют на изменения конъюнктуры рынка», - сообщает сегодня РБК.

В экономике нередка ситуация, когда производитель перекладывает часть своих издержек на общество. Классическим примером считается недостаточная экологическая безопасность производств. Производитель загрязняет окружающею среду, а общество страдает от роста болезней. Государство в теории должно обязывать строить очистные сооружения. В случае с высокой инфляцией производители также перекладывают свои издержки на общество. Рост реальных зарплат отстает от роста цен производителей, и производитель получает дополнительную маржу в виде недоплаченных работникам зарплат. Разница в том, что в первом случае государство предотвращает перекладывание издержек на общество, а во втором увеличивает издержки общества ради собираемости налогов. И это, вероятно ошибочно, так как сбор налогов скорее будет сокращаться из-за снижения покупательной способности населения.

Вторым полезным аспектом, которым пользуется производители (экспортеры) при высокой инфляции, является стремительное удешевление рубля по отношению к иностранной валюте. Ситуация дает производителям преимущество – они могут либо получить больше прибыли при постоянной цене товара, либо увеличить долю рынка при снижении цен. Описанный механизм зачастую приводит к валютным войнам, когда правительство намеренно девальвирует валюту или для получения преимущества, или для уничтожения преимущества торгового партнера.

Некоторые возразят, что высокая инфляция препятствует росту импорта, и внутренние производители получают толчок к развитию, так как населения переориентируется на домашнюю продукцию. Да это правда, что производители получат приемущество. Только это преимущество достигается за счет снижения качества уровня жизни покупателей, когда они вынуждены переходить на товары, которые хуже по качеству.

В «тучные годы» до 2014 при высокой инфляции импорт рос, так как увеличение доходов более соответствовал уровню инфляции. Сейчас, несмотря на низкую инфляцию, уровень доходов россиян снижается третий год подряд и только последние пару месяцев начал повышаться. И тут же резко подскочил импорт, так как население хочет повышать свой уровень жизни. Для стимулирования отечественного производителя увеличение импортных пошлин кажется более эффективным способом, чем эксперименты над доходами населения через снижение стоимости рубля.

Последнее замечание коснется понятия номинальной жесткости, упомянутой в цитате выше. Никому не стоит употреблять термин, который ты не понимаешь. В нашем случае "номинальная жесткость" не только не относится к теме, но и вырвана из контекста экономической теории Кейнса. В России номинальная жесткость не измеряется. Более того, практическая надобность такого измерения отсутствует. Согласно Кейнсианской теории, цены могут не снижаться при изменении конъюнктуры рынка в лучшую сторону. То есть цены не гибкие, а значит жесткие - отсюда термин. Жесткость по Кейнсу сдерживает оптимальный экономический рост и вызывает рост безработицы.

Номинальная жесткость цен никакого отношения к текущему моменту в России не имеет. Во-первых, пока нет экономического роста, и мешать нечему. Заявленное властью преодоление кризиса не означает начало устойчивого роста. Во-вторых, безработица в стране и так находится на рекордно низких уровнях и вызывает озабоченность Минэкономразвития и Банка России, что прямо говорит об ошибочности применения концепции жесткости цен.

Мы не знаем, то ли Орешкину стоит научиться выражаться яснее, то ли посоветовать некоторым экспертам думать сперва своими головами, а затем или соглашаться, или опровергать министра. Очевидно одно - от вредного и ложного информационного фона надо вовремя избавляться, дома же мы выносим мусорное ведро регулярно. Хочется, чтобы высказанное мнение внесло свой маленький вклад в это благое дело.

И последнее, о кусочке правды в угрозе низкой инфляции. Опасность может появиться, когда рост цен недостаточен для стимулирования экономической активности. В разных странах этот уровень отличается, но обычно колеблется в диапазоне 2-3%. Вот когда годовая инфляция, а не снижение цен в одном месяце, станет ниже 2%, тогда Минэкономразвития и стоит начинать волноваться и делать информационные вбросы для изменения поведения населения.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail