SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Российское виноделие - частный пример низкой конкурентоспособности

Правительство РФ выделило субсидию виноградникам Крыма и рассматривает введение квоты на отечественное вино в розничных сетях. Но борьба виноделов за потребителя всё-равно будет проиграна без интеллектуальных усилий. Одних субсидий и квот недостаточно.

Российское виноделие - частный пример низкой конкурентоспособности
фото: pixabay.com

Минсельхоз РФ добился выделения субсидии агропромышленному комплексу Крыма. Соответствующее распоряжение о предоставлении 200 млн рублей из резерва Правительства РФ сегодня размещено на сайте кабмина. Из них 80 млн пойдет виноградарям на «на возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками».

В 2016 году площадь виноградников в Крыму составляла 23 тыс. га. По сообщению Интерфакса, только часть посадок имело взрослые виноградники, пригодные для виноделия. Директор Ассоциации виноградарей и виноделов Крыма Дмитрий Волошенко сказал агентству:

"Сейчас у нас порядка 16-18 тыс. га полноценных виноградников, с которыми работают крымские виноделы. Мы стремимся увеличивать посадки виноградников".

Три коротких замечания. Виноградная лоза пригодна для виноделия через несколько лет после посадки, лучше через 8-10 лет. Умудриться сделать разброс в оценке посадок в 15% - плохой показатель. И что значит стремиться при колоссальном уровне господдержки? Надо не стремиться а делать. В Крыму субсидии на закладку виноградников выше среднероссийских в два раза.

Субсидии виноградарям

Известно, что в 2015 году Правительство РФ планировало к 2020 году довести площадь виноградников по стране до 140 тыс. га. Для этого необходимо было закладывать по 10 тыс. га ежегодно. В 2016 году Минсельхоз увеличил субсидии на закладку и уход за виноградниками в 2,7 раза - до 132,5 тыс. рублей за 1 га, по сравнению с 50 тыс. рублей годом ранее.

Осенью 2016 года планы немного пересмотрели. «Минсельхозом была представлена «Концепция развития виноградарства и виноделия в Российской Федерации на период 2016–2020 годов и плановый период до 2025 года». К 2025 году площадь виноградников должна увеличиться с 89,1 тыс. га до 153,3 тыс. га.

Неплохо живут виноградари России. И площади виноградников растут ослепительными темпами. Однако, производители вина продолжают жаловаться на нехватку сырья и его высокую стоимость для конкуренции с зарубежными производителями.

Крик души виноделов

Как пояснила «РБК» Янина Павленко (председатель Ассоциации виноградарей и виноделов Крыма «Крымское бюро винограда и вина»):

«В других странах мира есть субсидирование и дотации для собственных производителей, — напомнила она. — Мы совершенно не способны тягаться с ними по себестоимости продукции».

Остаётся непонятным, о каком отсутствии субсидирования в Крыму говорит Павленко. Но предположим, что субсидии на закладку виноградников не считаются. Речь, вероятно, идет о прямом субсидировании производителей вина. При этом, виноделам Крыма прямой госпомощи недостаточно, они обратились в Правительство РФ с просьбой предоставить 30% квоту российским винам в розничных сетях. Письмо перенаправлено председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым в Минсельхоз на проработку.

Суть проблемы

Виноделие нерентабельно. Нерентабельно оно из-за цен, которые не устраивают потребителей, а не из-за себестоимости продукции. Они не понимают почему за российское вино надо платить не меньше, чем за зарубежное. Наличие квот в магазинах проблему продаж не изменит.

Вероятно, производители надеются снизить расходы на вхождение в розничные сети. Это, по их мнению, позволит российским производителям цены немного снизить. При этом, цены иностранных конкурентов немного поднимутся из-за ограничения предложения.

Это очень спорная логика. И сомнения порождают размышления о маркетинге продукции. Хотя и демонстрируемое лоббирование – нормальный инструмент. Но потребителю от него только хуже.

О маркетинге

Это примитивизм всё сводить к ценовой конкуренции. Особенно в отношении такой продукции как вино. Ведь вино не биржевой продукт с аналогичными характеристиками. Вроде на каждой бутылке написано, что конкретное вино обладает индивидуальными характеристиками. Соответственно и маркетинг должен исходить из этого постулата.

Жалобы на трудности не принимаются. В маркетинге самым сложным считается выработка стратегии для благотворительной организации, которые по факту просят денег на пустом месте из-за разнообразных благих побуждений. И просят, вот незадача, гораздо успешнее, чем отечественные виноделы продают свою продукцию.

Маркетинг начинается с постановки цели. Увеличить рентабельность это не цель маркетинга, и даже увеличить долю рынка – это не конечная цель маркетинга. Должно быть сформулировано что-то на подобие следующих заявлений, выбирайте любое:

«Российское вино должно ассоциироваться с отменным качеством продукции по ценам соответствующим товару более низкого качества, что позволит расширить присутствие в среднем ценовом сегменте на икс %. Стратегия реализации цели прилагается»

«Низкое информированность покупателей о продукции в такой-то ценовой нише позволяет рассчитывать на увеличение продаж на икс % при условии раскрытия данных о реальных свойствах российского вина по сравнению с зарубежными аналогами и гарантии подлинности заявленных характеристик. План мероприятий и бюджет прилагаются»

Теперь расшифруем сказанное простым вопросами:

  • Роскачество когда-нибудь проводило проверку качеств вин на рынке? Нет,
  • Вы можете получить расширенную информацию о конкретной марке вина на своем телефоне в магазине по штрихкоду, который приводит к раскрытию информации на сайте Минсельхоза или Росалкогольрегулирования и подтверждает его подлинность? Нет
  • Может потребитель отнести конкретное вино к высшему сорту или к вину из дешевого виноматериала? Нет, надпись на этикетке не считается.
  • Может потребитель определить, что это российское вино по понятным причинам лучше зарубежного соседа в той же ценовой категории? Нет.
  • Вам часто давали дегустировать несколько отечественных вин в торговых сетях? Нет, если вообще когда-то давали,
  • Вам часто приходилось видеть программу лояльности покупателя отечественных вин? Нет, иногда попадались скидки.

А все эти вопросы выходят из двух простых формулировок гипотетических целей маркетинга. Да кто будет покупать российское вино, если оно терро-инкогнито? Поищите в you-tube прелестную историю о вине «меланж инферналь» (адская смесь), которое сварганил один умелец в лаборатории и получил за него приз. Очень поучительно. Подделка участвовала в официальной программе российского винного фестиваля и получила приз зрительских симпатий.

Кстати, это еще один пласт проблемы – понимания вкусовой разницы хорошего вина и плохого, особенностей французских и отечественных вин. И здесь никаких реальных движений со стороны виноделов не видно.

Государственное субсидирование и экспорт

Потребитель не выигрывает в долгосрочной перспективе от субсидирования отдельной отрасли. Во-первых, он платит налоги, и часть них идет не на образование или здоровье, а на продукцию, которую употребляют не все. Во-вторых, субсидирование повышает выживаемость неконкурентных производств, что ведет в ухудшению качества. В-третьих, цены на субсидируемую продукцию со временем вырастут, так как конкуренция ослабнет и так далее. Этой теме несколько веков, все началось еще с меркантилизма и его радикального протекционизма и импортозамещения.

Но можно примириться с недостатками ради великой цели, например экспорта отечественного вина за рубеж. Ведь экспорт продукции увеличивает благосостояние страны в целом. Есть одна небольшая проблема - если пока не получается конкурировать внутри страны, то почему получится конкурировать за её пределами.

Буквально на днях министр экономического развития Орешкин критиковал барьеры в глобальной торговле. Он привел пример с субсидиями Китая рыболовам и сказал, что Россия это не поддерживает и сама так делать не собирается. При этом субсидия виноградарям Крыма составляет более 2 800 евро за га, тогда как европейская, если не изменяет память, 700 евро за ту же площадь.

Никоим образом не утверждаем, что решение о субсидиях в сельском хозяйстве - ошибка. Но стоит прислушаться и к мнению Всемирного банка, который недавно рекомендовал вложения в общественные блага в агропромышленном комплексе (ветеринарная служба, селекция, инфраструктура), а не помошь отдельным производителям.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail