SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Рынка алкоголя в России нет

Так считает Федеральная антимонопольная служба, которая констатирует несколько системных ошибок контроля оборота легальной и нелегальной алкогольной продукции.

Рынка алкоголя в России нет
фото: pixabay.com

Начальник контрольно-финансового управления ФАС России Владимир Мишеловин на форуме «Алкогольный рынок: от запретов – к развитию» высказал видение ведомства в регулирования легального оборота алкоголя и методах борьбы с контрафактом.

«Нелогичность и несистемность законодательного регулирования во многом способствует тому, что мы начинаем говорить, используя ложный тезаурус… Есть алкогольная отрасль, может быть, но алкогольного рынка нет. Есть рынки, их много… уже упоминались такие тезисы всем известные, как раздельное регулирование (пиво, вино, водка), специфика. На мой взгляд, это первая ошибка», - сказал в начале своего выступления Мишеловин.

Проще говоря, нет единого подхода к регулированию оборота алкогольной продукции, поэтому до сих пор нет даже нормальной специальной терминологии, которая полно охватывает понятие алкогольного рынка. Без единого системного подхода регулирование и законотворчество отличается особым разнообразием выдающихся нелепостей. Хорошим примером является то, что 40% коньяка в стране признаётся «легальным контрафактом», который возник именно из-за специфики регулирования отрасли.

Второй ошибкой, с точки зрения антимонопольных органов, является определение оборота нелегальной продукции как «рынка нелегального алкоголя». Никто не может даже посчитать его ёмкость, так что рынка нет. Нужно, скорее всего, употреблять какие-то другие термины, например «объемы», может быть «влияние», может быть еще что-то (ред. – спорно, скорее напоминает формализм). Расчёты говорят, что оборот контрафакта составляет 50-65% от общего оборота. Если разбег оценки составляет 15%, то налицо системная ошибка.

В любом случае, представитель ФАС отметил, что нелегальная продукция – это опасная реальность. С точки зрения защитника конкуренции, есть добросовестные участники рынков, которые платят налоги и «вынуждены играть с государством в цены, в акцизы, в какие-то правила». Им очень сложно работать с тем объемом, попадающим на легальные рынки контрафактной продукции, которая создана без соблюдения закона.

Владимир Мишеловин систематизировал причины появления нелегальной продукции. Их три:

  • нелогичность национального законодательства,
  • несбалансированность законодательств стран ЕАЭС,
  • региональный протекционизм (акцизы и их распределение между бюджетами).

Фактически он назвал экономическую основу явления (оборота нелегальной продукции) и сделал логичный вывод о возможности решения проблемы, когда очевидны её причины. Стоит учесть, что возможность решить проблему в России далека от реальной реализации, что подтверждают ежедневные многочисленные примеры законотворчества, например, вчерашний планируемый запрет на возврат продукции из торговой сети или сегодняшнее предложение о патенте на сдачу квартир туристам.

ФАС абсолютно верно считает лучшим инструментом выявления контрафакта введение маркировки. Кстати, по словам начальника контрольно-финансового управления ФАС, он персонально способствовал началу эксперимента и с маркировкой табачной продукции. Но когда речь идёт об обороте алкоголя, то прежде всего необходимо вспомнить ЕГАИС.

«Конечно, система ЕГАИС показала свою эффективность за последний год и я думаю, что даже участники рынка вздохнут с облегчением, потому что пока эта система охватывала кусочки производства, опт, но не захватывала конечного потребителя, т.е. она не доходила до ЕГАИС розницы, она была хромоногая. Но теперь, когда она стала полная, замкнулся весь цикл, на мой взгляд, это очень серьезный инструмент для контроля оборота алкогольной продукции» - заявил Мишеловин.

Так как производство алкоголя в стране в 2017 году неожиданно увеличилось, то ФАС считает, что ЕГАИС весьма позитивный вклад, это очень мощный инструмент, и, может быть, другие страны этим инструментом воспользуются. Главное, не переборщить с регулированием. Чрезмерное регулирование – это 100% стимул для роста оборота нелегального алкоголя.

Кстати, ФАС, понимая экономическую основу контрафакта, делает правильный вывод и о развитии он-лайн торговли алкоголем:

«Мы считаем, что дистанционная торговля алкогольной продукцией это объективная реальность и как бы там мы ни закрывали сайты, которые продают алкоголь, все равно они будут появляться под тем или иным названием, все равно потребитель будет. Поэтому значительно проще разработать нормальные правила игры. Этими правилами воспользуются, прежде всего, добросовестные участники рынка и будут иметь еще один канал продаж, канал сбыта».

Действительно, с мнением начальник контрольно-финансового управления ФАС России Владимира Мишеловина можно не во всём согласиться, но оно заслуживает внимания хотя бы из-за грамотных экономических аргументов.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail