SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Семь лет в меняющемся мире: крушение советской промышленности в Латвии

Продолжаем публикацию воспоминаний "Записки директора рижского обувного объединения в 1987-1994 годах", которую делаем еженедельно. Это нечастый пример экономических мемуаров, которые дают интересное преставление о взгляде директора промышленного предприятия и экономиста на период "слома" эпох.

Семь лет в меняющемся мире: крушение советской промышленности в Латвии

Предыдущие главы:

Крушение советской промышленности в Латвии

Независимой Латвийской Республики, в период революционной смены общественно-экономической формации и мировоззрения, было не до экономических успехов.

Введение пограничного режима «максимального не благоприятствования» и закрытие границы с Россией практически прекратили все экономические связи Латвии с Востоком.

Одновременно с этой мерой в новой стране была введена нулевая ввозная таможенная пошлина с Западом, откуда сразу же потоком хлынули товары. Дополнительно заводы и фабрики обложили грабительскими налогами на капитальные промышленные сооружения, ввели оплату НДС на продукцию не из выручки после продажи, а при поступлении готовой продукции на внутрипроизводственные склады…

Обанкротились разом большинство гигантов индустрии Латвии: их товары потеряли конкурентоспособность. За счёт введённых таможенных и иных налогов и сборов они стали дорогими для Востока и не нужны были Западу.

Завод «Страуме», сосед СП «Пирмаден» (имевший общий с нами забор), производивший популярную в СССР бытовую технику, обанкротился мгновенно. Жутко было ежедневно наблюдать нарастающую разруху почти новой «свечки» 9-ти этажного административного корпуса, а ведь совсем недавно они посеяли траву на своей территории и ссорились с нами из-за паводковых вод. «Страуме» располагался по рельефу местности ниже нас, и генеральный директор в свою последнюю весну сетовал мне, что мы не отводим паводковые воды, подтопляем его, и мы тогда сделали водоотлив вдоль общего забора. Знал бы он, что ждёт его любимое детище через какие-то месяцы!?

Помню историю с обанкротившимся крупным рижским фанерным заводом и его клюшками для хоккея с мячом: директор завода рассказывал мне, что предлагал финнам клюшки в три-четыре раза дешевле, чем аналогичные финские изделия. Никто их на родине хоккея с мячом брать не стал, и дело здесь было не в качестве изделий.

А рухнувшие гиганты промышленности, известные всему СССР, и которыми всегда так гордилась Латвия: фабрика по производству микроавтобусов «РАФ», радиозавод «Радиотехника», электротехнический завод «ВЭФ», мотозавод «Саркана звайгзне», дизелестроительный завод, завод полупроводниковых приборов «Автоэлектроприбор», светотехнический завод, парфюмерная фабрика «Дзинтарс»…. Что ни название, то советская знаменитость.

На фото развалины знаменитой «Радиотехники»:

Товары латвийской промышленности гремели на весь Советский Союз: телефоны ВЭФ, духи «Кокетка» и «Рижанка», радио «Спидола», усилители Radiotehnika У101 и колонки S-90B, рижские «кузнецовские» фарфоровые сервизы, кухонные комбайны, миксеры и кофемолки «Страуме»….

Так почему в благополучной Латвии, вопреки логике и здравому смыслу, был инициирован промышленный апокалипсис?…

По прошествии времени многое становится очевиднее, прозрачнее, понимается глубже – публикуются новые факты, воспоминания очевидцев, анализ экспертов, восстанавливается хронология, вскрывается подоплёка событий, выходят из тени кукловоды…

"Почему была разрушена промышленность, одна из самых передовых для того времени? – говорит экономист Эйнарс Граудиньш. – Почему власть сознательно угробила предприятия мирового уровня? Всё объясняется просто. В советских корпорациях было сосредоточено огромное количество высококвалифицированной рабочей силы – в основном русские и приезжие из разных мест СССР. На заводах росло и крепло движение за сохранение Советского Союза, потому что в 1991 году люди отлично понимали, к какому краху всё идёт.
Но из-за кордона в Латвию уже рванула латышская диаспора, почуявшая запах лёгких денег и власти, которую надо было просто подобрать.
«Пятая колонна» прибывала целыми отрядами. Дети и внуки тех, кто покинул Латвию вместе с нацистами в конце Второй Мировой войны, сейчас, заняв ключевые посты в позорно брошенной стране, организовали себе возвращение недвижимости, компенсации и привилегии. Эти люди на генетическом уровне ненавидели всё русское и, чтобы ликвидировать политического противника и одновременно «навариться» на распиле и дележе советской собственности, приняли решение все заводы уничтожить, и, прежде всего, за счёт запретительно-разрешительных таможенных процедур».

"За рубежом проживали 300 тысяч латышей, бывших коллаборационистов, потомков нацистов, – продолжает экономист Александр Гапоненко. – Американцы их подпитывали и давали указания. Сюда приехали 30 тысяч латышей из бывших, им всем вернули недвижимость. Западные латыши принесли основной политический тренд – антисоветизм и русофобию. Адекватных интернациональных местных латышей идеологически сломали – «вы что, против родины?"
Диаспора разработала
концепцию этнической чистки, лишавшую русскоязычных жителей Латвии всех прав:
Первое: государственным языком становится латышский, а его незнание тут же отсекает от управления русскоязычное чиновничество, управленцев всех уровней и интеллигенцию.
Второй инструмент – гражданство, которое выдаётся только своим и нужным.
И третье: корректируется концепция происхождения государства: оно было оккупировано СССР, а значит, все предыдущие 70 лет его существования с юридической точки зрения ничтожны, и те, кто сюда приехал в советское время, объявляются оккупантами.
Вместе с "зарубежной бандой возвращенцев" в Латвии высадился десант высокооплачиваемых американских экономических консультантов. Их всех уже ждала рижская «пятая колонна», те серые кардиналы, которые под американским патронажем организовали одномоментный приезд четырёх сотен журналистов со всего мира на спланированное драматическое представление 20 января 1991 года».

Цветные революции 21-го века репитировались в 1991 году здесь, в Прибалтике.

«В начале 90-х наши американские советники-эксперты предложили нам реализовать на практике теорию, что частный бизнес работает более эффективно, чем государственный, – говорит председатель Союза журналистов Латвии Юрис Пайдерс. - «Невидимая рука» рынка сама, мол, наведёт порядок. А если так, то в Латвии надо быстро всё приватизировать…. Пока они «прихватизировали» и воровали, жили очень богато. Потом кончилось, что воровать. И тогда решили вступить в ЕС. У нашей власти был только один вариант: «Всё уже разворовано, нас спасёт только кража»…. Значит, вступаем в Евросоюз, делаем долги, и пусть потомки расхлёбывают...».

«Заниматься госрегулированием экономики в стране стало некому, - отмечает лидер «Центра согласия» Янис Урбанович, - во власть были назначены непрофессионалы, разбиравшиеся в экономике и финансах, как лошадь в арифметике. В роли президента Латвии оказался директор прачечной, министром обороны - ветеринар, а министром экономики – инженер-механик. Министерством внутренних дел руководила журналистка, а министром образования стал парень, не имевший высшего образования»…

В то мрачное время перемен, на коротких встречах с рабочими в цехах я не скрывал тревоги и неопределенности настоящего момента даже для нашего совместного предприятия, имевшего надежный экспортный потенциал. И часто повторял, что если придётся падать, то наш СП «Пирмаден» будет падать последним.

Слушая, многие улыбались, считая это шуткой директора. Их настроение было понятно: территория блистала чистотой и ухоженностью (спасибо нашим трудолюбивым садовникам), в кафе вкусно и дешево кормили, рядом работал женский зал парикмахерской, медицинский центр пользовался огромной популярностью, заканчивалось строительство актового и тренажёрного залов, высокая зарплата позволяла уверенно смотреть в будущее, велось жилищное строительство. Работники основных цехов предприятия были одеты в фирменную спецодежду. Свой фирменный магазин выполнял заказы на обувь и иные товары, упаковывая всё в редкие по тем временам фирменные пакеты с логотипом СП «Пирмаден». Организовывались экскурсии по городам Прибалтики, выдавались оздоровительные путёвки в дом отдыха «Лигатне».

СП «Пирмаден» существовал как государство в государстве.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail