SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Пауза в торговой войне может быть затишьем перед бурей

Рост глобальной неопределенности, вероятно, опаснее конкретных торговых противоречий. Мировая торговля товарами определяется не только стальными пошлинами Трампа или риском торговой войны США и Китая.

Пауза в торговой войне может быть затишьем перед бурей
фото: pixabay.com

Международная торговля вошла в неспокойные воды. Её паруса более не наполняются одним предсказуемым ветром, они разрываются порывами угроз с разных направлений, пишет экономист Нил Кимберли в авторской статье для SCMP. Видимость безопасного курса упала.

Сразу стоит оговориться, что рассматриваемая им тема непосредственно затрагивает Россию, которая является экспортно-ориентированной страной. Замедление мирового спроса уменьшит поступления для запланированных глобальных преобразований. От реформ правительство РФ не откажется, так как они уже перезрели, но если выручка от экспорта упадёт, то за реформы заплатят граждане из своего кошелька. Чем сильнее будет замедление, тем больше придется раскошелиться, и тем больше будет желание власти увеличить налоговую и неналоговую нагрузку.

17 мая данные Всемирной торговой организации (ВТО) свидетельствовали, что рост глобальной торговли товарами в I квартале 2018 расширился сильнее долгосрочного тренда. Однако прогноз ВТО предполагает замедление роста, так как «риски роста торговой напряженности в настоящее время остаются». Стоит заметить, что прогноз ВТО вышел незадолго до того, как США и Китай поставили торговую войну «на паузу», но это мало что изменило фундаментально.

В последнем индикаторе всемирной торговли, рассчитываемом ВТО, было заявлено значение 101,8, которое выше базового значения индекса в 100, что показывает продолжение роста, но показатель снизился с предыдущего уровня в 102,3. Его падение определялось сокращением двух составляющих индексов – экспортных заказов и воздушных перевозок, что «может быть связано с растущей экономической неопределенностью в связи с ростом напряженности в торговле», говорится в прогнозе ВТО.

Во многих странах сокращение международных товарных потоков уже заметно проявилось. В Японии, чья экономика сократилась на 0,6% в годовом исчислении в I квартале 2018, торговый баланс вырос на 0,1%. Рост японского экспорта замедлился до 0,6% по сравнению с 2,2% в IV квартале 2017 года, в то время как импорт сократился еще сильнее. И именно падение импорта позволило отчитаться о сохранении профицита.

В то же время данные статистического агентства Европейского союза за март 2018 года, опубликованные в прошлую пятницу, показали, что экспорт товаров из еврозоны снизился на 2,9% по сравнению с предыдущим годом, в то время как импорт снизился на 2,5%.

Интересно, что недавний апрельский заметный рост контейнерных перевозок в Южной Калифорнии исполнительный директор порта Лонг-Бич Марио Кордеро объяснил тем, что в результате торговых напряжений «грузоотправители тревожно спешат доставать свои грузы на зарубежные рынки» перед введением торговых барьеров.

Интуитивно, это имеет смысл. Если торговая напряженность повышается, было бы логично отгрузить груз сейчас, а не ждать. Но было бы непозволительным упрощением соотнести данные из ЕС, Японии и США только с нервозностью в отношении возможных торговых пошлин Трампа и контр-пошлин других стран. Это может помочь объяснить устойчивый рост контейнерных перевозок в первом квартале, но он не будет соответствовать недавним данным из ЕС и Японии.

Возможно, в игре есть и другие факторы, в частности рост цен на нефть. Как Еврозона, так и Япония являются крупными импортерами энергии. Возможно, уместно напомнить, что Азиатско-Тихоокеанский регион вообще является крупнейшим импортером энергии. При этом только Китай импортирует около 9,6 млн баррелей нефти в день, что эквивалентно 10% мирового потребления.

Растущие расходы на электроэнергию должны оказывать давление на производственные и транспортные расходы. Действительно, Maersk, крупнейший в мире контейнерный грузоотправитель, на прошлой неделе отметил, что контейнерные фрахтовые ставки увеличились на 7% в I квартале 2018 года.

Рост цен вследствие удорожания нефти и роста процентных ставок в США, что параллельно удорожает доллар США, усиливает неблагоприятный торговый ветер. Доллар США – главная торговая валюта. Если её заимствование становится дороже, то торговля страдает. Кстати, нормальное поведение нефти при росте доллара – удешевление, так как она обычно номинируется в американской валюте, но в последнее время нефть и доллар растут параллельно.

Можно надеется, что объявление о том, что Китай и Соединенные Штаты отказались от введения дополнительных пошлин на $150 млрд, уменьшит глобальные риски, но это только часть картины. В любом случае, другие неблагоприятные ветры торговли по-прежнему предвещают штормовые удары, подводит итоги Нил Кимберли.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail