SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Российские чиновники хотели бы увеличить оклады на 60%

Они полагают, что зарплаты должны быть больше, чтобы квалифицированные кадры шли на госслужбу.

Российские чиновники хотели бы увеличить оклады на 60%
фото: pixabay.com

Для удовлетворения зарплатных ожиданий госслужащих необходимо увеличить консолидированный фонд оплаты труда на 307 млрд рублей. Сейчас фонд оплаты труда госслужащих по всей России составляет порядка 270 млрд рублей, говорится в докладе НИУ «Высшая школа экономики» и Всемирного банка, с которым ознакомились «Известия». Количество вакансий в федеральных министерствах и ведомствах иногда достигает 66–70% от штатной численности организации.

Редакция SULARU обратила внимание, что доклад НИУ «Высшая школа экономики» и Всемирного банка не отличается качеством, но отличается провокационным характером. Команду авторов стоило бы наказать рублём за низкий уровень квалификации при обсуждении чувствительной темы.

Итак, 77% госслужащих считают, что оплата их труда ниже, чем в коммерческом секторе, приводятся в докладе результаты опроса ВЦИОМа, проведенного по заказу НИУ ВШЭ. Всего было опрошено 2479 респондентов в 77 субъектах. При этом примерно каждый третий определенно уверен в непривлекательности зарплатных позиций госслужбы. Лишь 23% опрошенных считают материальное вознаграждение чиновников привлекательным.

По данным Росстата за 2016 год, средняя зарплата федеральных служащих составила 115,7 тыс. рублей, региональных - 45 тыс. рублей. Несмотря на достаточно высокий средний уровень материального вознаграждения федеральных чиновников, в 50 министерствах, службах и агентствах уровень зарплаты оказался ниже средней по Москве (94,4 тыс. рублей), подчеркивается в докладе.

Федеральные госслужащие считают, что для привлечения эффективных работников оплата труда должна быть на 60% выше нынешней. При этом для прихода на госслужбу высококвалифицированных специалистов необходимо увеличить текущий уровень выплат на 75%. У региональных чиновников более скромные запросы. По их мнению, справедливой является прибавка к зарплате в размере 25–30%.

Работники министерств и ведомств готовы сменить работу даже с потерей квалификации, если на новом месте она будет на 40 тыс. рублей выше. Для привлечения лучших выпускников вузов справедливое денежное вознаграждение молодого специалиста, по мнению опрошенных респондентов, должно быть в среднем не менее 38 тыс. рублей.

Комментарий экспертов «Известий»

Профессор РАНХиГС Владимир Соколов заметил, что уровень зарплаты госслужащих отражается на качестве госуправления, но не напрямую. По его словам, в процессе роста должностного оклада существует порог, после увеличения которого сотрудник работать лучше не будет. Мотивировать на больший результат при исполнении обязанностей может четкая карьерная лестница, добавил Владимир Соколов. Например, в Германии она закреплена законодательно: проработавшего определенное количество времени без замечаний сотрудника обязаны повысить на одну ступень.

Соколов добавил, что Сингапур решил проблему низкого качества госуправления, увеличив оклады чиновников до соответствующих уровней в коммерческом секторе. Однако, например, в США зарплаты на госслужбе составляют порядка $50 тыс. в год, что в два раза ниже, чем в компаниях. При этом чиновники в США работают очень эффективно, подчеркнул эксперт. В странах ОЭСР оплата труда госслужащих высшего ранга составляет $231 тыс. в год, среднего звена - $182 тыс. в год, низкого - $114 тыс. в год.

Проблема госслужбы в том, что существует большой разрыв между зарплатами руководителей ведомств и служащих низкого ранга, уверен директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игорь Николаев. Средняя зарплата на уровне примерно 100 тыс. кажется большой, но не отражает реальности, подчеркнул эксперт. По его мнению, индексировать материальное вознаграждение необходимо исключительно госслужащим невысокого ранга.

А теперь подвергнем всё сомнению

Для начала укажем на небольшую фактическую ошибку.
Средняя зарплата в Москве в размере 94,4 тыс. рублей – это шутка Мосгорстата, и редакция SULARU объясняла провокационный смысл этой шутки. Но многие её зачем-то регулярно повторяют. Из слов руководителя департамента экономической политики и развития Москвы Владимира Ефимова, приведённых агентством «Москва» в октябре 2017 года, следуют другие данные:

«Если говорить про номинально начисленную заработную плату, то мы ожидаем, оценочно, что к концу года она составит порядка 63 тыс. руб. Если брать в номинальном выражении, она вырастет на 7,8%».

Если аналитики ВШЭ и Всемирного банка не задумываясь берут, как сейчас модно говорить, «фейковые» данные, то и остальная информация начинает вызывать сомнения. Особенно в отношении числа открытых вакансий в федеральных министерствах и ведомствах. Даже если формально так и есть, что вряд ли, то сами цифры для анализа бесполезные. Эксперт их обязан откинуть, так как данные выбиваются из тренда.

Поясним. Как же бедные чиновники вообще справляются со своими обязанностями? Это доходчиво объяснила Счётная палата РФ (СПР). В январе 2018 года аудитор СПР Максим Рохмистров отметил, что перекладывание органами госвласти прямых обязанностей на сторонние и подведомственные организации носит не эпизодический, а системный характер, что свидетельствует о глубоком проникновении такой практики в работу органов власти. Он добавил, что президентом РФ Владимиром Путиным в феврале 2016 года было поручено Правительству РФ предложить поправки в законодательство, которые запрещали бы привлекать сторонние организации для исполнения прямых функций органов власти и определяли критерии привлечения помощи для исполнения госпрограмм. По словам Рохмистрова, правительство РФ ответило, что необходимости совершенствования существующего законодательства нет. После чего СП собственно и проверила данное заявление.

В переводе на русский, множество чиновников вообще не работает. О какой 70% нехватке работников может вообще идти речь, если государственный контрольный орган отмечает, что чиновники могут себе позволить банально бездельничать. Далее, в декабре 2017 года Татьяна Голикова, тогда глава СПР, доложила президенту РФ, что количество чиновников вообще-то неудержимо нарастает.

"Для меня это тоже было удивлением… У нас за последние пять лет, то есть с 2012 года по 1 января 2017 года, на 24,5% возросло количество бюджетных учреждений в тех органах исполнительной власти, которые подчиняются Правительству, не Президенту, то есть классическая исполнительная власть. Их количество у нас уже 3066, но самое неприятное, что за этот же период времени в два раза, до 4829, возросло количество филиалов правительственных учреждений. Они плодятся, а нормативная база, которая регулировала бы, когда они могут создаваться, когда нет, отсутствует. Это порождает очень серьёзные проблемы, которые связаны с управлением процессами использования финансовых ресурсов", - заметила она, добавив, что множество чиновников отличаются безграмотностью.

Опять в переводе на русский, армия людей, которые кормятся за счёт налогоплательщиков, быстро увеличивается, что прямо противоречит заявлению о недостатке работников согласно штатному расписанию. При этом такая армия не нужна, так как немалая её часть, по мнению СПР, абсолютно безграмотна. Но аналитики ВШЭ и Всемирного банка говорят о возможном росте бюджета на оплату труда всех чиновников на 213%.

Кстати, данные профессора Соколова о средней зарплате чиновника в ОЭСР на низовом уровне в размере $114 тыс. в год также не выдерживают никакой критики. Такие зарплаты есть только в ООН, которая придерживается практики, что зарплаты международных чиновников должны значительно превышать уровень средней оплаты в развитых странах мира, чтобы была возможность привлекать лучших профессионалов.

Упоминание им Сингапура в данном случае также некорректно, так как рост зарплат чиновников до уровня руководителей в коммерческом секторе сопровождался тогда совсем немалым ростом требований к их работе и грамотности (при небольшом их общем количестве в этом микро-государстве и достаточном кадровом резерве грамотных специалистов). К тому же в период повышения зарплат проводилась жёсткая чистка взяточников при полном несоблюдении «демократических норм». Если подойти к нашим чиновникам мерками Сингапура, работать будет некому, так как большинство будет просто недостойно больших зарплат и не сможет занять должности, а меньшая часть будет уволена за разного рода нарушения.

Зато стоит однозначно согласиться с директором Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игорем Николаевым, что оплата рядового чиновника в России сильно отличается от оплаты руководителей. Но такая проблема есть и в частном секторе экономики, не только в государственном.

Резюмируем

Вообще непонятно, зачем такую работу аналитикам НИУ «Высшая школа экономики» и Всемирного банка стоило проводить. Уровень зарплат чиновников считает Росстат, и он хорошо известен руководству страны. В 2018 году государство с трудом наскребло деньги на индексацию их зарплат на уровне инфляции. Дай боже, если подобное случится и в 2019 году.

Ожидания «справедливой» оплаты труда чиновников в рамках текущего российского бюджета выполнены быть не могут. А без кардинальных реформ государственного аппарата о росте зарплат «слуг народа», кроме рядовых сотрудников, говорить вообще преступно. Доклад можно рассматривать или как провокацию подобно шутке о средней зарплате москвичей, или как растрату государственных средств на ненужные и некачественные исследования.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail