SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Новак и аль-Фалих подтвердили эффективность своего партнёрства

В пятницу 22 июня в коммюнике по итогам заседания ОПЕК, которое сопровождалось нешуточными страстями, было сказано, что страны картеля договорились на 100% придерживаться соглашения ОПЕК+. Под этим эвфемизмом скрывается решение увеличить добычу нефти в рамках сделки на 1 млн б/с. Связка России и Саудовской Аравии добилась желаемого результата.

Новак и аль-Фалих подтвердили эффективность своего партнёрства

16 октября 2017 года вроде бы разразился скандал. Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…". К проекту была приложена пояснительная записка, которая раскрыла «саботажную» суть деятельности Минэнерго в течение последних 9 лет с 2009 года.

«По результатам исследования практики реализации в 2009 - 2014 годах Программ Минэнерго России были выявлены их следующие недостатки:
- отсутствие единого подхода к формированию… делает практически невозможным оценку… повышения энергетической эффективности отраслей экономики,
- требования к форме программы… утвержденные приказом Минэнерго России №398… не учитывают отраслевой специфики, что не позволяет обеспечить соответствие целей… Программ с целями по повышению энергоэффективности.
- ответственные за развитие отраслей экономики РФ федеральные органы… не имеют рычагов воздействия на повышение энергетической эффективности отрасли», - сообщалось в записке к законопроекту.

Простыми словами в записке заявлялось:
- оценить результаты деятельности по энергосбережению невозможно,
- приказ Минэнерго не позволил повышать энергоэффективность,
- Минэнерго мешал другим министерствам работать.

Но уже 17 октября наступила загадочная тишина. Нет, о потенциале энергосбережения было позже сказано немало, уже в 2018 был принят комплексный план повышения энергоэффективности, но Минэнерго больше не беспокоили «маловажными» обвинениями.

Более того, вице-премьер Аркадий Дворкович в апреле 2018 года пояснил, что за 10 лет энергоэффективность в России на самом деле повысилась на 13%. Вероятно, министр энергетики РФ Александр Новак 16 октября 2017 года сказал что-то вроде: «Тогда с моим другом аль-Фалихом будете разговаривать сами».

Халид аль-Фалих является министром энергетики Саудовской Аравии. Уже продолжительное время его и Новака за глаза называют «сладкой парочкой Twix», настолько единодушны оба министра в своих действиях. В конечном итоге Россия и Саудовская Аравия 14 июня 2018 года заключили историческое соглашение о бессрочном альянсе для поддержания стабильности на нефтяном рынке.

Нефть марки Brent в середине октября 2017 года стоила немного больше $55 за баррель. Уже через две недели она стоила более $60, а к концу 2017 года цена почти достигла $70. Только это и ничего больше позволило сверстать профицитный бюджет России по итогам января-апреля 2018 года (799,1 млрд рублей) и сверхосторожно спрогнозировать профицит в размере 0,5% ВВП (481,8 млрд рублей) по итогам 2018 года, хотя еще в декабре 2017 года предполагался дефицит в 1,3% ВВП.

Стоит согласиться, что видимый результат важнее несколько расплывчатых обвинений в подрыве энергоэффективности России и срыве политики энергосбережения.

За 12 месяцев нефть подорожала на $30

Если в июне 2017 года цена нефти марки Brent опускалась ниже $45 за баррель, то 1 июня 2018 она превысила $75, что говорит о несомненном успехе соглашения о сокращении добычи нефти между странами ОПЕК и неОПЕК (ОПЕК+). Главную роль в сделке сыграли Россия и Саудовская Аравия.

В декабре 2016 года из-за низких цен на нефть страны ОПЕК договорились сократить добычу на 1,2 млн баррелей в сутки (б/с) до 32,5 млн б/с. Одновременно ОПЕК заключила соглашение о присоединении к ограничениям по добыче нефти в объеме 0,5 млн б/с еще с 13 нефтедобывающими странами, не входящими в картель. Целью сделки, которую назвали ОПЕК+, стало сокращение запасов нефти в странах ОЭСР до среднего пятилетнего уровня.

К июню 2017 года ситуация поменялась. Сильно упала добыча нефти в Венесуэле. Из-за сильного санкций США и внутреннего политико-экономического кризиса, сопровождающегося гиперинфляцией, она сократилась на 1 млн б/с. Кроме этого упала добыча в Анголе, Габоне, Катаре, Ливии, Экваториальной Гвинее. В результате в мае 2018 года ОПЕК констатировала, что соглашение ОПЕК+ перевыполнено на 58%. Сокращение оказалось больше, чем того требуют установленные квоты. По словам аль-Фалиха, страны ОПЕК снизили добычу на 2,2 млн б/с вместо предусмотренных 1,2 млн б/с.

Более того, добыча и экспорт не тождественны. Иран добывает 3,7 млн б/с из положенных квотой 3,9 млн б/с, согласно отчету Международного энергетического агентства. Но из-за чрезмерной любви США решать собственные проблемы односторонним введением санкций и торговых ограничений экспорт из Ирана падает быстрее.

По данным Bloomberg, Иран в первой половине июня сократил экспорт нефти до минимума за год - 2,114 млн б/с по сравнению с 2,511 б/с в начале мая, так как некоторые крупные покупатели уже прекратили сотрудничество со страной из-за угроз возвращения Штатами нефтяных санкций , отмененных в отношении Ирана в 2016 году. Также прогнозируется, что из-за действий США экспорт нефти из Ирана в 2019 году снизится ещё на 20-30%.

Таким образом, геополитические риски, недостаточное предложение на фоне оживления в 2017 году спроса из-за мирового экономического роста привели к слишком высоким ценам. Проблемы на топливном рынке прямо затронули даже пока крупнейшего в мире производителя нефти – Россию. Цены на бензин взлетели, и только достаточно хаотичные и экстренные действия правительства РФ ситуацию стабилизировали.

"Мы не заинтересованы в бесконечном росте. Справедливая цена в $60 за баррель, несправедливая - нас она устраивала", - недвусмысленно намекнул президент РФ Владимир Путин на то, что с ростом цен на мировых рынках пора что-то делать.

В общем, если даже Россия не видит смысла в дальнейшем резком росте нефтяных котировок, то что говорить про США, которые огромные объемы нефти импортируют. «Несчастный» президент США Дональд Трамп, который, по справедливому замечанию Ирана, сам во многом поспособствовал росту цен, обрушился на ОПЕК+ с призывами увеличить добычу. 22 июня он в очередной раз написал в твиттере: «Надеюсь, ОПЕК увеличит добычу существенно. Нужно продолжать снижать цены!»

Это случилось через час после окончания заседания стран ОПЕК, которые решали будущее нефтяного рынка. Кстати, цены по итогам заседания не «продолжили» падение, а выросли.

Решение ОПЕК

Против повышения добычи неудачно выступили Иран, Ирак и Венесуэла. Само заседание стран ОПЕК прошло в пятницу 22 июня в Вене в штаб-квартире организации.

Наиболее жёсткую позицию занял Иран, который грозил заблокировать любое решение о росте производства нефти. Кроме этого, министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане требовал, чтобы ОПЕК включил в итоговое коммюнике заседания заявление о том, что "конференция министров ОПЕК поддерживает членов картеля, которые находятся под незаконными, односторонними и экстерриториальными санкциями". Он получил отповедь от аль-Фалиха.

"ОПЕК - не политическая организация. ОПЕК многие десятилетия оставлял политику за рамками своих дискуссий и деклараций. И недопустимы попытки нарушать этот протокол, на котором мы сфокусированы. Мы экономическая организация, которая сконцентрирована на рынке, фундаментальных факторах. Так мы сфокусированы в Саудовской Аравии, и верю, что большинство нас поддерживает - не вмешивать политику", - сказал министр энергетики Саудовской Аравии.

Почти сразу после начала закрытой части заседания ОПЕК Зангане покинул зал. Перед тем как сесть в машину, он эмоционально произнес труднопереводимую игру слов на фарси. В целом стало понятно, что заседание "идет не совсем хорошо". Кстати, чуть позже Аль-Фалих и Зангане поговорили наедине, и министр нефти Ирана потом подтвердил приверженность общему решению.

Ирак просил отсрочку в принятии решения о росте добычи. По итогам заседания министр нефти Ирака Джаббар аль-Лаиби пожаловался: "Наше предложение было дать еще три месяца на изучение, но, к сожалению, оно не было принято".

Венесуэла, квоту которой по факту делят остальные страны ОПЕК+, тоже не высказывала удовлетворение. Сразу после заседания ОПЕК министр нефти страны Мануэль Кеведо сообщил, что Венесуэла намерена восстановить добычу нефти до конца года и сама выполнить свою квоту добычи. «Это обеспечит прибавку 1 млн б/с», - сказал он журналистам.

Итоговое коммюнике заседания на фоне таких страстей не содержало ни слова о росте добычи.

"На конференции страны договорились, что будут стремиться придерживаться общего уровня сокращения добычи на 100% по состоянию на 1 июля на оставшееся время действия соглашения (до конца 2018 года)", - говорится в сообщении.

Это был эвфемизм, если вспомнить слова аль Фалиха, что разница между положенным сокращением добычи нефти (1,2 млн б/с) в рамках ОПЕК+ и фактическим его уровнем (2,2 млн б/с) составляет ровно 1 млн б/с. Таким образом страны договорились принять предложение Саудовской Арвии и увеличить добычу на 1 млн б/с. Но фактический рост составит 600-700 тыс. баррелей в сутки, так как только несколько стран, включая Россию и Саудовскую Аравию, могут быстро нарастить добычу. Но квоты на рост добычи распределяются между всеми участниками соглашения. Окончательное согласование ожидается в субботу 23 июня на министерском комитете ОПЕК+ с участием стран неОПЕК.

Российская позиция

Незадолго перед поездкой в Вену Александр Новак говорил о том, что предложение России – увеличить добычу на 1,5 млн б/с. Тогда он даже «не заметил», что Иран категорически против роста добычи, сославшись на неполучение официальных извещений со стороны иранского партнёра.

Но 21 июня он был уже более мягок: "Будем искать компромисс между всеми", - сказал он журналистам. Таким образом, предложение Саудовской Аравии о росте добычи на 1 млн б/с будет в субботу принято с вероятностью 99%. Нет сомнений, что Новак и аль-Фалих уже всё согласовали. Вполне вероятно, что ранее они даже играли роли "плохой и хороший полицейский", когда российский министр выступил с заранее непроходимым предложением, чтобы решение о росте на 1 млн б/с было воспринято как достойный выход.

Осталось только одна тревожная грань этой вроде оптимистичной ситуации. Если торговое противостояние Китая и США усилится, то проблемы перекинутся на всю глобальную торговлю, которая и так страдает от популистских действий Дональда Трампа. Торговая война может вызвать обвал цен из-за резкого сокращения спроса.

Однако Россия и Саудовская Аравия недаром заключили своё бессрочное соглашение о стабильности на рынке нефти. Оно предполагает совместное сокращение или наращивание добычи и экспорта нефти по мере необходимости в зависимости от ситуации на рынке. Именно поэтому оно смело может называться историческим.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail