SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Латинской Америке предстоит тяжёлое экономическое восстановление

В своём отчёте МВФ прогнозирует трудный рост всех экономик региона за исключением Венесуэлы, которая продолжит находиться в глубоком социально-экономическом кризисе. Ей предстоит очередное падение ВВП. Знакомимся с малоизвестной для большинства европейцев экономической картиной и комментируем рекомендации МВФ.

Латинской Америке предстоит тяжёлое экономическое восстановление
фото: pixabay.com

Экономическая активность в Латинской Америке продолжает восстанавливаться. Следуя росту внутреннего спроса во главе с потреблением в 2017 году, инвестиции, наконец, набирают обороты. В целом экономика региона, как ожидается, увеличится на 1,6% в 2018 году и 2,6% в 2019 году по сравнению с 1,3% в 2017 году. Однако мы ухудшили наш апрельский прогноз по динамике роста ВВП региона, пишет Международный валютный фонд (МВФ).

Темпы роста, однако, более дифференцированы, чем прогнозировалось в апреле. В то время, как в некоторых странах темпы роста ускоряются, восстановление стало более трудным для нескольких крупнейших экономик, поскольку рыночное давление на глобальном уровне усиливается в силу уязвимости конкретных стран.

Внешние угрозы

Рост в Соединенных Штатах продолжает демонстрировать высокие темпы, обеспечивая интересы региональных экономик, имеющих тесные связи с США. Аналогичным образом более высокие цены на сырьевые товары оказывают поддержку региональным экспортерам таких товаров.

Но условия для роста глобального спроса и финансирования экономического роста стали хуже. Увеличение глобального спроса было не столь сильно, что отразилось на показателях всех странах Латинской Америки и привело к увеличению рисков для регионального экспорта. В то же время глобальные финансовые условия, хотя и по-прежнему остаются неплохими, но постепенно деградируют. Давление на финансовом рынке особенно проявляется в странах с более слабыми внутренними экономическими основами. Другой причиной является рост глобальной экономической и политической неопределенности. Эскалация торговой напряженности в настоящее время увеличивает риски, связанные с ухудшением ситуации в будущем, в том числе благодаря их потенциальному воздействию на ожидания и инвестиции.

Внутренние риски

Некоторые страны региона, являющиеся экспортерами сырьевых товаров, наслаждаются оживлением в бизнесе и ростом доверия потребителей, что проявляется в оживлении внутреннего спроса. Кроме этого, в некоторых странах внутренняя политическая неопределенность уменьшилась в последнее время, если не рассеялась окончательно, в связи с окончанием избирательных циклов.

Однако в некоторых крупных странах Латинской Америки, наоборот, ожидается ослабление внутреннего спроса, что будет отражать в ближайшей перспективе или политическую неопределенность, связанную с предстоящими выборами, или последствия ужесточения экономической политики. Поддержка экономического роста со стороны денежно-кредитной политики также станет более ограниченной, поскольку многие Центральные банки в регионе приостановили свой цикл её смягчения (уменьшения процентных ставок).

Политика должна поддержать восстановление

Недавняя дифференциация рыночного давления подчеркивает важность политики, направленной на укрепление основ национальных экономик. С поправкой на бюджетную корректировку, которая необходима в течение ближайших лет для достижения финансовой устойчивости, сейчас пришло время постепенно и неуклонно восстанавливать фискальные буферы (резервы). Ускорение глобального роста и рост цен на сырьевые товары предоставляют окно возможностей, но оно узкое, поскольку фискальная консолидация скажется на темпах роста в краткосрочной перспективе.

В то же время для обеспечения того, чтобы рост был инклюзивным и устойчивым, следует уделить внимание качеству бюджетной корректировки и структурной политики, в том числе путем приоритизации расходов на образование и устранения узких мест в национальной инфраструктуре.

Южная Америка

После уверенного начала года Аргентина, согласно прогнозу МВФ, замедлит экономический рост во втором и третьем кварталах 2018 года. В то время, как засуха снизила урожайность сельскохозяйственных угодий, давление на валюту в мае-июне нанесло ущерб инфляции и доверию инвесторов и создало потребность в ужесточении денежно-кредитной и фискальной политики. Рост в 2018 году, как ожидается, замедлится до 0,4%, с постепенным ускорением в 2019-2020 гг., когда он будут поддержан восстановлением уверенности в рамках стабилизационной программы Фонда благосостояния, более низкой стоимостью капитала, снижением инфляции и сильный экспортом.

В Бразилии ожидается, что экономический рост будет осуществляться умеренными темпами, поддерживаемый частным потреблением и инвестициями. Рост ВВП в 2018 году был пересмотрен и снижен до 1,8% из-за ужесточения глобальных условий и недавней забастовки водителей грузовиков. Неопределенный результат всеобщих выборов 2018 года может его дополнительно замедлить. Инфляция в стране снизилась до рекордных минимумов и, по прогнозам, увеличится к целевому уровню Центробанка в 2019 году по мере снижения промышленного роста. Центральный банк завершил свой цикл смягчения кредитно-денежной политики в мае 2018 года после реального снижения ключевой ставки примерно на 13% с начала года. Однако усилия по проведению столь необходимой пенсионной реформы - ключевой меры, лежащей в основе фискальной консолидации, - заморожены в преддверии выборов.

В Чили рост в 2018 году был улучшен до 3,8% (с 3,4%) из-за продолжающегося сильного подъема бизнес-активности и доверия потребителей, которые, как ожидается, в значительной степени компенсируют более высокие цены на нефть. Инфляция продолжит постепенное сближение с целевым показателем в 3%, что обусловлено сильным ростом ВВП и высокими ценами на нефть.

В Колумбии рост набирает темпы, поскольку частное потребление и экспорт приобрели определенную прочность при поддержке более высокого внешнего спроса и роста цен на нефть, а также продолжающегося цикла валютного смягчения. Частные инвестиции, скорее всего, вырастут позднее в этом году из-за налоговой реформы и восстановления цен на нефть. Среднесрочные перспективы роста благоприятны, чему способствует и сильная инвестиционная программа в области инфраструктуры.

В Перу экономика восстанавливается после трудного 2017 года. При поддержке высоких цен на сырьевые товары и антициклических фискальных и монетарных стимулов, рост в 2018 году, как ожидается, увеличится до 3,7%. Он должен подняться до 4% в 2019-2020 гг., движимый внутренним спросом частного сектора, даже при постепенной фискальной консолидации. Ожидается, что инфляции постепенно увеличится до центра целевого диапазона Центрального банка к концу 2018 года.

Венесуэла по-прежнему находится в глубоком экономическом и социальном кризисе. Прогнозируется, что реальный ВВП сократится примерно на 18% в 2018 году, что станет третьим годом подряд снижения реального ВВП на двухзначную величину. Это обусловлено значительным падением добычи нефти и повсеместными искажениями на микроуровне в результате крупных макроэкономических диспропорций. МВФ ожидает, что правительство продолжит финансировать бюджетный дефицит целиком за счет расширения денежной массы. Политика продолжит подпитывать ускорение темпов инфляции по мере того, как спрос на деньги будет разрушаться и далее. Возможен всплеск инфляции до 1 млн процентов к концу 2018 года, чтобы сигнализирует о схожести ситуация с положением в Германии в 1923 году или Зимбабве в конце 2000-х годов. Падение экономической активности, гиперинфляция и ухудшение состояния общественного блага (здравоохранение, электричество, водоснабжение, транспорт и безопасность), а также нехватка продовольствия по субсидируемым ценам привели к значительной миграции, которая продолжит оказывать влияние на экономики соседних стран.

Мексика, Центральная Америка и Карибский бассейн

Перспективы Мексики по-прежнему омрачены затяжной неопределенностью, связанной с торговыми отношениями с США в отсутствие соглашения о пересмотре НАФТА (Североамериканского соглашения о свободной торговле). Рост ВВП в 2018 году, как ожидается, ускорится по сравнению с прошлым годом при поддержке более высоких темпов роста в Соединенных Штатах и за счет более сильных, чем ожидалось, показателей в первом квартале текущего года. Однако рост в 2019 год был понижен до 2,7% для того, чтобы отразить влияние длительной неопределенности, связанной с торговлей, на инвестиции и, в меньшей степени, на частное потребление. Инфляция, как ожидается, продолжит падать в 2018 году из-сохранения Центральным Банком жесткой денежно-кредитной политики. Четкая приверженность фискальной ответственности и продолжающееся сокращение доли государственного долга вновь избранной администрацией будут иметь решающее значение для сохранения макроэкономической и финансовой стабильности.

В Центральной Америке и Доминиканской Республике устойчивый рост США и более высокие денежные переводы, связанные с неопределенностью в отношении будущей миграционной политики США, продолжают поддерживать высокие показатели роста в 2018 году. Тем не менее политическая неопределенность в Никарагуа и временные сбои в строительном секторе в Панаме давят на внутренний спрос, что привело к небольшому пересмотру регионального роста в 2018 году вниз до 4%.

Экономические перспективы для стран Карибского бассейна, как правило, улучшаются при более высоких темпах роста в США. Восстановление после опустошительных ураганов 2017 года в зависимых от туризма странах до сих пор в значительной степени задерживается, но, как ожидается, возьмёт своё в 2019 году. Рост цен на сырьевые товары, по прогнозам, приведет к умеренному росту экспорта сырьевых товаров в 2018 и 2019 годах.

Nota bene

SULARU не может не отметить, что все международные организации "помешались" в последние годы на инклюзивном росте, то бишь социально-ориентированном росте, который уменьшает бедность (что само по себе хорошо). На практике, то есть в рамках проводимых и желаемых экономических политик, он означает не стремление к уменьшению бедности, а жажду роста национальной экономики темпами, превышающими оный у соседей, что якобы автоматически приведет к устранению социальных диспропорций, так как в понимании политиков экономический рост означает наполнение бюджета и возможность увеличения социальных расходов.

Бессмысленный показатель ВВП остаётся в центре ориентиров фискальных и монетарных политик. Поэтому вся мировая экономика идёт в разнос, так как страны разучились кооперировать друг с другом. Вместо этого осталось только желание перетянуть одеяло на себя любыми способами, чтобы обеспечить внутреннюю политическую победу. Гораздо проще заявить внутреннему избирателю о своей мудрости через хорошие показатели роста ВВП, чем через проведение реформ, которые создают устойчивую платформу для социальной справедливости и ответственного развития, но не препятствуют экономической активности предпринимателей.

Уже множество стран с толкнулись с понятием "пустого экономического роста" (он же нерентабельный рост, он же рост с неприемлемыми издержками), когда рост ВВП сопровождается падением выгод от него для граждан. Так «индикатор подлинного роста» (спорная альтернатива показателю ВВП) показывает падение экономики США уже с 70-х годов прошлого века в пересчёте на одного гражданина. А традиционный реальный (за вычетом инфляции) ВВП США за этот период демонстрирует почти утроение реального ВВП на душу населения.

В то же время наличие денег у государства на определенном этапе развития (для развитых стран почти поголовно) не означает появления умения ими распоряжаться в пользу благосостояния граждан. Бюджет США с 1973 года вырос почти в 4 раза: он незначительно вырос как % от ВВП, но очень сильно как абсолютная величина. При этом мы знаем, что медианная почасовая оплата труда в США почти не менялась за все эти годы: она увеличилась с $16,74 в час в 1973 году до $17,86 в час в 2016 году (в ценах 2016 года).

Что в переводе на нормальный язык означает следующее: за 45 лет реальные доходы половины американцев (медианная зарплата – уровень зарплаты, ниже или равно которой получает половина трудоспособного населения) выросли всего на 6,7%. Но налогообложение Штатов исходит не из реальных, а из номинальных доходов, то есть налоговое бремя за это время увеличилось, что приводит к выводу о падении благосостояния граждан за этот период. Далее, страна имеет крупнейшие в мире государственные расходы на медицину, но доступность медицинских услуг непозволительно низка для лидера мировой экономики. Плохая степень доступности медицинской помощи отмечена для 46% американцев. 16,7% вообще не имеют медицинской страховки (50 млн. человек), а 30% имеют неполную медицинскую страховку.

Резюмируем

С одной стороны, МВФ рекомендует странам Латинской Америки увеличивать защитные меры для своих бюджетов, то есть создавать резервы вроде Фонда национального благосостояния в России. Организация справедливо отмечает, что такие резервы замедлят рост экономики.

С другой стороны, МВФ рекомендует инклюзивный рост для стран региона с ростом расходов на социальные нужды для будущего устойчивого развития. Кроме того, что обе политики находятся в объективном противоречии в плане распределения доходов, они обе, к сожалению, не означают стопроцентной возможности достижения результатов.

Создание резервов даст большой эффект через десятилетия, когда настанет возможность инвестировать накопленные ресурсы таким образом, чтобы инвестиционный доход от них давал значительную прибавку к бюджету страны (как пенсионный фонд Норвегии). Механизм параллельного замедления экономики при создании резервов прост – их появление возможно только через рост фискальной (налоговой) нагрузки, что снижает активность бизнеса.

Вложения государства, например, в образование, по оценке самого МВФ, с вероятностью около 25% (получена на основе межстрановых исследований) дадут прирост ВВП через несколько лет. А с вероятностью 75% не дадут. В то же время личные расходы на высшее образование в среднем увеличивают, согласно статистике США, средний доход граждан на 15%. Но если в начале 1980-х выпускники высших учебных заведений США зарабатывали на 40% больше выпускников средних школ, то сейчас они получают на 100% больше. Другими словами, личные вложения в образование намного эффективнее, чем расходы государства на улучшения системы образования (не отрицая необходимость таких расходов).

Вывод: все рекомендации МВФ являются предложением лучшего из худшего, поэтому стоит думать исключительно собственной головой, исходя из положения дел в стране и регионе. Но описание ситуации в Латинской Америке было крайне интересно, так как экономика региона крайне редко попадает в поле зрения большинства европейцев.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail