SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Нелогичность минимальных цен на алкоголь бросается в глаза

Эксперты зачем-то опять предложили установить минимальные цены на вино и поднять их для коньяка. Рекомендация умных людей о розничных ценах исходит из минимальной рентабельности производителей и торговцев: для коньяка – 500 рублей, вина - 110 рублей, шампанского -175 рублей. Но эта инициатива напоминает лишь попытку предложить трость человеку, у которого отнялись обе ноги.

Нелогичность минимальных цен на алкоголь бросается в глаза
фото: pixabay.com

Рабочая группа по защите потребителей экспертного совета Росалкогольрегулирования рекомендовала пересмотреть минимальные цены на бренди и коньяк в сторону повышения и ввести минимальные цены на винодельческую продукцию. Предложенная ей цена для бутылки коньяка - 500 рублей, вина - 110 рублей, шампанского -175 рублей, сообщил "Интерфаксу" председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин, возглавляющий рабочую группу.

Совещание рабочей группы состоялось 20 августа. В нем приняли участие более 60 организаций-участниц алкогольного рынка, союзов и ассоциаций, представители Росалкогольрегулирования, Национального союза защиты прав потребителей, компании розничной торговли и эксперты.

По расчетам экспертов, при минимальной на сегодняшний день закупочной цене винограда в 18 рублей за килограмм себестоимость производства бутылки трехлетнего коньяка объемом 0,5 литра, включая стоимость сырья, комплектующих, маркировки и налогов, составляет 380-390 рублей. Следовательно, с учетом минимальной рентабельности производителя и торговых наценок цена на полке магазина должна быть не менее 500 рублей, пояснил Шапкин.

По его словам, минимальная себестоимость производства виноградных и фруктовых тихих вин не может быть менее 100 рублей за литр. Следовательно, минимальная цена 0,7-литровой бутылки вина на полке магазина должна быть не менее 110 рублей. Минимальная себестоимость производства бутылки игристого вина составляет 150 рублей. Следовательно, в магазине не может быть игристых вин дешевле 175 рублей за 0,75 литра.

В настоящее время минимальные цены устанавливаются на водку, коньяк, бренди и шампанское. На коньяк минимальная розничная цена установлена на уровне 371 рубля за бутылку 0,5 литра.

Некоторые «дополнительные проблемы»

SULARU считает, что наличие минимальной цены, которую регулярно лоббируют производители алкогольной продукции, не решит их проблем, которые связана прежде всего с низкой конкурентоспособностью, недостаточным качеством продукции и наличием контрафакта. При этом в случае коньяка – контрафакт является «легальным». Такая мера, возможно, несколько поможет в борьбе с дешёвыми импортными винами.

Что касается конкурентоспособности, то мнение о потребностях, например, винодельческой отрасли у редакции с 2017 года не изменилось. И требование виноделов повысить субсидии в дополнение к минимальным ценам для нормальной конкуренции с иностранными производителями, по нашему мнению, являлось и является логичной попыткой закрыть пробелы в других составляющих продвижения продукции на рынок.

В мае 2018 года Роскачество проверяло недорогие коньяки трехлетней выдержки, всего около пятидесяти марок. Сказать, что выводы были занимательными, будет преукрашением действительности. Дюжину самых дешевых охарактеризовал не только плохой вкус. Некоторые из них не имеют права называться коньяками – в составе обнаружены искусственные ароматизаторы. В коньяках 15 марок выявлен спирт невиноградного происхождения. Всем требованиям из 47 образцов соответствуют только 4 французских коньяка и 1 российский.

"Мы приблизительно знаем, и я думаю, что около 40% продукции на коньячном рынке - это фальсификат", - сказал вице-премьер предыдущего правительства РФ Александр Хлопонин в ноябре 2017 года.

Про контрафакт говорили и многие производители. Что касается коньяка, то это не просто фальсификат, это последствия регулирования отрасли. Такое регулирование ухудшило качество напитка и снизило цены на него. В 2011 году был принят закон, уравнивающий понятия коньячный дистиллят и этиловый спирт. Производитель смог легально менять одно на другое.

Конечно, можно ещё напомнить, что история с ростом экспорта вин за рубеж закончилась, не начавшись, так как вин на мировом рынке – море или даже океан, а конкурировать наши производители пока могут слабо и так далее. Но всё это хоть и важно, но не критично. Главное, что рынка алкоголя в России нет, как метко заметил начальник контрольно-финансового управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Владимир Мишеловин.

Позиция ФАС

«Нелогичность и несистемность законодательного регулирования во многом способствует тому, что мы начинаем говорить, используя ложный тезаурус… Есть алкогольная отрасль, может быть, но алкогольного рынка нет. Есть рынки, их много… уже упоминались такие тезисы всем известные, как раздельное регулирование (пиво, вино, водка), специфика. На мой взгляд, это первая ошибка», - сказал чиновник в начале своего выступления в январе 2018 года на форуме «Алкогольный рынок: от запретов – к развитию».

Другими словами, без единого системного подхода регулирование и законотворчество отличается особым разнообразием выдающихся нелепостей, что вполне наглядно демонстрирует пример с легальной фальсификацией коньяка.

Второй ошибкой описания нашей алкогольной отрасли, с точки зрения антимонопольного органа, является определение оборота нелегальной продукции как «рынка нелегального алкоголя». Никто не может даже посчитать его ёмкость, значит рынка нет. Приблизительные расчёты говорят, что оборот контрафакта составляет 50-65% от общего оборота. Если разбег оценки составляет 15%, то налицо системная ошибка.

Нелегальная продукция – это действительно опасная реальность. С точки зрения защитника конкуренции, есть добросовестные участники рынков, которые платят налоги и «вынуждены играть с государством в цены, в акцизы, в какие-то правила». Им очень сложно работать с тем объемом, попадающим на легальные рынки контрафактной продукции, которая создана без соблюдения закона.

Владимир Мишеловин даже систематизировал причины появления нелегальной продукции:
- нелогичность национального законодательства,
- несбалансированность законодательств стран ЕАЭС,
- региональный протекционизм (акцизы и их распределение между бюджетами).

Фактически он назвал экономическую основу оборота нелегальной продукции и сделал логичный вывод о возможности решения проблемы, когда очевидны её причины. Но стоит учесть, что возможность решить проблему на законодательном уровне в России далека от реальной реализации, так как есть первая ошибка - законотворчество отличается особым разнообразием выдающихся нелепостей.

Маркировка и он-лайн-торговля

Лучшим инструментом выявления контрафакта, даже без учета других важных экономических эффектов его применения, является введение маркировки. По словам начальника контрольно-финансового управления ФАС, он персонально способствовал началу эксперимента и с маркировкой табачной продукции. Но когда речь идёт об обороте алкоголя, то прежде всего необходимо вспомнить ЕГАИС.

«Конечно, система ЕГАИС показала свою эффективность за последний год и я думаю, что даже участники рынка вздохнут с облегчением, потому что пока эта система охватывала кусочки производства, опт, но не захватывала конечного потребителя, т.е. она не доходила до ЕГАИС розницы, она была хромоногая. Но теперь, когда она стала полная, замкнулся весь цикл, на мой взгляд, это очень серьезный инструмент для контроля оборота алкогольной продукции» - заявил Мишеловин.

Кстати, ФАС, понимая экономическую основу контрафакта, делает правильный вывод и о развитии он-лайн торговли алкоголем:

«Мы считаем, что дистанционная торговля алкогольной продукцией это объективная реальность и как бы там мы ни закрывали сайты, которые продают алкоголь, все равно они будут появляться под тем или иным названием, все равно потребитель будет. Поэтому значительно проще разработать нормальные правила игры. Этими правилами воспользуются, прежде всего, добросовестные участники рынка и будут иметь еще один канал продаж, канал сбыта», - добавил Мишеловин.

Резюмируем

Введут или не введут, повысят или не повысят минимальные розничные цены на алкогольные напитки, потребителю не станет горячо или холодно с точки зрения потребления качественного отечественного продукта. С него только возьмут больше денег. В самом большом выигрыше останется государство в связи с дальнейшим ростом и так рекордной собираемости акцизов на алкоголь.

Но даже производителю поднятие минимальных цен не поможет, пока нет нормального реестра отечественных алкогольных товаров с гарантированным госрегулированием минимального качества. Это не идеализм – в отечественной легальной водке некачественного товара нет, значит там созданы экономические условия для оборота добротной продукции. Так как вино или коньяк по потребительским свойствам описать сложнее, чем водку, то покупатель должен иметь доступ к такому реестру через маркировку на бутылке и получать на смартфоне или компьютере полную оценку продукта, включая экспертизу Роскачества. Почему этим не занимаются участники отрасли – загадка.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail