SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Минэнерго предложило меры для быстрого роста добычи нефти

Их можно разделить на две принципиальные группы: стимулирующие физическую добычу трудноизвлекаемых запасов и стимулирующие доходность инвесторов под гарантии государства. Разбираемся, что рационально, а что является одним из способов честного изъятия денег из карманов налогоплательщиков.

Минэнерго предложило меры для быстрого роста добычи нефти
фото: pixabay

Минэнерго предлагает шесть мер стимулирования добычи нефти в России, заявил глава ведомства Александр Новак во вторник на совещании по вопросам стимулирования добычи нефти и развития нефтедобывающей отрасли.

"Первая мера — это механизм аплифта (uplift). То есть применение повышенного коэффициента амортизации на инвестиции для региона Западной Сибири. Этот механизм позволит увеличить свободный денежный поток в расчете на баррель с $3,1 до $6,2. При этом дополнительные объемы добычи с 2019 года по 2035 год составят 461 млн тонн. Прирост налогов составит 5,3 трлн рублей и дополнительные инвестиции - 1,85 млрд", - отметил министр.

"Вторая мера — это стимулирование геологоразведочных работ. Норма связана с предоставлением налогового вычета по налогу на прибыль для расходов по геологоразведочным работам, которые могут проводиться на суше", - сказал Новак.

"Третья мера — это расширение критериев перехода на налог на добавленный доход (НДД). У нас с 1 января вступают в силу пилотные проекты, мы считаем, что в перспективе нужно для Западной Сибири переходить полностью на НДД. Это приведет к положительному совокупному эффекту и по добыче, и по налоговым поступлениям. По налоговым поступлениям эффект от расширения НДД — это 1,2 трлн рублей, и прирост инвестиций порядка 3,5 трлн рублей до 2035 года", - отметил министр.

"Четвертая мера — это гринфилд (greenfield). В действующей редакции Налогового кодекса уже предусмотрены льготы, но они действуют по двум критериям: до достижения накопленной добычи нефти от 10 до 35 млн тонн на участке недр или на срок до 2021 года. По известным причинам не все гринфилды введены. Мы предлагаем уже законодательно поменять критерии и предоставлять льготы с момента достижения степени выработанности недр на участке уровня 1% вместо фиксации конкретных дат начала и окончания действия льгот по НДПИ. Ожидаемый результат до 2021 года — это около 25 млн тонн дополнительной добычи нефти и около 265 млрд рублей дополнительных поступлений в бюджет ", - сказал Новак.

"Пятая мера — стимулирование третичных методов увеличения нефтеотдачи, использование которых на сегодняшний день экономически невыгодны. Это использование полимеров, использование ПАВов, это закачка СО2, тепловые методы. Мы предлагаем применять понижающий коэффициент НДПИ на дополнительные объемы добычи нефти, полученные с использованием методов увеличения нефтеотдачи" - отметил министр

"Шестая мера — это стимулирование нефтяных оторочек, которые на сегодняшний день не вводятся в разработку по экономическим причинам. Это примерно 6,9 млрд тонн. Наше предложение ускорить ввод путем предоставление налоговых льгот для тонких нефтяных оторочек"- сказал Новак.

Расширяем словарный запас

SULARU заметило насыщенность специфической терминологией речи министра на совещании в правительстве РФ. Любопытно, другие участника всё поняли?

Итак, первая мера – аплифт. В упрощенном виде представляет собой согласованную между государством и инвестором процентную ставку, на которую повышаются возмещаемые затраты, не возмещенные в предшествующем году. Проще говоря, возврат вложенных средств идёт быстрее под гарантии государства, поэтому и растёт «свободный денежный поток» в распоряжении компании, которая проводит разработку месторождения.

На самом деле министр говорил о выборе соотношения динамики инвестиций (затрат на добычу) и динамики добычи (валовых доходов) на начальных этапах разработки месторождения. Наращивание инвестиций может опережать наращивание добычи. На этом этапе оптимальный технологический темп увеличения добычи может оказаться недостаточным для компенсации затрат инвестора. Тогда такие затраты возмещаются государством. Очевидно, что озвученный министром экономический эффект от интенсивных инвестиций наступит ближе к 2035 году, а в начале расходы государства будут превышать доходы от роста добычи.

Вторая мера – налоговый вычет на разведку, пожалуй, был понятен всем присутствующим. Стоит предположить, что Минфин, вероятно, уже ко второму пункту устал считать выпадающие доходы бюджета в ближайшие годы, но решение было заранее согласовано министерством ради роста инвестиций в будущую нефтедобычу.

НДД – это налог на добавленный доход, те есть на разницу между стоимостью продаж углеводородов и расходами на добычу и транспортировку, который сопровождается отменой экспортной пошлины на нефть для компаний с таким режимом налогообложения. НДД несёт риски выпадения бюджетных поступлений в силу возможности искусственно завысить затраты.

Пару лет назад по теме было сломано немало копий. Минфин РФ, как ни странно, эксперимент с НДД поддержал и сказал, что с введением контроля трансфертного ценообразования (ТЦО), риски нивелированы. В нашем обсуждении значение термина «ТЦО» является непринципиальным, главное, что Минфин верит в светлое будущее и честность компаний, которые не станут завышать затраты в противовес нормальной практике коллег из Британии и Норвегии.

Кстати, об этих двух странах. Именно там придумали концепцию НДД, когда были перекрыты поставки нефти с Ближнего Востока. Странам надо было обеспечить энергобезопасность, и национальные правительства взяли на себя капитальные затраты компаний. В России государство берёт затраты на себя не ради безопасности, а ради роста добычи и бюджетных доходов в будущем.

В целом подход Минэнерго в отношении НДД – это действительно разумный, рациональный, экономически правильный подход с небольшой оговоркой. Государство даже не подумало занять денег под будущие доходы от реализации эксперимента в Западной Сибири, а по сути просто выделило росчерком пера деньги из бюджета, то бишь фактически повысило налоговую нагрузку на других субъектов экономики, включая граждан. Конечно, напрямую расходы бюджета не выросли, но упадёт поступление дохода, что потребует его компенсации через рост налоговых и квазиналоговых платежей.

Гринфилды – «зелёные поля», то есть открытые месторождения, где добыча не начиналась. Государство предлагает нефтяникам льготы ради начала добычи на таких полях.

Третичные методы добычи – это методы, которые повышают стоимость добычи и применяются для трудноизвлекаемой нефти. Государство предлагает компенсировать затраты на добычу такой нефти через предоставление налоговой льготы.

Нефтяная оторочка – понятие тоже относится к трудноизвлекаемой нефти, означает место расположения такой нефти. Традиционные технологии её добыть не могут, поэтому применяются более совершенные и дорогие. Для компенсации затрат Минэнерго в очередной раз предлагает налоговые льготы пр освоению таких залежей.

Nota bene

Вероятно, стоит разделить два направления – физическое и денежное. Кстати, сегодня министр энергетики Александр Новак ещё сказал, что в долгосрочной перспективе он ожидает падение стоимости нефти до $50 за баррель против диапазона $70-80 в настоящий момент, но об этом чуть ниже.

Физически есть нефть, которую добывать при текущем режиме налогообложения нерентабельно, включая часть гринфилдов и все трудноизвлекаемые залежи. Здесь увеличение добычи принесёт «чистое» увеличение доходов государства. Поэтому налоговые льготы на их вовлечение в хозяйственный оборот оправданы.

А есть эксперименты с повышением рентабельности нефтяных компаний, денежного потока, доходности инвестиций и госгарантий такой доходности ради надежды на рост частных инвестиций в нефтедобычу. Расчёты Минэнерго, если они верны, показывают, что текущие жертвы обоснованы светлым будущим отрасли и ростом будущих нефтяных доходов государства.

Но почему по второму пункту должны уже сейчас платить граждане, которых о желательности таких расходов не спросили? Почему можно беспринципно залезть в кошельки граждан, например, через повышение НДС и проведение жёсткой пенсионной реформы?

Ответ, вероятно, кроется в простом факте ожидания стоимости нефти, который озвучил сегодня Новак. На фоне сложностей с доступом к иностранному капиталу и технологиям нефтяной отрасли нужна срочная модернизация, чтобы снизить издержки производства. Также отрасли нужен рост валовой добычи любыми способами, чтобы в будущем государство не лишилось привычного объема поступлений в бюджет от нефтяников.

Для этого все средства хороши, например, компенсация нефтяникам из бюджета части разницы цены на внешнем и внутреннем рынке. Скоро, не пройдёт и пары лет, появится необходимость дополнительных государственных субсидий или льгот для похожей модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Этого потребует негативное влияние налогового манёвра в нефтяной отрасли на внутренние цены на топливо.

Механизм такого влияния прост – налог будет прибавляться к отпускной цене нефтепроизводителя вместо покупной цены зарубежного клиента, когда налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) полностью сменит экспортные пошлины. Соответственно НПЗ начнут покупать нефть для переработки по цене, которая будет суммой прежней цены и НДПИ. Возможно, государство предоставит им льготу в виде отрицательного акциза на бензин (вычет), что уже когда-то обсуждалось. Но любая такая льгота оплачивается, в конечном итоге, налогоплательщиком.

В любом случае, интересы отечества – главный приоритет президента РФ Владимира Путина, о чём он много раз говорил. Стабильное развитие нефтегазового сектора – неотъемлемая часть таких интересов. Поэтому внимание к нефтяникам объяснимо. Объяснимо в этом контексте и уплата гражданами налогов в пользу добычи углеводородов.

Однако совершенно непонятно, почему россиян при такой патриотической политике надо использовать «в тёмную», не поясняя экономической сути предлагаемых действий. И такой странный подход относится почти ко всем последним действиям исполнительной власти: пенсионная реформа проводится без аргументации, НДС повышается вопреки ожиданиям роста располагаемых доходов, национальные проекты формируются без согласования с гражданами.

Но и это простительно, политики всего мира любят подобные тактики. Что совершенно неприемлемо, что такие действия в российском исполнении зачастую являются плохо и непрофессионально подготовленными. Ведь если власть берёт на себя роль справедливого и умного родителя, который сам всё знает, так сказать, хочет проявлять патернализм, то выбранной роли нужно пробовать соответствовать.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail