SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

ЦБ сократил сотрудников банковского надзора почти вдвое

О выдающихся результатах реформы по чистке персонала контрольно-надзорной деятельности регулятора рассказала зампред ЦБ РФ Ольга Полякова. SULARU разобрало прямую речь на смысловые ряды и пришло к несколько ироничному выводу о главном препятствии для эффективной работы Центробанка.

ЦБ сократил сотрудников банковского надзора почти вдвое
фото: pixabay

Банк России уволил 45% сотрудников банковского надзора в результате централизации службы, рассказала «Российской газете» зампред ЦБ Ольга Полякова.

"Был отбор, профессиональное тестирование, а сотрудники, которые претендовали или уже занимали руководящие посты, проходили также тестирование на способность управлять процессами. Самое важное - наш кадровый состав на сегодняшний день сформирован из понимающих именно надзорные процессы сотрудников. Нам удалось обеспечить непрерывность деятельности в процессе реформирования, сохранить накопленные нашими сотрудниками в регионах знания о кредитных организациях", - пояснила она результаты реформирования.

По ее словам, сокращения прошли как в территориальных подразделениях, где функция надзора больше не выполняется, так и в центральном аппарате Банка России. Теперь банковским надзором в ЦБ занимаются менее 1 тыс. сотрудников. Вся их деятельность сосредоточилась в двух подразделениях: Службе текущего банковского надзора и Департаменте надзора за системно значимыми кредитными организациями. Сотрудники службы СТБН являются одновременно представителями ЦБ в регионах.

"Основная наша задача сейчас - перейти к комплексной оценке деятельности кредитной организации, а это можно сделать только при полном понимании, что собой представляет ее бизнес-модель, видеть ее деятельность в разрезе региона, в разных сегментах бизнеса. То есть, на чем банк зарабатывает, на чем он теряет, в чем его сильные и слабые стороны, насколько он жизнеспособен в сложной конкурентной среде на рынке», - отметила Полякова.

По её мнению, централизация позволяет надзору быть более профессиональным - иметь в штате специалистов, которые в состоянии качественно оценить бизнес банка по разным параметрам: иметь специалистов по кредитным рискам, по оценке залога, экспертов по ценным бумагам. Так как банковский бизнес является очень сложным, в надзоре должны работать высококлассные профильные специалисты. Однако создавать команды из узких специалистов в каждом регионе - необоснованно сложно и дорого для общества.

Nota bene

Так как тема очень разносторонняя и супер серьёзная, ведь «банковский бизнес очень сложный», и его оценка оказалось совсем нетривиальным вызовом ЦБ РФ, то немного иронии при выполнении упражнения «нахождение смысловых рядов в тексте» будет необходимо, считает SULARU.

Во-первых, фраза «наш кадровый состав на сегодняшний день сформирован из понимающих именно надзорные процессы сотрудников» сразу напоминает о понятии «фиговые работы» (это очень приличный перевод ставшего очень популярным на Западе термина), то есть о деятельности, которая «на фиг» никому не нужна. Другими словами, Полякова почти прямо говорит о том, что надзорная служба до сего года занималась чем-то далёким от надзора.

Во-вторых, фраза «сотрудники, которые… уже занимали руководящие посты, проходили также тестирование на способность управлять процессами» для начала ставит большой вопрос не к службе надзора, а к отделу кадров и профильным начальникам таких сотрудников, которые не понимали, с кем работают. Далее, фактически получается, что работа некоторых руководителей ЦБ была так далека от результативности, видимо они настолько «работали без желания» и были настолько глубоко скрытны, что потребовалось прохождение теста и полиграфа (ранее писал РБК), чтобы явно выявить их профессиональную пригодность.

В-третьих, что вообще самое поразительное, ЦБ до сих пор оказывается не умеет оценивать подопечные банки, так как только сейчас переходит (не перешёл!) «к комплексной оценке деятельности кредитной организации». Нет, в фразе «нам удалось… сохранить накопленные нашими сотрудниками в регионах знания о кредитных организациях» есть и что-то позитивное, но назвать качественным результатом реформы сохранение информации, вероятно, на жестких дисках серверов регулятора, язык как-то не поворачивается. Другими словами, у ЦБ до сих пор нет инструмента нормального анализа того, чем в реальности занимаются банки. Это дает несколько иной взгляд на массовую санацию системообразующих банков в 2017 году.

Conclusio

Если свести всё три полученных суждения в один вывод, то вся сложность деятельности Центробанка РФ сводится к известной фразе Иосифа Виссарионовича – «кадры решают всё». Таким образом, чтобы надзорная и иная деятельность Центробанка стала эффективной, надо всего-навсего найти нормального директора по персоналу, который будет иметь статус первого заместителя председателя ЦБ РФ, то есть станет единственной правой рукой главы Банка России.

Кстати, всю суть банковской деятельности можно свести к двум действиям: взять деньги под один процент, а дать клиентам под другой, чтобы заработать на разнице. По своей сути данный бизнес проще деятельности любого частного торговца, так как тому требуется еще превращать деньги в товар и обратно. Вся сложность банковской деятельности заключается не в базисе бизнеса, а в огромном количестве правил и ограничений, которые чуть ли не в ежедневном формате формулирует Банк России. Так что зампред ЦБ пожаловалась на ситуацию, созданную самим ЦБ, что особого сочувствия не вызывает.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail