SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Новый российский ВВП или скандальная буря в стакане

Одной из самых обсуждаемых и чуть ли не мировых тем стал пересмотр темпов роста российской экономики Росстатом. Агентство Bloomberg ругается, агентство РИА Новости восхищается. Экономисты и аналитики азартно спорят о достоверности новых данных. Но никто не хочет открыть глаза и задать главный вопрос: «А какая собственно разница?».

Новый российский ВВП или скандальная буря в стакане
фото: pixabay

В ходе большой пресс-конференции 20 декабря президента России Владимира Путина спросили, почему российская экономическая статистика выглядит намного более оптимистичной по сравнению с ощущениями простых россиян, и можно ли вообще доверять официальным данным. Путин признал, что статистика «несовершенна», и что над ней необходимо работать, пишет Bloomberg в переводе ИноСМИ с небольшими смысловыми правками в паре мест.

Кстати, SULARU отметит, что это незначительное передёргивание агентством высказывания президента РФ. Смысл слов Путина на ответ журналиста сводился не к подтверждению «несовершенства», а к тому, что всегда есть к чему стремиться в плане повышения качества статистики (как показывает и мировая практика). Но такое передёргивание мелочь по сравнению с выводами, которое делает агентство. Bloomberg уверен:

«У Росстата есть очевидная причина манипулировать цифрами. Рейтинг Путина снижается, рейтинг премьер-министра России Дмитрия Медведева снижается еще быстрее. Сегодня впервые с 2013 года большая часть россиян убеждена, что Россия идет по неверному пути. Теперь, когда Путин ищет способы повысить свою популярность и уменьшить вероятность массовых протестов, увольнение Медведева, перестановки в непопулярном кабинете и, возможно, даже начало антикоррупционных расследований в отношении некоторых высокопоставленных чиновников кажутся довольно привлекательными вариантами. Путин любит статистику и гордится своей способностью держать в уме множество экономических показателей. Снабжение его приятными цифрами для манипуляций может стать спасением для правительства… В современной России умение манипулировать данными может стать более полезным средством самосохранения, нежели способность честно фиксировать то, что происходит в экономике».

Такое душераздирающее умозаключение сделано 5 февраля после того, как 4 февраля Росстат сообщил, что в 2018 году рост экономики составил 2,3% по сравнению с предварительной оценкой в 1,8%, или рост ВВП РФ стал максимальным за последние шесть лет. В отличие с ним от скепсиса агентства Bloomberg российское информагентство РИА Новости 6 февраля продемонстрировало полнейший восторг от пересмотра данных Федеральной службы статистики. Автор РИА Дмитрий Лекух пишет:

«Так что недовольство ряда отечественных экономистов выглядит тут довольно надуманно. Нет, мы понимаем, что у людей рушится картина мира, но себя в руках все-таки надо как-то держать: цифры выглядят вполне логичными. Просто они немного выпадают из логики "невозможности роста без реформ, затягивания населением поясов и приватизации". Но это уже скорее вина "логики", а не представленных статистическим ведомством цифр».

Но что абсолютно восхитительно сделал Лекух, так это иронично высказался на тему, насколько стали новые цифры для всех неожиданностью:

«Для премьера новые данные — тоже достаточно неожиданны, чего он, в принципе, особо и не скрывал…А уж насколько они оказались неожиданными для некоторых функционеров, можно было догадаться по их лицам. И людей понять, в принципе, можно: эдак и майские указы президента, которые "профессиональные экономисты" уже заранее объявили "почти невыполнимыми", могут заставить в полном объеме исполнять. Что как минимум вынудит их выйти из так называемой зоны комфорта, а это, с точки зрения любого бюрократа, что отечественного, что европейского, что даже заокеанского, — не бог весть какая великая радость. А если еще и с ответственностью за результат…».

Экономисты и статистика

К сожалению, за иронией остался нераскрытым один важный аспект, почему экономисты и аналитики без преувеличения возмущены расхождением данных Росстата. В отличие от журналистов, профессионалам, которые видят за цифрами истинную ценность статистики и её влияние на реальную повседневную жизнь, иронизировать в такой ситуации можно только тогда, когда не остаётся сил даже для возмущения. Кроме этого, за последние пару лет Росстат «косячил» так часто, то терпение просто лопнуло.

Самый верхний слой проблемы неточных данных SULARU отображало в статье, почему «Ошибки статистики истощают каждый личный кошелёк». Но важнее другое: непонимание текущей ситуации ведёт к неадекватному планированию перехода к желаемому результату. Если нет количественных показателей производства на предприятии (а ВВП страны считается неким макроэкономическим аналогом выручки любой компании), то становится несколько проблематично планировать необходимый уровень производства даже в краткосрочной перспективе, не говоря уже об резервировании оптимального запаса ресурсов для возможных изменений.

Если совсем упростить, то уже реализовалась ситуация из старой пословицу: «Когда не знаешь в какой порт плыть, то никакой ветер не будет попутным». И это огорчает экономистов до невозможности, так как нет никакой надежды, что завтра порт назначения чудесным образом определится сам-собой.

Другими словами, всем сейчас стало понятно, что наступила чёрная полоса, если вспомнить, что у зебры - черно-белый окрас. Однако стало щемяще неприятно осознавать, что ориентира, что мы движемся к голове этого африканского чуда, а не к его филейной части, больше нет. И такая аналогия, или управленческий шаблон, позволяет задать, по мнению SULARU, гораздо более правильный и актуальны вопрос: «А тем ли ориентиром мы пользуемся для определения направления движения?»

А какая собственно разница, если ВВП – это миф?

Великий австрийский экономист, но бездушный и циничный человек, Йозеф Шумпетер разделил экономические рост и развитие в 1911 году. Рост – это количество товаров и услуг, производимых в экономике, который сейчас отображаются показателем ВВП. А развитие, это качественные изменения в технологиях, инвестициях и человеческом капитале, которые в экономической науке до сих пор не имеют агрегированного индикатора.

Но стоит уточнить человеческим языком, что такое показатель ВВП на самом деле. Как пишет Ричард Харрис, есть непочтительное определение этого показателя как суммы той произведенной продукции, которые вы можете уронить себе на ногу. То есть в воображаемой высокопродуктивной экономике с производством только товаров, а не услуг, где статистическая служба достигла невероятной точности, а внешнеторговый оборот минимален, вероятно, показатель может нормально применяться и даже отображать экономический рост.

Ни одно из названных условий для экономики России не является подходящим. Поэтому измерение ВВП в нашей стране, и в большинстве стран мира также, сродни оценке «на глазок». И в этом случае статистическое отклонение может легко составлять 5-10%. А весь спор вокруг данных Росстата разгорелся из-за 0,5 процентных пункта. Разве это не абсурд?

Стоит напомнить, что работы по измерению объёма национального производства (собственно ВВП) начались в 30-е годы XX века российским экономистом-эмигрантом Саймоном Кузнецом в Минторге США. Первые оценки сделаны в 1934 году. При этом сам Кузнец предостерегал от отождествления роста ВВП с увеличением благосостояния. И это ещё один немаловажный аспект применения показателя.

Изучение уровня зависимости, или корреляции , ВВП и благосостояния граждан, а уж тем более качества жизни ведущими мировыми экономистами заставило Евросоюз признать ВВП бессмысленным показателем. Первый серьезный набор показателей оценки качества жизни был введен в 2013 году в докладе Стиглица-Сена-Фитусси «Почему ВВП не имеет смысла?». Три звезды мировой экономики предложили некий комплексный подход для изучения данных. Евсростат взял доклад за основу. Первые результаты исследований с использованием субъективных оценок качества жизни были представлены в 2015 году.

Дэвид Пиллин в его книге «Иллюзия роста» называет ВВП одним из худших способов измерения благосостояния. Показатель вообще не в состоянии измерить неравенство, устойчивость развития, ожидания и настроения хозяйствующих субъектов, человеческий и экологический капитал. Очевидно, что ВВП должно уточняться хотя бы измерениями модальных и медианных доходов граждан, учитывать выбросы углекислого газа и другие экологические факторы. Именно эти показатели, дополненные количеством произведенных товаров и услуг, отображают наше благосостояние.

Пиллина стоит дополнить тем фактом, что в условиях несправедливого разделения результатов экономического роста, или просто неравенства, близорукой социально-экономической политики, граждане могут вообще не пожинать плод фиксируемого статистикой роста. Так при росте экономики РФ, реальные доходы граждан падают пятый год подряд. Среднему гражданину де-факто «фиолетово» наличие или отсутствие роста ВВП.

Но уровень жизни (благосостояние) и качество жизни тоже отличаются. Качество жизни показывает не столько материальное богатство, сколько доступность насущных потребностей человека, а именно доступность здравоохранения, образования, безопасности личности и собственности, культурных мероприятий, спорта и т.д. При одинаковом доходе житель той страны, в которой есть возможность получить лучшее образование и хорошее жильё, будет более счастлив, чем житель страны с некачественными учебными заведениями, коррумпированной властью и ветхим жилфондом.

Кто первым откажется от ВВП

Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк объявят о намерении прекратить измерение бессмысленного показателя и сосредоточиться на производительности труда. На весеннем заседании руководители МВФ и Всемирного банка, а также главные экономисты организаций Пинелопа Голдберг и Гита Гопинат сделают это неожиданное заявление, писал в декабре 2018 года Saxo Bank в своём предновогоднем прогнозе маловероятных событий текущего года. Ежегодный прогноз банка содержит невероятные альтернативы, которые тем не менее, бывало, и случались.

По мнению банка, вечно критикуемые международные финансовые организации обоснуют решение тем, что ВВП не отражает реального воздействия на экономику низкозатратных высокотехнологичных услуг и экологических проблем. Ярким свидетельством последнего фактора является ужасающее воздействие загрязнения на здоровье людей и на окружающую среду в Индии, Китае и многих других странах.

Почему важно отказаться от ВВП

Неточность показателя или его неспособность отобразить развитие экономики или рост благосостояния и качества жизни тоже не являются главной причиной необходимости быстрейшего перевода показателя ВВП во второстепенные экономические индикаторы (в России он сейчас официально приоритетный).

Главное, пожалуй, совсем другое. И в этом другом, если вернуться к Bloomberg и РИА Новости, сходятся даже агентства с противоположными идеологическими установками:

Bloomberg: «В современной России умение манипулировать данными может стать более полезным средством самосохранения, нежели способность честно фиксировать то, что происходит в экономике».

РИА Новости: «И людей понять, в принципе, можно: эдак и майские указы президента, которые "профессиональные экономисты" уже заранее объявили "почти невыполнимыми", могут заставить в полном объеме исполнять».

Речь идёт о психологии, честном и открытом исполнении своих обязанностей, которое не прячется за спорную статистику. И пока существует ложный ориентир, надеяться на адекватное восприятие реальности чиновниками на всех уровнях, которые в придачу по объективным оценкам не блещут грамотностью, но хотели бы роста зарплат на 60% и более, совсем-совсем невозможно.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail