SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Эксперты опасаются очередного скачка цен на бензин

Увлеченность некоторых НПЗ экспортной альтернативой объяснима, но вкупе с другими факторами создает дополнительные риски скачка цен после 31 марта, когда истечет срок соглашения правительства с нефтяниками. Однако есть не меньшие основания полагать, что повторения скачков цен 2018 года может и не случиться.

Эксперты опасаются очередного скачка цен на бензин
фото: pixabay

По данным центрального диспетчерского управления ТЭК (подведомственно Минэнерго), в январе отправлено на экспорт 332,7 тыс. т высокооктанового бензина экологического пятого класса, что на 60% больше декабрьского показателя. Также за рубеж поставлено 3,1 млн т дизельного топлива (рост на 15%), что примерно на треть превышает объемы, которые поступили на внутренний рынок. В декабре и ноябре прошлого года пропорция была обратная - отечественные потребители получили больше солярки, нежели зарубежные, пишут «Известия».

По словам генерального директора «Инфо-ТЭК Терминал» Рустама Танкаева, налоговый маневр в отрасли, поставивший нефтепереработку на грань рентабельности, уже применяется, а обещанные правительством компенсации для НПЗ только вступают в действие, и неясно, будут ли они иметь реальный эффект.

"С апреля начинается посевная, а НПЗ проводят традиционные ремонты. И оба эти фактора способствуют повышению цен на бензин и дизель", - добавляет заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов

По его словам, есть и другие причины для роста цен, вызванные решениями правительства. Имеется в виду рост ставок по трем важным показателям: акцизы, НДПИ и НДС. При этом надо учитывать, что доля акциза и НДПИ составляет свыше 40% в цене нефтепродуктов, и плюс, соответственно, 20% НДС.

С 1 января 2019 года акцизная ставка на бензин пятого класса и дизельное топливо выросла в 1,5 раза. За минувший год средняя ставка НДПИ увеличилась на 53,3% по сравнению с 2017 годом. Из-за чрезмерного налогового бремени нефтеперерабатывающие заводы теряют в среднем 3 тыс. рублей на тонну дизельного топлива и 7 тыс. рублей на тонну бензина Аи-92.

На уровень конечных цен на топливо оказывают влияние и операционные затраты НПЗ, в первую очередь речь идет о росте транспортных тарифов. Так, тарифы на прокачку нефти по системе «Транснефти» в наступившем 2019 году будут проиндексированы на 3,87%, а тарифы РЖД на грузовые перевозки и пользование инфраструктурой — на 3,5%.

Правительство предусмотрело механизмы для сдерживания внутренних цен на топливо, но насколько они окажутся эффективны, пока никто не может точно сказать. Действительно, в ходе своего выступления на правительственном часе в Совете Федерации вице-премьер Дмитрий Козак сказал, что только в марте будет возможно оценить влияние принятых мер по стабилизации ситуации на рынке нефтепродуктов.

А по словам главы департамента таможенной и налоговой политики Минфина Алексея Сазанова, эффект от демпфирующего механизма, призванного компенсировать нефтяникам часть упущенной экспортной прибыли при реализации топлива на внутреннем рынке, будет виден минимум через 3-6 месяцев.

"Рынок пока не застрахован от ценовых скачков, вызванных либо ростом мировых цен на нефть - вопрос к Минфину, повысившему ставку НДПИ, - либо манипуляциями на внутреннем рынке", - сказал Фролов.

По его словам, рынок застыл в ожидании, возможно, перед очередным скачком цен. Пока же многие эксперты подчеркивают, что стоимость топлива в России имеет потенциал приблизиться к европейской.

Мнение правительства

"Соглашение с нефтяниками [о заморозке цен] выполняется в полном объеме, поэтому никаких новых решений по его корректировке или пролонгации сейчас нет, и они не обсуждаются", - рассказал 25 января представитель вице-премьера Дмитрия Козака Илья Джус.

По его словам, в конце февраля нефтяные компании получат первые выплаты по обратному акцизу, после чего можно будет оценить, как работает механизм налогового маневра. В Федеральной антимонопольной службе также не видят необходимости продления и считают, что после 31 марта должны заработать механизмы рыночного регулирования. Этому будет способствовать увеличение нормы биржевых продаж топлива, которое будет оформлено решением правительства.

Под обратным акцизом имеется в виду возврат владельцам НПЗ части акциза на нефть, если она ушла на производство конкретных нефтепродуктов, например керосина или бензина.

«Система обратного акциза на нефть с демпфирующей компонентой на фоне завершения налогового маневра к 2024 году не универсальная и не идеальная, но она будет работать и станет основой налогового регулирования нефтеперерабатывающей отрасли на среднесрочную перспективу», - сошлись во мнении эксперты и чиновники Минэнерго и Минфина на пресс-конференции в "Интерфаксе" на тему "Завершение налогового маневра в нефтяной отрасли: каких последствий ждать?". В ноябрьской статье агентства подробно и понятно указаны плюсы и минусы механизма.

Как Роснефть заставила ФАС и ЦБ поработать

На днях индекс Мосбиржи побил очередной исторический рекорд. Рекорд случился из-за роста стоимости акций Роснефти, которая продемонстрировала великолепные финансовые показатели за прошлый года. Все ахнули и бросились скупать бумаги лидера нефтяной отрасли России. На этом фоне говорить о том, что начавший действовать налоговый маневр поставил нефтепереработку на грань рентабельности, несколько преждевременно. У Роснефти ведь есть своя нефтепереработка, и она не была убыточной.

Но это лирическое отступление. В рамках обсуждаемой темы стоит вспомнить, что Роснефть в прошлом году предлагала свой рецепт противодействия росту цен на топливо. Компания предложила установить для нефтяников пропорциональные квоты для обязательной поставки на внутренний рынок нефти и газового конденсата, или 17,5% от соотношения потребляемых в стране нефтепродуктов к объему добычи нефтяного сырья. Также компания предложила перенести уплату топливного акциза с НПЗ на АЗС. Такая мера поможет избежать торговли суррогатным топливом и повысить эффективность нефтепереработки.

Комментируя предложения "Роснефти", вице-премьер Дмитрий Козак заметил, что эффективность обязательной поставки 17,5% добытой нефти на НПЗ не очень очевидна, но она продолжает обсуждаться. Перенос же акцизов с НПЗ на АЗС сейчас не обсуждается, так как это долгосрочная мера и она требует серьёзного анализа с точки зрения последствий и администрирования.

Но кроме предложений общего плана нефтяной гигант заставил ФАС и ЦБ очень внимательно присмотреться к биржевой торговле топливом. В ноябре ФАС заметила неучастие "Роснефти" в открытых биржевых торгах из-за её претензий к участникам рынка - речь идет о трейдерах, которые, по мнению компании, создают условия для нерыночного ценообразования. Результатом изучения ситуации антимонопольным ведомством стало громкое заявление от 5 февраля, когда ФАС заявила, что подозревает трейдеров в скачках цен на топливо в 2018 году.

22 ноября Банк России, который является регулятором биржевых торгов, согласился, что они в РФ непрозрачны. Более того, он предположил возможное ужесточение регулирования через два инструмента:
- распространить регистрацию внебиржевых контрактов не только на вертикально интегрированные нефтяные компании, но и на трейдеров. Последние составляют не более 5-8% от участников торгов, но они являются основными покупателями топлива,
- усовершенствовать формулу цены топлива на бирже, включив в неё скидки и надбавки к базовым ценам, что позволит создать репрезентативные ценовые индексы, в том числе на экспортируемую нефть.

Другими словами, биржевая торговля топливом в России находится, по словам директора департамента товарного рынка и рынка ценных бумаг ЦБ Ларисы Селютиной, «на первом этапе развития», то есть совсем не развита:
«Возможно, здесь стоит навести порядок через биржевую инфраструктуру. Можно ужесточить условия допуска к биржевым торгам, предъявить к брокерам требования через правила биржи, мотивировать биржу, чтобы она осуществляла контроль. Это могут быть требования к капиталу, внутреннему учету, раскрытию информации. Такой опосредованный надзор для участников товарного рынка будет легче, чем если их назвать профессиональными участниками рынка, после чего они попадут под весь объем контроля, который сейчас есть на рынке ценных бумаг», - цитирует представителя центробанка РБК.

Предыстория

Топливный кризис, напоминает SULARU, стал одной из главных тем сразу двух кварталов 2018 года: второго и четвёртого. Правительство нервничало, грозилось ввести заградительные пошлины и принимало экстренные меры, чтобы сдержать рост цен на бензин. В целом оно справилось.

Также стоит напомнить, что с 2019 года бюджет будет компенсировать нефтекомпаниям 60% разницы между экспортной ценой и условной внутренней ценой, если та окажется ниже. Механизм начинает работать при росте мировой цены на нефть выше $55 за баррель (с начала года - более $60). Так что НПЗ получат солидную компенсацию за поставку бензина на внутренний рынок.

Скачок цен весной 2019 года может случиться, хотя вероятность этого значительно ниже весны 2018 года, когда мировые цены на нефть стремились к $80 за баррель. В конце прошлого года они обвалились, и никто не берется сказать о перспективе их дальнейшего изменения. Но если даже он случится, то закончится достаточно быстро, так как у правительства есть масса отработанных и новых инструментов, ожидающих применения, чтобы купировать любые резкие изменения.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail