SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Минэкономразвития увидело в туризме спасителя экономического роста

О туристической отрасли в России не вспоминали всерьёз до второй половины 2018 года. Поруководив ей полгода вместо Минкультуры, Минэкономразвития уже всерьёз считает туризм одним из главных инструментов стимулирования роста ВВП. Однако интересно не привычное намерение министерства совершить прорыв, а контекст, в котором это намерение будет осуществляться.

Минэкономразвития увидело в туризме спасителя экономического роста
фото: pixabay

На прошлой неделе вице-премьер Ольга Голодец во время правительственного часа в Госдуме сообщила, что в России 31 тыс. гостиниц. Сама по себе цифра не производит впечатление, если не помнить, что согласно данным Росстата по итогам 2017 года в стране было 19 тыс. гостиниц. Если никто ничего не напутал (от федеральной службы статистики можно ожидать чего угодно), то рост составил более 60%.

Сегодня 26 февраля глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин заявил, что туристическая отрасль является одной из отраслей, которая позволит экономике России выйти на темпы роста выше среднемировых, как поручил президент РФ Владимир Путин в своём последнем майском указе.

«Очевидно, что одной из таких отраслей является туризм… У России большой объем внутреннего спроса, который растет двухзначными темпами каждый год. Значительная часть [из-за неудовлетворённости] этого спроса уходит за границу. У нас, по оценкам платежного баланса, $30 млрд ежегодно граждане РФ тратят за пределами нашей страны. И понятно, что здесь есть большой потенциал», - сказал он в Астрахани на открытии Межрегионального форума по вопросам развития круизного туризма на Волге и Каспии.

Что такое хорошо и что такое плохо

«У меня секретов нет, — слушайте, детишки, — папы этого ответ помещаю в книжке», - писал Маяковский. Эта фраза удивительно актуальна сегодня. Новым папой туризма не так давно стало Минэкономразвития, которому отдали федагентство «Ростуризм», забрав его у Минкультуры. Папа первым делом поменял няньку, которая приглядывает за «дитятей», сменив руководство этого федерального агентства в начале февраля 2019 года.

В целом проблемы туризма казалось бы ясны:
- недостаток внимания со стороны государства (отрасль давно и настойчиво просит денег и льгот по примеру сельского хозяйства),
- недостаток качественных туристских продуктов, что подразумевает не только недостаточный уровень сервиса гостеприимства, а ещё инфраструктуру доступа к культурным и природным богатствам России и квалификацию кадров, которые сервис и доступ поддерживают (Минэкономразвития проблему знает и поручило Ростуризму этим заняться),
- затянувшаяся либерализация визового режима (Минэкономразвития в середине февраля объявило, что готовит платформу для продажи туров с электронной визой в Россию),
- некачественное изменение структуры иностранных туристов (если кратко, то щедрые европейцы последовательно вытесняются скаредными азиатами),
- общие проблемы несовершенного регулирования.

О последнем стоит упомянуть всуе на паре ярких примеров противоречивого регулирования, первым из которых станет законопроект о хостелах. Смысл документа, который казалось был похоронен в Госдуме усилиями отраслевого лобби и Минэкономразвития с момента своего появления в мае 2016 года, заключается в том, что места размещения не могут находиться в жилом фонде.

В целом верное желание депутатов, которые когда-то инициировали неожиданно оживший на днях законопроект, заключается в том, что все места размещения туристов и путешественников по стране должны соответствовать единому стандарту и не мешать другим жителям этого самого жилого фонда шумом и гамом от проживания гостей.

Меньшая часть туристического бизнеса проект поддерживает, так как уже размещается в нежилом фонде и несёт повышенные расходы на содержание помещений по сравнению с конкурентами в жилом. Большая же часть турбизнеса категорически возражает, так как перевод жилого фонда, а касается это не только хостелов, а и других мест размещения, в нежилой считает нереальным из-за бюрократических препонов. Другими словами, переподключение к коммунальным и электрическим сетям и пробитие второго эвакуационного выхода ими считается неоправданно дорогим и долгим для малого и среднего бизнеса.

Также утверждается, что если перевод жилого фонда в нежилой в случае с многоквартирными домами в городах еще более-менее логически оправдан, то такой же перевод мест летнего размещения туристов в Крыму, Краснодарском и Ставропольском краях, где они почти все находятся в жилом фонде, представляется безумием. Противники законопроекта уверены, что он приведёт к массовому уходу малого и среднего бизнеса в тень. Для справки: в РФ кроме 31 тыс. гостиниц, есть и ещё минимум 41 тыс. других мест размещения. Кстати, Минэкономразвития поддерживает именно противников законопроекта, предупреждая о сокращении налоговых поступлений из-за перехода коммерсантов на «нелегальное положение».

Вторым примером является принятый сегодня закон об обязательном присвоении «звёзд» гостиницам. Идея закона хороша и понятна - государство вводит единый стандарт «звёздности», который позволит сориентировать как потребителя, так государство, которое сможет определять насыщенность регионов местами размещения и направлять бюджетные средства в проблемные регионы. Однако и здесь можно заметить недостатки.

Во-первых, почти половина всех гостиниц страны уже добровольно прошла сертификацию, так как тема не нова и активно продвигается в массы с Олимпиады в Сочи, где все гостиницы имеют сертификацию. Для гостиниц тема не совсем актуальна, так как через несколько лет организаций без «звёзд» не осталось бы естественным путём. Во-вторых, это единый стандарт совсем не единый в разных странах мира. Для привыкших путешествовать в Италию российские «звёзды» являются слабым ориентиром, поэтому люди чаще оценивают места размещения по отзывам на туристических сайтах, которых расплодилось достаточно. Некоторые представители туристической отрасли задаются вопросом: «А не является ли обязательная сертификация простым статистическим исследованием уровня развития гостиничного бизнеса в стране за счёт средств самих предпринимателей?»

Последнее, и самое главное возражение - кажется не очень логичным обязать оставшиеся 17 тыс. несертифицированных гостиниц пройти процедуру получения «звездности», но при этом оставить за пределами государственной единой классификации более 41 тыс. других мест размещения: от детских лагерей до здравниц и хостелов. Если заявляется, что государство хочет гарантировать туристам определенное качество проживания, то надо охватывать сертификацией все места размещения туристов.

Стоит отметить, что несуразиц различного уровня разрешимости в ближайшей перспективе в туризме много: от регулирования туроператоров до странного госсубсидирования корпоративных туристических путевок и безвизового режима для граждан тех стран, которые считаются опасными для туристов российских. Однако, как говорят представители отрасли, главной темой остаётся уровень инвестиций в туризм: «Если бы туризму уделялось столько же внимания, как сельскому хозяйству, то через пять лет отрасль бы показала колоссальный рывок».

Круизная отрасль - в непростой ситуации

Хорошим примером недостаточности финансирования является именно круизный туризм, когда «на красавце-лайнере путешественники отправляются в долгий путь» по рекам и морям. Как когда-то рассказывала SULARU любительница морских круизов из Австралии:

«Я ожидала, бронируя путешествие по Волге на корабле, что это будет некий аналог круиза вокруг Балкан или по Карибскому морю. Круизное путешествие подразумевает шик. То, с чем я встретилась в любимой мной России на великой реке, можно описать русским словом - бардак, когда даже кофе или чай за мои же деньги можно попить только в определенные часы».

Сегодня в Астрахани министр экономразвития Максим Орешкин описал ситуацию гораздо спокойнее. По его мнению, российская круизная отрасль попала в непростую ситуацию из-за старения флота и снижения спроса.

"Флот имеет средний возраст больше 40 лет. В итоге отрасль попала в негативную спираль, потому что требования туристов и российских и иностранных растут, конкуренция глобальная увеличивается, а качество предоставляемых услуг из-за старения флота опускается. В итоге - негативная спираль: спрос уменьшается, меньше возможностей инвестировать в обновление основных фондов в отрасли и шаг за шагом это все складывается в негативную ситуацию", - сказал он.

По мнению министра, настало время «развернуть спираль в другую сторону и начать движение вперед». Он назвал две главные темы реабилитации отрасли - обновление круизного флота и привлечение иностранных туристов.

"И здесь целый ряд очень важных шагов, которые правительство сделало по стимулированию производства кораблей. Здесь и специальные лизинговые программы, и еще ряд решений, призванные снизить порог входа с точки зрения строительства новых круизных кораблей, которые будут ходить по Волге и Каспию", - сказал он.

И, пожалуй, именно такое привычное философское и спокойное отношение со стороны министра настораживает и огорчает SULARU «до невозможности». Термины «точки входа», «спирали» и другие фигуры органичны для технического анализа фондового рынка. Пусть там и остаются. Когда же речь идёт об отрасли из реальной жизни, то подготовки в области «виртуальной» экономики в целом и рынка ценных бумаг в частности мало. Да и лексикон, пожалуй, надо менять: не непростая ситуация - а глубокая задница; не негативная спираль - а вымирание круизного туризма; не меньше возможностей инвестировать в обновление основных фондов - а нет возможности заработать на этом деньги. Как говорится: «Будь проще, и народ потянется».

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail