SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Госкомпаниям предложат переехать из Москвы и Петербурга

Минэкономразвития наконец-то согласовало проект плана пространственного развития регионов и внесло его в правительство. Одной из мер запуска регионального развития является предложение перенести штаб-квартиры крупнейших госкомпаний в создаваемые по всей стране конурбации.

Госкомпаниям предложат переехать из Москвы и Петербурга
фото: pixabay

Всего в плане, который подготовило Минэкономразвития России, 118 предложений, как развивать регионы, пишут «Ведомости». Издание ознакомилось с планом, а его подлинность подтвердил изданию представитель министерства.

Одно из предложений предписывает чиновникам вместе с госкорпорациями и госкомпаниями подумать о перерегистрации их штаб-квартир, офисов «дочек» и зависимых компаний из Москвы и Санкт-Петербурга в другие крупные и крупнейшие конурбации и городские агломерации (18 регионов – от Воронежа до Владивостока). Будет ли переезд добровольным – представитель Минэкономразвития не говорит, идея обсуждается.

В обязательном порядке перевести госкомпании из Москвы в регионы, где они работают, еще в 2013 г. предлагала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, которая и позже уделяла внимание пространственному развитию России. Тогда её поддерживал премьер Дмитрий Медведев. Офисы крупных компаний желательно распределить по всем регионам, говорил он, приводя в пример опыт Германии и США. Это может помочь выравнять экономическую ситуацию в регионах.

В стратегии Минэкономразвития в дополнение к двум специальным регионам (Дальний Восток и Северный Кавказ) предложено выделить еще 12 макрорегионов: Центральный, Центрально-Черноземный, Северный, Северо-Западный, Южный, Волго-Камский, Волго-Уральский, Уральский, Западно-Сибирский, Южно-Сибирский, Енисейский и Байкальский.

Умная специализация

Для всех регионов ранее была прописана специализация и конкурентные преимущества, которые они должны развивать (добыча полезных ископаемых, туризм, автопром, производство напитков и проч.). Теперь Минэкономразвития уточнило, что специализация должна быть «умной», т. е. включать преимущественно инновационные и эффективные виды деятельности (старые могут быть скорректированы).

Регионы сами должны выделить эти «умные» приоритеты и согласовать с профильными министерствами, уточнил представитель Минэкономразвития, затем будут изменены и меры господдержки регионов. Для тех регионов, которые выполнят условия, Минэкономразвития предлагает ввести единую субсидию на социально-экономическое развитие, также они получат приоритет при распределении субсидий.

Сейчас на региональные субсидии приходится значительная часть федеральной поддержки регионов. В 2019 г. бюджет потратит на них около 590 млрд руб., или почти треть всех трансфертов регионам.

Для регионов эффект от переезда штаб-квартир госкомпаний будет положительным – это новая инфраструктура, рабочие места, НДФЛ, особенно если переедет и топ-менеджмент, говорит старший директор Fitch Ratings Владимир Редькин. Но российский бизнес в целом идею не поддерживает, отмечают «Ведомости".

Агломерационные эффекты

Слово "агломерация" уже плотно вошло в вокабуляр (словарный запас) региональных властей. Ещё в ноябре 2017 года в Екатеринбурге состоялся форум «Города России 2030». И на форуме основным обсуждаемым вопросом стало стратегическое развитие муниципалитетов. Под стратегическим развитием участники форума тогда понимали создание городских агломераций в качестве основного тренда естественных изменений в провинциальной России.

К 2019 году местные власти осознали, что тема их обсуждения плохо описывается словом «агломерация», что означает объединение вокруг одного крупного экономического и регионального центра. Главный тренд сейчас - это объединение нескольких центров в одно большое образование. Поэтому к настоящему моменту придумали термин «метрополия», который ещё менее точно описывает ситуацию, но набирает популярность. Тем не менее политологам и экономистам издавна известен точный термин для подобного объединения - конурбация. Его SULARU и намерено использовать.

В XX веке главным мировым явлением было переселение людей из деревень в города. Именно тогда создавались все крупнейшие городские агломерации - Большой Токио, Большой Париж, Большой Нью-Йорк, Большая Москва и так далее. Это было объединение вокруг одного центра, который соединялся мощной транспортной сетью с ближайшими окрестностями.

Скоростное сообщение в Токио является, пожалуй, самым ярким примером таких изменений прошлого века. В России хорошим примером является Московская агломерации. И хотя технологически Москва не может пока соревноваться со столицей Японии, но значение автомобильных и железнодорожных сетей Подмосковья переоценить сложно. Например, из Подмосковья в Москву на электричках добирается с разной степенью регулярности половина жителей региона.

Рост агломераций подпитывался так называемыми агломерационными эффектами (АЭ) - agglomeration economies. В английском языке термин более конкретен, так как сразу подразумевает "экономия" В любом случае АЭ — это экономическая выгода от территориальной концентрации производств и других экономических объектов. Это напоминает "эффект масштаба", но не в рамках корпорации, а в рамках города. АЭ не только снижают трансакционные издержки, но и способствуют построению экономики знаний, развитию рынка труда. В конечном итоге агломерации стали точками экономического роста и развития по всему миру.

Конурбации

К XXI веку поток «деревня-город» мельчает. Ему на смену приходит поток «малый город - большой город», когда народ начинает массово переселяться из некогда успешных провинциальных городов в региональные центры. Малые города в России также пустеют. Жители перебираются в мегаполисы в поисках лучших доходов и условий жизни. Крупные города процветают. Одна Москва приносит не менее 17% ВВП России с тенденцией роста доли в экономике страны.

Например, на Урале есть маленький город Пласт. Население в нем уменьшилось с 1959 года с 25,9 тыс. человек до 17,5 тыс. в 2002 году. Это успешный малый город, поскольку с тех пор население в нём стабильно. Секрет прост. В городе есть промышленность, которая представлена Южуралзолотом, одним из крупных золотодобытчиков России. Город находится на 719 месте из 1112 городов страны по числу жителей.

То есть ситуация с пространственным развитием страны такова, что успешным считается малый город, который просто не теряет население. По некоторым расчетам, в 7 из 16 городов Южного Урала трудоспособное население сократится на 30% до 2030 года за счет миграции в мегаполисы и естественной убыли.

Однако есть и обратная сторона медали для крупных агломераций. Агломерационные эффекты не вечны. Они имеют тенденцию в истощению и превращению в негативные последствия, с которыми уже невозможно бороться. Впрочем не стоит повторяться - подобный эффект SULARU подробно рассматривало в статье «Экономический рост и транспортная система: можно ли найти зависимость?»

Чтобы противостоять опустению малых городов нет пока другого приема кроме развития скоростной транспортной инфраструктуры. Но такое развитие должно идти прежде всего не в существующих городских агломерациях, где оно уже сопровождается негативными явлениями вроде непропорционального сопутствующего роста стоимости проживания и ведения бизнеса. Оно должно идти в регионах, объединяя близкие региональные экономические центры в конурбации. В крупных же центрах вроде Москвы пора говорить о сдерживании роста агломерации.

Наверное, Минэкономразвития мыслит в подобном духе, когда предлагает перенести штаб-квартиры госкорпораций из Москвы и Санкт-Петербурга в регионы. Это может быть как стимулом для развития конурбаций, так и сдерживающим мероприятием для роста московской и питерской агломераций.

Когда многие государства мира переносят столицы из крупнейших мегаполисов в малые города, то, кроме всего прочего, такой перенос способствует более равномерному пространственному развитию. Казахстан сделал так, когда перенёс в 1997 году столицу в Нур-Султан (Астана). С того момента население города Акмолы (переименован в Астану в 1998 г.) выросло с 287 тыс. до 1032 тыс. человек. Интересно, предложит ли Минэкономразвития перенести столицу из Москвы, скажем, в Тамбов, в котором население с 1989 года сократилось с 305 тыс. до 292 тыс. человек к настоящему моменту?

Но вернемся к конурбациям. В Челябинской области есть проект объединения Миасса (151 тыс. чел.) и Златоуста (165 тыс. чел.). Между ними расстояние по прямой составляет всего 31 км. Другими словами, если на автомобиле из одного города в другой сейчас приходится проехать около 50 км (без пробок 50 минут на автомобиле и 3 часа 15 минут! на автобусе), то прямая магистраль позволила бы любому жителю ездить на работу в другой город за полчаса.

Понятно, что дополнительный эффект может дать и административное объединение городов, что поможет экономической интеграции двух территорий. Но, насколько SULARU понимает, административное объединение пока не рассматривается.

Некоторые риски

Развитие инфраструктуры - удовольствие дорогое. Всегда требуется доскональный анализ соотношения расходы-выгода. И далеко не всегда будет очевиден срок окупаемости. С другой стороны, вряд ли при переносе столицы в Нур-Султан казахское правительство ожидало такой взрывной рост населения этого города. Оно рискнуло, и риск, пожалуй, себя оправдал.

Но SULARU предполагает, что экспертизу подобных региональных проектов нельзя отдавать на откуп региональных властям. Их излишний оптимизм в области инвестиционной оценки уже привёл некоторые регионы к серьёзным проблемам.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail