SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Упрощение реальности - лицо современной политики

Все люди так или иначе ленятся думать, но хотят понимать. При обсуждении любого предмета или явления - от застёжки-молнии до экономики мы зачастую делаем вид, что понимаем сложные проблемы, выдумывая яркие лозунги и определения. Но упрощение всего и вся стало доктриной - и это разрушает как нашу жизнь, так и политику в любой области этой жизни. Болезнь современных политиков - даже не популизм, а упрощение или сверхупрощение существующих сложных проблем.

Упрощение реальности - лицо современной политики
фото: pixabay

С высоты 30000 футов (9144 м), береговая линия Великобритании имеет знакомые всем по карте страны изгибы и формы. Но увеличьте масштаб – скажем, в районе скал Дувра – и картина становится менее знакомой. Всё, что вы сможете видеть - это запутанная серия каменных обрывов. Если увеличить масштаб дальше - приблизить взгляд к гальке на пляже под скалами, береговая линия полностью перестаёт укладываться в привычный шаблон.

Чем ближе вы смотрите на предмет, тем меньше вы его понимаете, пишет Айэн Лесли (автор книг «Рожденные лжецами» и «Любопытство», на русский не переведены) для лондонского политического журнала New Statesman. И хотя писатель, используя эпистемалогию, далее рассуждает о британских политиках, но его анализ, по мнению SULARU, можно применить почти к любому политику в мире (эпистемоло́гия исследует знание как таковое, изучает отношение «объект-знание»)

Подобная реальность раздражает, ведь на каждом уровне анализа предмета или явления появляется больше вопросов, чем ответов. Возникают детали, которые не укладываются в наше представление, находятся исключения из правил или последствия, которые не могут быть предсказаны. Поэтому Homo Sapiens, мозг которого с трудом переносит подобную реальность, придумал метод преодоления этих сложностей. Мы просто лжем себе о том, что мы понимаем всё или очень много.

В 2002 году психологи Фрэнк Кейл и Леонид Розенблит попросили людей оценить собственное понимание того, как работает застёжка-молния. Респонденты ответили очень уверенно – ведь большинство людей регулярно её используют. Но когда их попросили объяснить, как она работает, они не смогли. Аналогичные результаты были получены в отношении туалетов, пианино, вертолетов и велосипедов. Это относится не только к физическим объектам: было установлено, что люди переоценивают свое понимание внешней политики, изменения климата и налоговой системы.

Мы знаем о мире вокруг нас гораздо меньше, чем думаем. Ученые в области когнитивного мышления называют это «иллюзией пояснительной глубины», а иногда и просто «иллюзией знаний». В совокупности мы знаем очень много, но знание каждого человека о мире гораздо поверхностнее, чем он себе представляет. Только когда нас заставляют объяснить что-то в подробностях и понятно для других, мы вдруг осознаём эпистемологическую бездну, зияющую под нашими убеждениями.

Я думаю, это частично объясняет, почему что-то не так с британской политикой. Последовательная особенность психологических экспериментов заключается в том, что после попытки и неспособности объяснить что-то, люди признают, что они понимают явление не так хорошо, как думали. Появляются смирение и скромность. Но в британской современной политической культуре так не происходит.

Среди наших политических лидеров почти не принято признавать своё невежество. Они даже не могут признать, что реальность сложнее. Они понятия не имеют, как работает политика, но они все уверены, что могут её воплощать в жизнь. Болезнью политики сегодня стал далеко не популизм, а упрощение или сверхупрощение сложных проблем.

Да, политики испокон веков трансформировали сложные вопросы в понятные слоганы и громкие лозунги - это часть их работы. Но Brexit показал нечто новое: полный отказ политических лидеров даже допустить мысль, что за лозунгами стоит более сложная реальность. Brexit на сегодняшний день является самой сложной, технической, многослойной политической проблемой, с которой столкнулась Великобритания.

Если какой-то британец не сбит с толку или испытывает апатию каждый раз, когда обсуждаются подробности Brexit, то он либо не видит, что вокруг творится, либо является крутым политическим аналитиком. Но большинство представителей консервативной партии Британии, включая того кто станет скорее всего премьер-министром (речь о лживом Борисе Джонсоне), тщательно скрывали перед референдумом свои скудные знания о том, как реально работает Евросоюз, какими сложными являются вопросы ирландской границы или международной торговли.

Они ими даже не интересовались. Детали были отвергнуты как ненужные, а любая экспертиза считалась неуместной. Люди, которые тогда усложняли реальность - это может быть хорошим определением эксперта - рассматривались с подозрением. Даже когда политиканы терпели неудачу за неудачей, они продолжали скандировать лозунги, в которых нет даже намёка на сложность: «Уйти значит уйти», «Отсутствие сделки лучше плохой сделки [с ЕС]». Британцы им верят, хотя эти лозунги съедают нас заживо.

Вряд ли это совпадение, что упрощение стало характеристикой политиков в эпоху, когда реальность усложняется. Нет, не случайно политики пестуют в себе это качество. Они играют на том, что избиратели сами всё более склонны к упрощениям. Мы живем во все более глобализованном, разнообразном, взаимозависимом, технологическом обществе. Но большинство из нас не любит думать об этом. Мы привыкли принимать как должное такие чрезвычайно сложные достижения, как наличие бутылки молока в супермаркете или смартфона в кармане.

Аналогичным образом, число избирателей, которые действительно понимают иммиграционную систему или финансирование образования, является крошечным. Это не преувеличение, а аксиома - любой вопрос, достойный общественного обсуждения, в реальности слишком сложен для большинства избирателей. Но это не мешает всем нам считать себя непререкаемыми авторитетами в таких вопросах.

Упрощения востребованы, так как нам не нравится чувствовать, что мы что-то не понимаем. Когда мы не понимаем, мы теряем уверенность в себе. И референдум 2016 года о выходе из ЕС однозначно показал, что люди раздражены и напуганы непониманием взаимоотношений с континентальной Европой. Они выбрали Brexit, так как хотели избавиться от таких сильных чувств, недостойных настоящих британцев.

Упрощение меняет и то, как мы относимся друг к другу. Дэн Кахан, профессор Йельского университета, является одним из ведущих американских экспертов по политической поляризации. И один из его любопытных выводов состоит в том, что партийная принадлежность является во много результатом отсутствия любопытства.

Если ваше мнение об иммиграции сильно отличается от моего, то одной из причин такого различия может быть разный личный опыт. Но для того, чтобы понять ваш жизненный опыт, моему мозгу требуется приложить изрядно усилий. А мозг большинства взрослых людей этого не любит, хотя в детстве нам всем присуще любопытство. В результате мозгу проще отнести несогласных к числу радикальных или наоборот наивных людей.

При этом упрощение реальности в разных партиях различается и люди выбирают, что им по душе. Правые взгляды разделяют те, кто видит в любых трудностях происки "коварных и вероломных иностранцев". Левые предпочитают штамп, что все социальные беды объясняет заговор эгоистичной и жадной элиты. Представители либеральных идей, которых все меньше уважают сторонники правых и левых взглядов, предполагают, что все остальные попросту менее умны.

Застёжка-молния, кстати, состоит из двух дорожек с десятками зубчиков, каждый из которых имеет крючок и полость. Хитрость заключается в том, что крючок каждого зубчика на одной стороне должен попасть в полость зубчика на другой. Для этого каждый зубчик должен быть одинакового размера и формы. При этом все зубчики должны идеально располагаться с точки зрения расcтояния между ними. Другими словами, каждый зависит о каждого и от всех вместе. Детали имеют значение. Очень жаль, что никто в политике в них не верит. Упрощение потопит Британию.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail