SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Великое глобальное разъединение

Торговая война США и Китая - это всего локальная стычка на периферии основного фронта действий. По сути речь идёт о формировании новой азиатской суперсилы в борьбе за глобальное господство. Китай ищет, если позволить себе аналогию, новый «Варшавский договор», готовясь к затяжной холодной войне.

Великое глобальное разъединение
фото: pixabay

Все признаки указывают на долгую холодную войну США с Китаем, которая изменит глобальные союзы, политику и экономику. Это совсем не новость, эти признаки стали очевидными, когда Вашингтон изменил риторику в противостоянии с Пекином, загоняя себя в ловушку Фукидида.

Напомним, что председатель КНР Си Цзиньпин уже призвал народ быть готовым к новому Великому Походу. Он предупредил, что придётся «начать всё заново». Это высказывание было оценено мировыми СМИ как самый драматичный знак того, что Пекин потерял надежду на достижение торгового соглашения со Штатами в ближайшей перспективе. Да нет, Китай потерял надежду договориться с США по более широкому кругу вопросов.

И это всё лучше сознаётся в Америке, которая погружается в пучину неопределенности и страха. Слово страх не надо понимать как панику или растерянность. Нет, за плечами у американцев высочайший порог принятия неопределенности, а также колоссальная мощь шикарных преимуществ, накопленных за долгие десятилетия. Поэтому их страх - здоровая реакция пока в целом здорового организма на растущие риски получения «нежелательного ущерба».

Великое глобальное разъединение

Именно так озаглавило статью (скорее памфлет) известное независимое американское издание Axios, которое иногда выдаёт шедевры лаконичного постпрозрения. Далее будет представлен перевод текста, который был немного отредактирован, чтобы разбавить откровенно телеграфный стиль американской редакции, который режет глаз даже на английском языке.

Контекст проблемы. Помимо торговли, две сверхдержавы конкурируют:
- за интеллектуальную собственность и технологические секреты (см. статью «Взлом века: китайские "жучки" установлены в тысячах серверов по всему миру»),
- за политическое и социальное влияние во всем развивающемся мире через экономическую помощь (см. статью «Тайваню всё сложнее конкурировать с Китаем в Тихом океане»)
- за захват сфер влияния через инфраструктурные вложения (см. статью «Новый Шёлковый путь обещает развитие торговли или доминирование Китая?»),
- за дипломатические соглашения и влияние в международных учреждениях (см. статью «Итоги саммита G-20 в Осаке»),
- за военное доминирование (см. статью «Помпео рассержен стратегией Китая в области национальной безопасности»).

В совокупности это означает конкуренцию двух главных политических систем Земли, то есть новую глобальную холодную войну. Одно из наиболее ярких проявлений этой войны видно невооруженным взглядом в технологической области - сплинтернет (см. статью «The Economist учит журналистской "непредвзятости" на примере отношений России и Китая»), или превращение глобального интернета во множество локальных сетей со своими политическими реальностями.

Читаем между строк... Билл Бишоп из издания Синосизм (независимое издание о Китае с антикоммунистическим уклоном) сообщил Axios, что президент (тяга американцев к этому ложному термину неистребима) Си Цзиньпин и его команда пришли к выводу, что Китай слишком зависит от США в области технологий и сельского хозяйства.

Поэтому Китай утроил усилия (см. статью «Huawei развязала глобальную зарплатную гонку за талантами»), чтобы стать самодостаточным и диверсифицировать свою зависимость от США. Даже гипотетическое потепление отношений уже не изменит новый тренд, который был признан основным на примере России, попавшей под западные санкции.

Теперь Китай не стесняется обвинять США в своих собственных экономических и внутренних проблемах. Так Нью-Йорк Таймс сообщает из Пекина, что "враждебность по отношению к Америке" со стороны китайских чиновников и государственных новостных организаций резко возросла:

«Эскалация растёт... в тандеме с двумя большими проблемами Китая: замедлением экономики, осложнённым торговой напряженностью, и турбулентностью в Гонконге, которая не имеет конца».

«Пекин, похоже, не видит конца своим разногласиям с Вашингтоном по поводу китайского телекоммуникационного гиганта Huawei, который был внесен в черный список администрации Трампа как угроза национальной безопасности», - добавила The Times.

Что будет дальше. В ноябре исполнится 30 лет, как Берлинская стена упала 9 ноября 1989 года. Большую часть этого времени у США не было реального соперника за глобальное доминирование. Теперь Америка ведёт борьбу, которую она может проиграть.

«Когда-то все дороги вели в Рим. Теперь они ведут в Пекин… Мы уже живем в азиатском веке», - написал в марте профессор истории из Оксфорда Питер Франкопан в книге «Новый Шелковый путь».

Подведём итог. США потеряли ориентиры после холодной войны, заново создав дилемму, которая возникла в отношениях с СССР после Второй мировой войны, -многодесятилетнюю цивилизационную борьбу.

Заключение

Попробуем подвести итог в том же телеграфном стиле:
во- первых, СССР проиграл холодную войну из-за отсутствия механизма ценообразования, Китай такую ошибку исправил 41 год назад;
во-вторых, Китай остался коммунистической страной, что даёт колоссальное преимущество в виде партийной дисциплины;
в- третьих, в США вообще не понимают логику противника, так как никогда не читали что-то вроде «Истории ВКПб».

SULARU спросило автора мемуаров директора обувной фабрики периода развала СССР, опубликованных на нашем сайте, о том, как закончится противостояние Китая и США. По его мнению, у США в долгосрочной перспективе нет шансов: «Партийная дисциплина победит!».

Поживём, конечно, увидим. Но, учитывая огромное количество «роялей в кустах» у США, такая оценка кажется пока некоторым «шапкозакидательством». Хотя определенную логику в этом замечании нельзя не признать.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail