SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Сотрудники Amazon призывают компанию усовершенствовать экологическую политику

Технологические компании всё чаще сталкиваются с организованными протестами наёмных работников по широкому кругу общественных вопросов

Сотрудники Amazon призывают компанию усовершенствовать экологическую политику
фото: pixabay

357 работников компании Amazon оставили свои публичные комментарии на платформе социальной журналистики Medium. Они требуют от работодателя принятия более жесткой экологической политики. Сотрудники настаивают на внедрении мер по сокращению выбросов парниковых газов.

Михаил Соколов, ведущий инженер: «Ожидание от работников молчания по этим климатическим вопросам и давление со стороны Amazon - это действительно недопустимый перебор. Я горжусь тем, что показываю своё нежелание соблюдать навязываемые требования».

Амелия Грэм-Макканн, старший бизнес-аналитик Amazon: «Наука говорит об изменении климата недвусмысленно. Это недобросовестно со стороны Amazon продолжать помогать нефтяной и газовой промышленности добывать ископаемое топливо. Это недобросовестно пытаться заставить сотрудника с гражданской позицией замолчать».

Джейкоб Хинтон, инженер-программист Amazon: «Разрушение климата, жестокая борьба с мигрантами и невыносимые условия труда на складах отлично подходят для получения прибыли, но они имеют ужасные последствия для общества».

Официальный ответ компании Amazon последовал почти незамедлительно: «Мы дали "Климатический Зарок", обязуясь обнулить эмиссию парниковых газов уже к 2040 году. Это на десять лет опережает цель Парижского соглашения. Мы планируем использовать 100% возобновляемых источников энергии к 2030 году, и у нас есть тысячи людей по всей компании, работающих над инициативами в области устойчивого развития […] Мы применим положения корпоративной коммуникационной политики и не позволим сотрудникам публично пренебрегать или искажать усилия компании и своих коллег, которые усердно работают над решением этих трудных проблем».

Самоуверенные работники?

В целом нельзя обойти стороной тот вопрос, что нефтяной и газовой промышленности есть что возразить на тему малых усилий по сокращению эмиссий парниковых газов. Но пару слов о растущей критике сотрудничества техкорпораций с нефтегазовой отраслью сказать всё же стоит.

Конечно, яркий тренд усиления протестов против ископаемого топлива наиболее легко заметить на примере четырёх технологических гигантов - Alphabet (Google), Amazon, Apple и Microsoft - с капитализацией около триллиона долларов. Так, работники Amazon и ранее призывали облачное подразделение AWS прекратить бизнес с нефтегазовыми компаниями.

Или другой пример: в начале января 2020 года общественные активисты похвалили Microsoft за намерение стать «углеродно-негативным», но работники компании критически высказались о продолжении сотрудничества облачного подразделения Azure с нефтегазовой промышленностью.

Но, возможно, важнее отметить не узкий вопрос критики в адрес нефтегазовой промышленности, а общую нарастающую гражданскую активность сотрудников техкомпаний. При этом подобная активность находится на подъеме уже не только в фирмах вроде Alphabet, славящихся своей открытостью, но и в организациях вроде Amazon, которые до недавних пор старались «не выносить мусор из избы».

Однако заявление Amazon в ответ на призыв более трёх сотен сотрудников показывает, что отдел кадров компании живёт прошлым днём. Они ещё не поняли, что время для «затыкания ртов» упущено, а административными методами - подписанием бумаг о неразглашении или наложением штрафов на "шибко разговорчивых" работников - дырки в информационном решете не заткнёшь.

Ситуация усугубляется тем, что «бунтуют» высококвалифицированные сотрудники, на плечах которых лежит основной бизнес техкорпораций. Конечно, вспоминая крылатую фразу товарища Сталина «незаменимых у нас нет», можно представить, как Amazon увольняет пару сотен человек одномоментно. Для компании, где штат работников превышает 0,6 млн человек, это может показаться пустяком. Но поэтому SULARU и говорит о сравнении четырёх гигантов, допуская, что не всё так однозначно.

Alphabet: Капитализация - $1,02 трлн; выручка - $137 млрд; прибыль - $30,7 млрд; штат - 114 тыс. работников.
Amazon: Капитализация - $0,93 трлн; выручка - $233 млрд; прибыль - $10,2 млрд; штат - 649 тыс. работников.
Apple: Капитализация - $1,40 трлн; выручка - $266 млрд; прибыль - $59,5 млрд; штат - 104 тыс. работников.
Microsoft: Капитализация - $1,28 трлн; выручка - $110 млрд; прибыль - $16,7 млрд; штат - 144 тыс. работников.

Эти цифры наглядно демонстрируют, что пока наиболее интересен бизнес у Apple, так как каждый типичный сотрудник компании принёс акционерам по итогам 2019 года прибыль в размере $435 тысяч. У Alphabet, Amazon и Microsoft показатель прибыли на одного работника соответственно составляет $269 тыс., $16 тыс. и $115 тысяч.

То есть бизнес Amazon сильно выбивается из статистического распределения как по количеству работников, так и по «прибыльности» на одного сотрудника, хотя общая выручка компании является очень хорошей. Причина в целом понятна: деятельность Amazon имеет слишком много связей с материальным миром - перемещением и производством товаров. Поэтому полного эффекта от высокопроизводительных нематериальных активов получить не удаётся.

Но эффективность технологических подразделений компании - ядра бизнеса - не вызывает сомнений, ведь своими успехами Amazon начала «вселять ужас» на конкурентов, включая Microsoft, где-то с 2018 года.

Другими словами, если все 357 бунтарей представляют высокопроизводительные подразделения компании, а так оно и есть, то потеря от увольнения каждого обойдется не в $16 тыс., а как минимум в $115 тыс., если исходить из второй по величине цифры «типичной прибыли на работника» (у Microsoft). После такого расчёта семь раз отмеришь, прежде чем один раз уволить или серьёзно обидеть подобного работника.

Быть или не быть профсоюзам?

Технологическая индустрия родилась и долгое время обходилась без профсоюзов. Но есть явные признаки, что долгая «гармония» между рабочими и работодателями может закончиться и здесь. В ноябре 2019 года газета The New York Times сообщила, что Google наняла «анти-профсоюзную консалтинговую фирму», поскольку её тревожит рост протестной активности сотрудников.

Если бы Google была одинока, то говорить о тенденции смысла бы не было. Но сложно вспомнить любой из 12 месяцев 2019 года, когда работники той или иной технологической компании по всему миру не начинали локальную войну с менеджментом компаний за достойные условия труда. Так, ярко запомнилась петиция к управленцам из испытывающей сложные времена WeWork.

До недавнего времени WeWork, мировой лидер по аренде офисных площадей, считался новатором, определяющим образ жизни работников технологической отрасли. Однако воздушный замок ожиданий инвесторов рухнул. Под сокращение попали тысячи сотрудников. Как говорится, бывает. Но работники, объединившись в Коалицию WeWork, через открытое письмо всё в той же The New York Times заявили: «Увольнение - дело обыденное, но нельзя ли проявить хоть чуточку уважения и не считать нас явными идиотами?»

Проще говоря, они потребовали соблюдения публично заявленных ценностей компании: «предприимчивость, вдохновение, искренность, упорство, благодарность и командный дух». И спросили, в чём проявляется командный дух, если работников выкидывают на улицу без достойной компенсации?

При этом основателя стартапа Адама Неймана - его называют главным виновником проблем WeWork - отпустили с выходным пособием в $1,7 млрд, включая обязательство ежегодно выплачивать $46 млн «за консультационные услуги». Последняя цифра знаковая и раздражающая - лишь девять управленцев самых успешных компаний США получают ежегодный бонус больше этой суммы.

Возмущение работников WeWork и протесты сотрудников других компаний рушат некогда благостное впечатление от стратегии трудовых отношений техкорпораций. Ранее заявлялось, что предоставление работникам опционов нивелирует неравенство внутри технологической отрасли и поэтому индустрии не требуются традиционные профсоюзы.

Но 2019 год, пожалуй, окончательно показал, что подобные заявления всегда были в лучшем случае благими намерениями, а в худшем - выгодными вымыслами практичного менеджмента, который хотел держать профсоюзы подальше от технологических долин. Когда IT-стартап начинается, то группа единомышленников зачастую разделяет ценности товарищества. Но когда он превращается - путем поглощения или роста - в огромный бизнес с десятками тысяч сотрудников, то о былом равенстве говорить обычно перестают.

В крупнейших и самых успешных западных техкорпорациях появилось две касты работников: меньшинство работает полный день и получает щедрые бонусы, а большинство работает по договорам оказания услуг. Условия труда последних дают гибкость в построении личного графика работы, но их труд оплачивается заметно скромнее по сравнению с «постоянными» коллегами или коллегами, которые пришли в компании раньше (схема чем-то напоминает сетевой маркетинг Avon).

Тем не менее анти-профсоюзные настроения по-прежнему являются мощной основой глобального технологического мира. В этом довольно индивидуалистском мире принято рассматривать организованную рабочую силу как тяжёлый груз, которые мешает предпринимательской гибкости и получению высокой рентабельности бизнеса.

Однако за техгигантов вплотную взялись правительства, накладывая всё новые ограничения на отрасль. Темпы роста выручки техкорпораций будут снижаться, повышая шансы некоторых участников рынка последовать по неприятному пути WeWork. Так как про-профсоюзные настроения в технологической индустрии всегда связаны с какими-нибудь проблемами или кризисами, то можно ожидать и усиления профсоюзного движения.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail