SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
новости

Еврозона вышла из кризиса 2008 года

Еврозона объединяет 19 стран Евросоюза из 28. Это страны, где национальная валюта заменена на евро. И теперь объявлено о формальном выходе всех стран зоны из десятилетнего кризиса.

Еврозона вышла из кризиса 2008 года
фото: pixabay.com

Еврозона характеризуется наиболее глубокой степенью взаимной интеграции. Монетарную политику осуществляет наднациональный Европейский Центробанк. Отказ от самостоятельной монетарной политики происходил долго и аккуратно. И только после того, как лидеры ЕС посчитали, что общий рынок создан, и Германия и Франция обеспечили себе долгосрочное преимущество, в обращении появилась новая валюта. Наличные Евро родились 1 января 2002 года. По нашему мнению, это выдающееся достижение в экономической истории всего мира, так как ещё ни один мировой союз не рискнул зайти так далеко

"Кризис, совершенно ясно, остался позади, есть (экономический) рост", - сказал еврокомиссар по экономике и финансам Пьер Московиси на пресс-конференции после совета министров финансов стран еврозоны, сообщает «Прайм».

Оптимизм еврокоммисара основан на факте, что каждая страна еврозоны продолжает демонстрировать рост ВВП (валовый внутренний продукт) с 2015 года и по текущий момент. Слова комиссара Московиси можно расценивать по разному. Мы сторонники той точки зрения, что прохождение отрядом полосы препятствий надо засчитывать после достижения финиша слабейшим участником. В конкретном случае речь про Грецию. Она остается «слабым звеном». И хотя она в 2016 году продемонстрировала мизерный рост ВВП на 0,4% (в рамках статистической погрешности), для полной уверенности хотелось бы дождаться итогов 2017. Промежуточная статистика текущего года пока показывает продолжение небольшого стабильного роста ВВП страны.

Несколько фактов:

  • Если в 2008 году ВВП Греции был 355 млрд долларов, то в 2016 году – 195 млрд долларов! Доля ВВП Греции в общем продукте Евросоюза за время кризиса упала с 1,6% до 1%.
  • Если в 2011 минимальная зарплата в стране была 875 евро, то сейчас – 685 евро. Безработица к 2016 году выросла до 10% ( для сравнения в России – менее 5%),

При этом, Греция не единственная страна Еврозоны с нерешенными и нерешаемыми в ближайшем будущем экономическими проблемами:

  • Италия была вынуждена даже мухлевать данными, чтобы соответствовать официальной политике Евросоюза. В 2014 ей была вручена Шнобелевская премия за включение в расчет ВВП доходов от контрабанды, проституции и продажи наркотиков. Государство во многих регионах страны до сих пор не может тратить достаточно, чтобы обеспечить простейшие услуги, например, вывоз мусора.
  • Испания имеет возможность или потерять Каталонию, что грозит потерей одного из самых успешных в экономическом плане регионов, или влететь в новый кризис экономической активности. Даже если выход Каталонии удастся купировать, то экономике северо-восточного региона страны уже нанесён долгосрочный экономический ущерб из-за намерения многих компаний перенести центральные офисы в другие регионы Европы, так как нестабильный статус Каталонии повышает риски лишиться доступа на общеевропейский рынок

Нельзя не вспомнить про Британию, которая дополнила общий долговой кризис сепаратистскими антирациональными тенденциями. Она еще в Евсросоюзе, но выход не за горами. Её решение о выходе из европейской семьи научило коммерсантов как реагировать при процессах дезинтеграции. Поэтому так быстро были озвучены намерения покинуть Каталонию.

При этом Британия не является частью Еврозоны (там нет евро), она является самостоятельным крупнейшим мировым финансовым центром. Но даже местные финансисты, которые непосредственно выгоды от Евросоюза имеют не столь много, возможно, потеряют от 40 тыс. высокооплачиваемых рабочих мест из-за дезинтеграции и переезда компаний в континентальную Европу. Так недавно предположило Британское казначейство.

Важно учесть ещё один факт. Начиная с 2007 года и, особенно, с момента публикации Еврокомиссией доклада «ВВП и скрывающееся за ним» в 2009 году, Евросоюз заявил о постепенном переходе до 2020 года к измерению экономического роста не по ВВП, а по совокупности ВВП и индикаторов в трех областях: качество жизни, распределение богатства, экология.

Заявленный отказ от ВВП является крайне правильным шагом. ВВП в оторванности от других индикаторов не показывает ровным счетом ничего. Или почти ничего. Простая аналогия. Компания заявила о росте выпуска продукции в денежном выражении за прошлый год на 1%. Что это значит для работников предприятия? Зарплата будет расти? Перспективы быть уволенным изменились? Было закуплено новое оборудование? Перспективы банкротства компании остались на прежнем уровне? Качество руководства и вознаграждение руководителей поменялись? Ни на одни вопрос ни отрицательного, ни положительного ответа дать невозможно. Показатель роста выпуска - нужная оценка, но пустая без дополнительных данных.

И заявление комиссара о выходе из одного из мощнейших в истории кризисов (Великая депрессия 30-х годов ХХ века длилась 10 лет и тогда уровень безработицы доходил до 20%) достаточно преждевременен с учётом нового базиса оценки. Жизнь населения Греции (и Европы в целом) не то, чтобы вернулась на докризисные уровни, она в большинстве стран Еврозоны даже не начала улучшаться. Но формально переход к новой оценке ВВП должен состояться после 2020 года, и Московиси не соврал, но и не сказал правды.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail