SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
новости

Устойчивость альянса Саудовской Аравии и России - главная интрига на заседании ОПЕК+

Интересы стратегических партеров расходятся. Если Эр-Рияд очень хочет более высоких цен на нефть на фоне вспышки коронавируса, то Москва в целом счастлива с фьючерсами, торгующимися между $50 и $60 за баррель.

Устойчивость альянса Саудовской Аравии и России - главная интрига на заседании ОПЕК+
фото: pixabay

5-6 марта в Вене (Австрия) состоится встреча производителей ОПЕК и стран, не входящих в этот картель, включая Россию. Большинство аналитиков склоняется к идее, что в условиях неопределенности из-за коронавируса участники сделки по сокращению добычи нефти (ОПЕК+) договорятся о дополнительном сокращении.

Но меньшинство не забывает повторять, что дополнительное сокращение означает не только смягчение негативных последствий вспышки коронавируса (нефть в феврале подешевела очень сильно). Дополнительное сокращение также означает долгосрочную потерю доли рынка в пользу Америки, что беспокоит российских нефтяников и чиновников всё больше.

Потеря части рынка продолжается уже почти два года. И сохранение энергетического альянса между Саудовской Аравией и Россией, который был заключён в 2018 году ради балансировки спроса и предложения, теперь находится под вопросом сильнее, чем когда-либо ранее. Между главными игроками ОПЕК+ нарастают противоречия.

Саудовская Аравия, несомненные лидер стран ОПЕК, настаивает на дополнительном сокращении в 2020 году на 1 млн баррелей в сутки (б/с). Это заведомо выше предложения Технического комитета ОПЕК+, который сперва рекомендовал сокращение на 0,6 млн б/с (последняя рекомендация - 0,6-1 млн б/с).

Россия, скажем прямо, без восторга встретила даже первую рекомендацию комитета, а уж дополнительные обязательства могут оказаться и вовсе перебором в текущей игре. Трещины в ранее монолитном альянсе Саудовской Аравии и России становятся всё нагляднее.

Например, в феврале саудиты настаивали на экстренном совещании ОПЕК+, так как были обеспокоены снижением спроса на нефть в Китае. Россияне ответили, что не готовы к встрече и им нужно больше времени на оценку ситуации. Позиция России спровоцировала более резкое падение мировых нефтяных цен в феврале, чем можно было бы ожидать без демонстративного отказа от встречи.

Но российскую сторону понять тоже можно и нужно. По сравнению с октябрём 2017 года - положение дел на этот момент лежит в основе ОПЕК+ - с рынка ушло якобы 1,7 млн б/с ради «балансировки» рынка. Однако к 2020 году такое сокращение со стороны стран ОПЕК+ вылилось в рекордный избыток нефти на рынке, так как темпы увеличения добычи нефти в США превзошли все ожидания.

Традиционные покупатели постепенно переключаются на поставки из Америки, которая при сохранении прежних темпов прироста добычи может стать не только крупнейшим нефтедобытчиком, но и крупнейшим экспортером углеводородов на мировом рынке. С каждым годом из-за развития технологий и роста объёмов производства себестоимость добычи в Америке падает.

В условиях нарастания фактора «Греты Тунберг» откладывание кризиса цен за счёт сокращения производства за пределами США в долгосрочной перспективе подразумевает подпиливание сука, на котором сидят традиционные мировые поставщики нефти. Аналитики ОПЕК сами говорят, что производство в Америке достигнет к середине 2020-х примерно 23 млн б/с и только потом начнёт сокращаться.

В октябре 2017 года добыча в США была на уровне менее 9 млн б/с; сейчас - примерно 13 б/с с лишним. Во-первых, прирост предложения нефти в Америке на более чем 4 млн б/с «немного» больше согласованного сокращения ОПЕК+ (1,7 млн б/с). Во-вторых, американцы не собираются останавливаться на достигнутом. Для сравнения: добыча в России, по прогнозу ОПЕК, вырастет к середине 2020-х на «целых» 0,1 млн б/с до 11,5 млн б/с (при длительном сохранении ОПЕК+ может и вовсе не вырасти).

Заключение

Значение рынка нефти в России принято преувеличивать из-за большого вклада чёрного золота в экспорт страны. Для Саудовской Аравии значение этого фактора ещё выше, так как в принципе они ничего кроме углеводородов не экспортируют.

При этом саудиты находятся в процессе экономических реформ, которые требуют значительных инвестиций. И российские партнёры по альянсу сейчас не могут себе позволить обвала цен на нефтяном рынке. Однако начавшиеся в России национальные проекты также являются системными реформами, требующими значительного финансирования. Насколько этот фактор станет определяющим для решения по ОПЕК+, мы увидим уже на этой неделе.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail