SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Бюджет России сделает санкции неэффективными

Министр финансов РФ дал интервью о принятом на прошлой неделе Госдумой трехлетнем бюджете. Он рассказал о заложенной в нём идее сдерживания антироссийских санкций.

Бюджет России сделает санкции неэффективными
фото: commons.wikimedia.org

Выступая в программе "Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым" на канале Россия 1, Антон Силуанов, министр финасов России, сделал несколько заявлений, которые показали консервативный характер управления доходами и расходами государства.

«Могут сказать - мы ограничиваем в покупке иностранцев российских ценных бумаг. Как мы ответим? Если бы мы раздували дефицит…, мы бы тогда попали, это точно, но сейчас мы проводим взвешенную бюджетную политику, мы сокращаем дефицит, и наши коллеги на западе это видят. Они видят, что возможно, эти ограничения, санкции не будут иметь того воздействия, которое могло бы быть в случае, если бы мы сеяли деньгами направо и налево. Взвешенная бюджетная политика - сдерживающий элемент по установлению каких-то санкций».

Вывод о сдерживающем характере малодефицитного бюджета 2018-2020 верен, накладывать санкции на страну с жёсткой бюджетной дисциплиной менее эффективно, чем на страну с разболтанными финансами. Но есть и замечание. Заявление об ограничении иностранцев совершенно не к месту. Государство ограничивает в расходах себя, а не иностранцев, оно просто не нуждается в больших заимствованиях из-за рубежа, так как внутренний спрос на облигации госзайма достаточно силён.

Судя по всему, министр отвечал на какой-то внутренний спор о возможности и необходимости расширения госдолга. Сейчас есть две позиции экономистов. Первая – сдерживание денежной массы в экономике стабилизирует финансы и позволяет иметь низкую инфляцию. Вторая – без активных действий по модернизации промышленности за счет резкого наращивания денег в экономике устойчивого развития добиться нельзя. Рост инфляции и бюджетного дефицита – приемлемые риски для ускорения экономического роста.

Силуанов показал, что государство будет придерживаться позиции минимизации рисков. Выбор в пользу консервативной политики сделан. Россия готова следовать правилу отсечения нефтегазовых доходов, полученных при цене выше $40 за баррель, в резерв. Эти деньги будут использованы для финансирования возможного бюджетного дефицита в будущем, если ситуация в экономике страны ухудшится из-за усиления санкций:

«Мы почему в расчетах бюджета заложили $40 за баррель, не просто из-за того, что нам хочется сократить расходы и направить часть ресурсов с 2019 года в резерв. У нас нет желания накопительствовать и увеличивать наши резервы, хотя это тоже абсолютно верно».

Бюджет в глазах министра финансов является не бюджетом развития, а бюджетом перестраховки. Возможно, Силуанов прав, и подстраховаться на случай дальнейшей эскалации ситуации с санкциями стоит. Но это прямо ограничивает возможности финансирования модернизации экономики. Поэтому министр предлагает изыскивать внутренние резервы развития. Эффект кредитного рычага для расширения выпуска продукции использован не будет:

«Сейчас бюджет составлен таким образом, что он имеет запас прочности на случай ограничений, санкций и так далее. Это основа, чтобы реализовывать и внутри отраслей…, можно находить ресурсы за счет более эффективного использования средств и в образовании, и в здравоохранении, социальной сфере».

То есть, эффективность использования средств в социальной сфере низкая. Более того, из-за невозможности тратить больше, государство будет перераспределять средства, пробовать повысить эффективность государственных расходов. Однако, министр не дал никаких гарантий повышения эффективности. Простой пример. Пенсионер тратит условных 5 тыс. рублей на еду в месяц. Он осознал, что тратить надо 4500 рублей. Но он не рассказал, как добьётся этого в реальности без риска голода. Силуанов попробовал предложить механизм реализации, но он очень небезупречен:

«Мы еще с советских времен по старинке всем по чуть-чуть нарезаем кусочками, давно это уже говорим, давно это уже пора изменить, поменять. Тем, кто нуждается - больше дать, а тем, кто не нуждается, зачем от государства получать какие-то социальные пособия. Я думаю, что это основная задача сейчас на предстоящие несколько лет, чтобы дать дополнительный стимул и в экономическом развитии, и поддержать тех людей, которые действительно нуждаются в государственной поддержке».

Небезупречность такого плана в том, что отобрать у одних нуждающихся и дать другим нуждающимся - совсем не план. Про недовольство лишаемых средств можно сказать одно – оно будет, и будет подкреплено чувством несправедливости. Но это мелочь. Главное другое – хватит ли отобранных денег на серьёзное улучшение положения других неизвестно. При этом, если эффективность финансовой политики не улучшится на порядок, то есть риск отобрать не у тех, а отдать не тем. А шаги по росту эффективности не разъяснены.

Самое неприятное министр озвучил при комментарии вероятности ареста золотовалютных резервов РФ:

«Если наши золотовалютные резервы могут быть арестованы, даже если мысль такая у кого-то есть, это просто финансовый терроризм, самый настоящий, по-другому нельзя сказать. Думаю, что, безусловно, до этого не дойдет… По сути это будет объявление финансовой войны между Россией и теми, кто это сделает».

Напомним, что не так давно сенат США одобрил поправку, предусматривающую ужесточение антироссийских санкций. В документе есть положение о том, что через 180 дней после принятия поправки министр финансов США должен представить отчет о потенциальном эффекте включения в санкции суверенного долга РФ и всех финансовых продуктов, привязанных к нему. А Силуанов говорит, что риска нет, так как до этого такое не случалось, и принятие подобных санкций означает финансовую войну.

Шапошников, выдающийся советский военачальник говорил, что мобилизация и есть война. Если воспринимать шаг сената как начало мобилизации, то финансовая война уже объявлена, тогда риски ареста резервов России, львиная доля которых храниться в казначейских облигациях США не просто велики, они уже почти реализовались.

Конечно, быстрого ареста ждать не стоит. И по формальным причинам - законодательный механизм США крутится не так быстро, и нужно будет принять поправку непосредственно в отношении ареста резервов. И по логическим причинам - заокеанские партнеры дождутся накопления достаточных резервов, которые будут увеличиваться за счет нефтегазовых доходов свыше 40$ за баррель, а потом экспроприируют всё сразу. И ничто им помешать не сможет. Ни ООН, ни международное мнение, ни совесть, ни репутационные издержки и т.д.

Интервью состоялось. Силуанов не смог внушить оптимизм. Возможно, он и не ставил перед собой такой задачи. Главная претензия к министру заключается в другом – он не показал ключевых пунктов плана развития, он раскрыл только план консервации ситуации. Вероятно, это и не компетенция главы исторически консервативного ведомства. Тогда Владимиру Соловьеву стоит пригласить Максима Орешкина, министра экономического развития, который раскроет планы по наращиванию экономической мощи страны, чтобы в перспективе у западных партнёров даже мысли не возникало покушаться на резервы страны.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail