SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Взгляд на проблемы современного экономического образования

Нет, вероятно, ни одной страны мира, где образование было бы идеальным. Сегодня прозвенел очередной звонок из Латвии, но это – частный пример.

Взгляд на проблемы современного экономического образования
фото: pixabay.com

В реальности, нет ни одной страны мира, где преподавание экономике было бы хотя бы хорошим. В некоторых странах есть отдельные ВУЗы, в которых уровень образования лучше других из-за системы подготовки, выдающихся преподавателей и хорошей материальной базы.

Том Питерс, чья книга в соавторстве с Робертом Уотерманом «В поисках совершенства» входит в 20 лучших бизнес-книг в истории по версии Forbes, в предисловии к другой своей книге «Представьте себе!» так описывал безуспешную попытку отказаться от диплома Стэнфордской бизнес-школы в 2002 году:

«Когда я получал диплом, деканом школы был Роберт Джадик. Во время учебы я посещал углублённый курс бухучета у профессора Джадика. 30 лет спустя я увидел его по телевизору во время выступления по делу Enron, в которой он был председателем аудиторской комиссии и членом Совета директоров. Он заявил, что понятия не имеет о махинациях, которые привели к краху компании».

Питерс задает логичный вопрос, чему Джадик его учил, если будучи посвященным во все финансовые секреты компании не мог заметить очевидных признаков махинаций. После этого его отношение к традиционному бизнес-образованию ухудшилось ещё, хотя казалось, что дальше некуда.

Автор данной статьи отучился в не самом плохом ВУЗе России, прошел множество курсов повышения квалификации в других ВУЗах страны, и тоже готов задать этот же вопрос. А чему меня учили? Такое длинное предисловие вызвало совсем недлинное сообщение о проведении Госконтролем Латвии (аналог Счетной Палаты РФ) проверки системы образования в стране.

«Недочеты в системе финансирования высшего образования вызывают опасения также за качество обучения, заключил Госконтроль по итогам ревизии эффективности этой системы. Ревизоры заключили, что в целом система финансирования высшего образования неэффективна, распределение средств на бюджетные места диктуют вузы, а не государство, исходя из приоритетов развития», - пишет издание Delfi.lv.

Ему вторит Vesti.lv: «После прекращения финансирования из структурных фондов ЕС после 2020 года для высшего образования в госбюджете придется искать около 300 млн евро. А у Министерства образования и науки нет даже плана обеспечения этих средств».

Как минимум в двух странах, США и Латвии, в период с 1972 по 2017 проблемы экономического образования зафиксированы объективно. Автор субъективно может добавить приблизительно тоже самое про Россию.

Начнем с основ экономического образования. Это экономическая теория. 90% студентов всех вузов всего мира после окончания курса забывают этот экономический базис как страшный сон, настолько скучно и неинтересно он преподаётся. После этого никогда не возникает вопроса, почему политики несут чушь об экономике с экрана. Если экономисты забыли базис, то что говорить о тех, кто экономику специально не изучал.

Теперь о специализации экономистов. Есть, например, маркетинг. В маркетинге есть матрица Портера, инструмент оценки отраслевой конкуренции. Её автору статьи объясняли на нескольких лекциях в ВУЗе и на специальном курсе по маркетингу несколько лет спустя. И там, и там обязательно тыкали в схему в учебнике. Видимо в силу врождённой глупости, многократное повторение не помогло. Понимание пришло после прочтение одностраничной! статьи Майкла Портера в академическом журнале Гарвада. Можно делать вывод, что маркетолог после ВУЗа из автора был недоученный и приносил больше вреда, чем пользы. Но ведь одна страница текста через много лет смогла заменить много часов упорного постижения предмета, главное, как донести материал.

Возможно, это ошибочное мнение, но образование в сфере бизнеса неэффективно по своей природе. Оно занимает в 10 или 20 раз больше времени, чем необходимо на самом деле. Весь 5-летний (сейчас 4-х летний) курс специалиста по международной экономике можно дать за полгода. И проблема не в студентах, а в тех, кто им преподаёт и в учебном плане.

Автор является активным сторонником он-лайн преподавания, благо современные технологии это позволяют. Часовая лекция от действительно хорошего специалиста может заменить 10-часовое просиживание штанов на лекции у плохого. Хороших мало, поэтому их надо мультиплицировать путём технологии. Возможно, плохие преподаватели годятся на комментарии лекции хорошего коллеги, чтобы их не увольнять. Конкретный пример. В бизнес-школу Сколково государство российское влило немало денег. Но польза от этого не мультиплицируется. На её базе не создана общенациональная школа он-лайн переподготовки чиновников, квалификация которых, оценивается Счетной Палатой РФ как откровенно недостаточная. Есть ещё РАНХиГС или ВШЭ. Но и они занимаются традиционным обучением.

Вернемся к Латвии. Известно, что каждый восьмой евро в её экономике – помощь ЕС. В 2020 году заканчивается период активного вливания в страну помощи Евросоюза. Скорее всего, она не будет продлена в прежнем объеме . Латвию ждёт тяжелый период, а её высшее образование под угрозой полного прекращения финансирования. Это небольшое преувеличение, но ситуация действительно опасная. А если вспомнить, что и при текущем финансирование качество образования, согласно Госконтролю Латвии, ужасно, то прогноз катастрофичен.

В ВУЗе Латвии автор так и не отучился, хотя имел возможность, но несколько лет в 40-й рижской школе до сих пор вспоминает с благодарностью за счет целого созвездия великолепных преподавателей, которые учили на русском языке. Скоро учёба на русском в Латвии закончится, и национальная система образования потеряет одно из своих преимуществ – внутреннюю конкуренцию. Как обычно, политика отбросила соображение конкурентоспособности. Недаром, большинство одноклассников автора из Латвии эвакуировались.

При этом, Нобелевский лауреат за исследования в области человеческого капитала Гэри Стэнли Беккер считал, что «запасы» образования, профподготовки, навыков и здоровья населения составляют 75% богатства современной экономики. Без образованного населения экономика любой страны мира на ¾ пуста. Латвия имеет шанс стать пустышкой. Все об этом в Прибалтике говорят, но делают ровно наоборот. К сожалению, дельный совет маленькой, но гордой стране дать сложно. И не потому, что его сложно сформулировать, а потому, что его никто не услышит. Но попробуем.

Забудьте про обсуждение налоговой реформы и дутый рост ВВП. Придумали глупость и ладно. Сейчас дело не в социальной справедливости, которую якобы исправит реформа, а в отсутствии роста доходов как у бедных, так и богатых. Реформой ситуацию не исправить.

Цель должна формулироваться по другому – запустить экспортное производство товаров и услуг в Россию. Последнее важнее. Если воспользоваться ситуацией и наладить экспорт европейских технологий и консультационных услуг в нефтегазовую отрасль восточного соседа под любым благовидным предлогом в обход санкций, то Латвия озолотит свой небольшой бюджет.

Торгуйте с Россией без постоянной надуманной истерики на тему своей безопасности. Ретранслируйте доходы от экспорта не в армию, а в образование. Армия Прибалтики годна для того, чтобы просто быть. Но построив тесное торговое и неформальное общение с Россией, Латвия повысит свою роль в глазах Брюсселя и имеет шанс продлить финансирование ЕС. Самая успешная политика маленьких стран не притворяться большими, а пользоваться противоречиями геополитических игроков.

Талантливая молодёжь должна получить возможность учиться в России за счёт государственных грантов с условием возвращения в Латвию. Это повысит и деловое, и неформальное общение и принесёт пользу именно Прибалтике. К тому же в стране много русскоязычных молодых людей, для которых обучение в российских ВУЗах не представляет сложности. Поэтому давление на русский язык вредно.

Вроде и несложно, но совет не пригодится, хотя в нем потенциальных доход выше, чем от очередной идеи Министра экономики Латвии получить контроль над газораспределительной сетью страны, читайте, оттереть российский "Газпром", что, конечно, не поможет улучшению отношений с Россией.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail