SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Россия не может обеспечить себя картофелем

И это не самая большая, хотя и неожиданная, проблема по сравнению с выявленными Счётной палатой РФ недостачей мощностей для хранения плодово-овощной продукции и зависимостью от иностранного семенного фонда.

Россия не может обеспечить себя картофелем
фото: pixabay.com

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка результативности мероприятий, направленных на импортозамещение плодово-овощной продукции, а также эффективности использования средств федерального бюджета в 2015 – 2016 годах…», сообщается на сайте Счетной палаты.

С докладом выступил аудитор Бато-Жаргал Жамбалнимбуев, который сообщил, что результаты анализа свидетельствуют о росте производства плодово-овощной продукции и снижении её импорта (ред. – это было очевидно даже зарубежным коллегам). Общий объем продукции растениеводства во всех категориях хозяйств вырос с 2,8 трлн рублей в 2015 г. (ред. – 2,95 трлн рублей в ценах 2016 года) до 3,2 трлн рублей в 2016 г. Счетная палата отмечает рост стоимости на 13,6%. Реальный рост составил 8,4%, что тоже совсем неплохо (ред. – данные расходятся с данными Росстата).

По данным Росстата валовый сбор овощей в 2016 году вырос на 1,1%, бахчевых– на 5,5%, плодов и ягод – на 14%, винограда – на 16,1%. Импорт свежих овощей в Российскую Федерацию сократился в 2016 году в 1,8 раза, свежих плодов и фруктов - на 13,8% по отношению к 2015 году. Несмотря на снижение реальных располагаемых доходов населения (РРДН) на 5,8% в 2016 году к уровню 2015 года, Росстат отметил рост потребления овощей и бахчевых культур на 0,6%, фруктов и ягод – на 1,6%.

В 2015-2016 гг. государственная поддержка растениеводства осуществлялась в рамках Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг. и составила 130,9 млрд рублей. В 2015 году она была 71,8 млрд рублей, в 2016 – 59,1 млрд рублей, а в 2017 - 87,7 млрд рублей.

Но аудитор Счётной палаты РФ был бы не аудитором, если бы не дополнил оптимистичное начало некоторыми нюансами, которые заставляют серьёзно задуматься о перспективах сельского хозяйства России и её продовольственной безопасности. Аудитор вскрывает проблемы, которые необходимо решать, то есть хорошо выполняет свои обязанности.

«По итогам 2016 г. уровень самообеспеченности в Российской Федерации по овощам составил, по данным Росстата, 94,6%. Однако в зимне-весенний период обеспеченность тепличными овощами собственного производства составляет 42%; по фруктам - 39%», - сообщил в ходе своего выступления на Коллегии Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Проще говоря, зимой продовольственная безопасность России в отношении продукции растениеводства напоминает боеготовность Советской армии 23 февраля. Ситуацию пока спасает тот факт, что в структуре валового производства плодово-овощной продукции наибольшая доля приходится на личные хозяйства. В них выращивается 66,9% овощей, 80,4% картофеля, 59% бахчевых, 76,7% плодов и ягод.

Однако, за последние 10 лет посевные площади под картофель в личных хозяйствах упали в 1,7 раза, а численность хозяйств сократилась с 20,2 до 18,7 млн единиц. По оценке Минсельхоза России, самообеспеченность РФ картофелем в 2017 году составит 90,7% при установленном Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации пороговом значении на уровне 95%. В 2015 году обеспеченность была 105,1%, в 2016 году – 97,7%. В совокупности с недостатком картофелехранилищ это вызывает серьёзные сезонные колебания цен на самую популярную сельскохозяйственную культуру.

Другие системные проблемы

Во-первых, государственная поддержка не совсем помогла достижению значений целевых показателей. В 2015-2016 гг. из 19 показателей, характеризующих решение задачи по импортозамещению плодово-овощной продукции, только по 6 были достигнуты целевые значения. При реализации «дорожной карты» по импортозамещению из 9 запланированных мероприятий в области нормативно-правового регулирования на 1 октября 2017 года оставалось неисполненными 2, а остальные 7 были исполнены с нарушением установленных сроков, что серьезно задерживает развитие отрасли.

Во-вторых, проверка показала, что, несмотря на государственную поддержку элитного семеноводства в размере более 3,4 млрд рублей за 2015-2016 гг., отечественное сельское хозяйство находится в зависимости от иностранного селекционного материала. Например, по сахарной свекле – на 76%, кукурузе – на 25%, овощным культурам – на 23%.

«За последние пять лет из 656 сортов и гибридов овощных культур, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, сорта и гибриды российской селекции составляют в целом 55%, по картофелю – 43%, капусте белокочанной – 37%», - заметил Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

В-третьих, в Российской Федерации дефицит мощностей по хранению, логистике и доработке сельскохозяйственной продукции составляет 3,36 млн тонн, в том числе: картофелехранилищ – порядка 1,17 млн тонн, овощехранилищ – 1,92 млн тонн, плодохранилищ – 0,27 млн тонн. Также Минсельхозом России, несмотря на выделенные в 2015-2016 гг. средства федерального бюджета в размере 1,1 млрд рублей, не выполнено Поручение президента России от 1 мая 2014 г. по развитию сети оптово-распределительных центров для сбыта сельскохозяйственной продукции (ОРЦ). Схема размещения 60 ОРЦ в 48 регионах одобрена только в 2016 году. На 1 января 2017 года в эксплуатацию введены 3 ОРЦ (в Кабардино-Балкарской Республике и Московской области) общей мощностью 142 тыс. тонн при плановом значении в 1 436,8 тыс. тонн.

В-четвертых, проверка показала, что при строительстве плодово-овощных хранилищ используется в основном импортное оборудование. По данным Минпромторга России в настоящее время только два завода выпускают аналоги машин для очистки и мойки овощей и ленточных погрузчиков для заполнения хранилища картофелем, луком, морковью. При этом проекты нормативно-правовых актов об осуществлении господдержки производства такого технологического оборудования Минсельхозом не разрабатывались.

Выводы

Итоги 2017 года показали три основные проблемы госуправления: коррупция, нескоординированность и безграмотность. Проверка сельского хозяйства подтвердила, как минимум, последние два. Без первой беды, вероятно, не обошлось, но аудитор её прямо не обозначил.

Стоит отметить, что в задачи Счётной палаты не входит развитие проверяемых отраслей и объектов. Она должна выявить нарушения в отношении запланированных расходов госсредств и оценить исполнение принятых решений.

Развитие сельского хозяйства – задача Минсельхоза. Министр сельского хозяйства России Александр Ткачев многократно говорил о необходимости развития хранилищ и улучшение селекционной работы. Но, как видим, воз и ныне там. Это очередное подтверждение нескоординированности действий.

А безграмотность чиновников была отмечена другим отчетом Счётной палаты, которая выявила замечательные примеры нарушений в 2017 году. Все три проблемы известны, со всеми тремя бедами борются, временами даже успешно, но ничего кардинально не меняется. В результате экономика стагнирует.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail