SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

ЕС растратит 1 млрд евро на создание суперкомпьютеров

Еврокомиссия объявила о планах создания инфраструктуры супер-, мега- вычислителей в ближайшие три года. Наверное, не обошлось без опасений перед хакерами, так как чистых экономических аргументов для таких трат немного.

ЕС растратит 1 млрд евро на создание суперкомпьютеров
фото: O01326 - собственная работа

Европейская комиссия объявила сегодня о планах совместного с государствами-членами ЕС инвестирования 1 млрд евро в создание европейской инфраструктуры суперкомпьютеров мирового уровня. Под реализацию проекта организовано совместное предприятие EuroHPC. Вклад ЕС в EuroHPC составит около 486 млн евро, остальное заплатят сраны-члены ЕС.

В настоящее время европейские исследователи и предприятия чаще осуществляют обработку данных за пределами Евросоюза, так как местные мощности не соответствуют их потребностям, что вызывает беспокойство еврочиновников:

"Такое отсутствие независимости представляет собой угрозу для частной жизни, защиты данных, коммерческой тайны и собственности данных, в частности, что касается чувствительных приложений", - говорится в коммюнике Еврокомиссии.

Чтобы понять всю глубину европейской идеи, обратимся к истокам. Первый суперкомпьютер был сделан в 1920 году компанией IBM. Это был электромеханический табулятор, который поразил скоростью вычислений аж в один флопс. В 60-е годы появился сам термин суперкомпьютер, когда инженер-компьютерщик Сеймур Роджер Крей (США) занялся разработкой вычислительных систем. Славу ему принес аппарат CDC 6600 – первый в мире суперкомпьютер, созданный в 1963 году. Машина имела производительность уже в 1 миллион флопсов. Впоследствии Крэя назвали «отцом суперкомпьютеров».

FLOPS – специальный показатель производительности компьютеров, придуманный именно для «супервычислителей». В переводе с английского термин Floating-point Operations Per Second означает «операции с плавающей запятой в секунду», которые выполняет вычислительная система. Чтобы сломать голову окончательно, надо уточнить, что число с плавающей запятой – это форма представления вещественных (действительных) чисел, в которой значение хранится в форме мантиссы (дробная часть логарифма числа) и показателя степени. При этом число с плавающей запятой имеет фиксированную относительную точность и изменяющуюся абсолютную.

А теперь расскажем по человечески. В компьютере используется своя, непривычная нормальному человеку запись числа. В ней запятая отделяющая целое число от десятичных располагается в любом месте – плавает (например, 12,345 или 1,2345). Но, чтобы число имело точное значение вводят уточняющую степень (например, 101). Такую форму ввели, чтобы в ограниченное поле ввода (32 бита) можно было впихнуть любое число. Производительность суперкомпьютера измеряется возможностью обрабатывать числа в такой форме.

А дальше прогресс помчался. Если в 1964 году компьютер Крэя обрабатывал один мегафлопс (106), то в 2008 году смогли обработать один петафлопс (1015). В 2019 ожидается достижения рубежа в один эксафлопс (1018). И этот компьютер с вероятностью 99% будет располагаться в Китае, так как все последние рекорды бьют суперкомпьютеры из этой страны.

Кстати, единственный достойный признак отличия суперкомпьютера от обычного до сих пор (или уже) является его вес. Все компьютеры более одной тонны могут быть суперкомпьютерами. Не все гиганты ими являются, но при весе менее одной тонный получить такое название почти невозможно. Так как в последнее десятилетие граница между компьютером и суперкомпьютером с точки зрения производительности и операционных систем всё больше размывается, то приведенная шутливая классификация 80-х годов XX века обретает новое звучание.

И здесь мы сделаем промежуточный вывод. Создать суперкомпьютер дорого, но вполне реально. Только через пару лет его придётся модернизировать. Так один из самых известных суперкомпьютеров России «Ломоносов» после создания в 2012 году модернизировался в 2014 и 2016 годах. Вероятно, будет модернизироваться в 2018 году. Дело в том, что производительность компьютерных систем удваивается приблизительно раз в два года.

Теперь обратим свое внимание на статью Владимира Кукулина «ПК обогнал суперкомпьютеры в решении задачи трехчастичного рассеяния». Саму статью пересказывать не будем, но процитируем вывод:

«В итоге полное решение огромной системы зацепляющихся интегральных уравнений для всех нужных J (с учетом всех шагов, в том числе и выполняемых последовательно) для полностью реалистических сложных двухчастичных взаимодействий можно выполнить за время порядка 15–30 минут. По контрасту, та же Фаддеевская задача на большом суперкомпьютере Blue Gene может занимать более одного дня и стоит очень дорого».

У суперкомпьютера вычисления ведутся не всегда оптимальным способом из-за кривых рук программистов. Оптимизация математической задачи позволяет решить огромное число вычислительных задач на основе современных графических процессоров на обычном компьютере за относительно короткое время. Без оптимизации они требуют (при обычной последовательной реализации) огромных вычислительных ресурсов.

Вспоминается история линкоров. Это такие здоровенные корабли с не менее здоровенными пушками, которые почти разорили все страны Европы своей непомерной стоимостью. Их концепция расцвела после Цусимского морского сражения во время Русско-японской войны 1905 года, когда русский флот потерпел непревзойденное в мировой истории фиаско. В общем, все страны начали строить линкоры. И настроили из много. Британия настроила их даже в два раза больше, чем остальные вместе взятые.

Одна беда. Их использование во Второй мировой войне было локально. Германия из-за дефицита топлива не могла позволить себе тратить столько бензина на выход в море, ведь за один день линкор съедал столько же топлива сколько дивизия люфтваффе за месяц. СССР некуда было на них выходить, так как Балтийское и Чёрное море оседлали враги, и в океан было не вырваться. А Британия опасалась действий великолепной немецкой авиации и подводного флота. Пожалуй, только американцы смогли ими воспользоваться для разгрома японцев. И то, авианосцы тогда проявили себя эффективнее.

Так и суперкомпьютеры. Европа планирует потратить 1 млрд евро за три года, чтобы математические задачи обсчитывались внутри Евросоюза, то есть деньги оставались внутри континента. Вроде бы логично. Только нет никакой уверенности, что хватит специалистов. Не компьютерщиков, а логиков, которые умеют правильно ставить задачи этим железным арифмометрам весом более тонны. А если они появятся, то зачем вкладываться в суперкомпьютеры, когда оптимизированные задачи решаются или одной видеокарточкой, или сетью таких видеокарт на распределенных персональных компьютерах?

Напомним про майнинг криптовалюты. Майнеры в совокупности представляют собой условный суперкомпьютер, который вычисляет операции по созданию, хранению и использованию цифровых денег. И все это бесплатно для создателей того же Биткойна. Люди по всей планете сами платят за предоставление свих вычислительных мощностей. Если организовать вычисления по такому принципу (распределенному), то миллиард евро можно будет потратить как-то эффективнее.

И последнее, если вернуться к военно-морской тематике, то в конце 19 века была шутка, что для разорения малой страны ей необходимо подарить крейсер. Его содержание почти гарантированно съест весь военный бюджет. Инфраструктура суперкомпьютеров потребует от европейцев регулярных дорогостоящих модернизаций. Окупятся ли они потребностью в вычислениях в области «больших данных», неизвестно. Это может случиться, если китайцы не предложат более дешёвую альтернативу. А учитывая их мировое лидерство в вопросе они это обязательно сделают. Так что экономическая сторона вопроса вызывает большие сомнения.

Единственным аргументом в пользу развертывания такой инфраструктуры остаётся только кибер безопасность. А кто является главным пугалом Европы и Америки в этом вопросе? Правильно, Россия. Так что вся затея Евросоюза, скорее всего, находится в плоскости противостояния с восточным соседом. Может быть, она еще решит вопрос рабочих мест для пары сотен хороших специалистов.

Для объективности заметим, что вычисления на суперкомпьютерах востребованы многими отраслями экономики, где необходимо строить сложные модели (биология или нефтегазодобыча и т.д.). Помнится, где-то в 2010 году приводился пример необходимости целого суперкомпьютера для вычисления оптимальной конфигурации то ли колёс, то ли колесной пары у железнодорожных составов. Но прогресс не стоит на месте. Пройдет некоторое время, и суперкомпьютеры канут в лету, оставив после себя только выдающиеся рекорды производительности. Поэтому решение Еврокомиссии можно воспринимать как тонкую и приятную шутку.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail