SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Латвийские производители молока "изобрели велосипед"

Они заново придумали как бороться с низкими закупочными ценами. Стоит отметить определенный прогресс в экономической грамотности, однако достаточным потенциалом мировой практики в области продаж латвийцы пока не воспользовались.

Латвийские производители молока "изобрели велосипед"
фото: pixabay.com

Как известно, экономист Майкл Портер разделил конкуренцию на пять видов. Каждый из видов конкуренции может быть определяющим в зависимости от отрасли. Его схему анализа отраслевой конкуренции мы демонстрировали в октябре в статье «Детское питание подешевеет?». Американец придумал её не позднее 1993 года. С тех пор у всех было немного времени с ней ознакомиться. Наконец, она нашла своеобразное понимание у молочников в Латвии.

Одним из важных видов конкуренции Портер называет конкуренцию с покупателями. Собственно, не стоит быть экспертом в производстве молока, чтобы понимать её важность. Напомним, в конце 2017 года молоко-перерабатывающие заводы Латвии поставили молочников перед фактом, что с 1 января 2018 года они будут платить за килограмм молока 28-30 евроцентов вместо 35-36 евроцентов.

Простой расчет говорит о снижении закупочной цены на 15-20%. Что думают об явном картельном сговоре Латвийский аналог ФАС не очень понятно, но комментарии молочников известны. Латвийская ассоциация сельскохозяйственных кооперативов (ЛАСК) сказала что-то вроде: «даже после снижения это достаточно хорошая цена, но манера объявления о снижении закупочных цен и размер снижения для членов ЛАСК неприемлемы, и снижение цены без разъяснения причин, а это свидетельствует об отсутствии у перерабатывающих предприятий уважения к поставщикам молока».

В цитате перерабатывающие заводы называются невежливыми, что напоминает отношение к жизни японских самураев. У них назвать человека невежливым было одним из самых грязных ругательств. Хотя природа латвийской сдержанности понятна. В Латвии перепроизводство молока, и не менее 40% продукции, по данным ЛАСК, необходимо вывозить из страны, чтобы цены окончательно не рухнули, и скот не пришлось бы резать.

В общем, когда петух клюнул, восемь агро-кооперативов договорились о совместной организации экспорта и теперь ведут переговоры с покупателями за пределами Латвии о заключении договоров на долгосрочные поставки. Они просто не читали экономических книг, которые предупредили бы их о наступлении ситуации заранее. Поэтому производители молока додумались до объединения усилий только сейчас, когда российский рынок уже закрыт несколько лет, а покупатели молока в лице перерабатывающих заводов поставили их просто перед фактом снижения цены.

Но, надо отдать должное, они всё-таки решили объединиться. Это не ирония, а сожаления, что нехватку экономической грамотности приходится компенсировать природной сообразительностью. Экономическое образование, которое не безупречно, даёт возможность более точного прогноза развития ситуации. Потенциальное снижение рентабельности и кризис отрасли можно было давно предвидеть, если помнить хотя бы о Майкле Портере и продумать пути решения проблемы заранее.

Практичные люди редко обращают внимание на теоретические выкладки. Молочникам, вероятно, было недосуг заняться получением теоретических экономических знаний, которые кажутся бесполезными в реальной жизни. Но это слабое оправдание. Есть такие же молочники в других странах, которые пробуют решить похожие проблемы. И отраслевые знания уже сложно отнести к теоретическим выкладкам.

Почему, человек в России, который видел корову только в детстве, знает, что все производители молока в Новой Зеландии объединены в 1 (один) кооператив, а производители молока Латвии об этом не догадываются, хотя это должно входить в профессиональный минимум как пример преодоления распространенной в отрасли конкуренции с покупателями.

Конечно, организация единого поставщика молока связана с большими организационными трудностями, но, по сравнению с кризисом рынка, они уже не кажутся непреодолимыми. В конце концов, даже нефтяные страны, у которых интересы совсем разные, смогли договориться о сдерживании добычи черного золота, а несколько тысяч фермеров не могут прийти к выгодной им формуле и ограничиваются объединением восьми кооперативов ради экспорта, забывая про внутренний рынок. Более того, потенциально объединяться желательно не в пределах Латвии, а хотя бы в границах Прибалтики. Тогда уже молочники начнут диктовать цены перерабатывающим заводам.

Кроме этого, объединение поможет решить и другие проблемы:

  • Быстрое наращивание экспорта в несанкционные страны для избавления от излишек производства по согласованной цене,
  • Лоббирование улучшения отношений с Россией для доступности на самый привлекательный рынок,
  • Обмен международным отраслевым опытом и организация обучения международной торговли, так как непрофессионализм в этой сфере очень опасен, особенно при заключении долгосрочных контрактов,
  • Лоббирование интересов в Евросоюзе и получение дополнительных субсидий.

Всё вышеперечисленное кажется очевидным. Но это ложная очевидность, так как никто не торопиться следовать этим советам. А когда последуют, то обнаружат уже не нехватку знаний, а недостаток навыков в организации маркетинга и внешнеторговой деятельности.

Кстати, внешнеторговая деятельность – совсем другая профессия, чем производство молока. Но даже это, вероятно, только кажется очевидным латвийским молочникам, так как они смело ринулись в бой. Надеемся их спасет то, что торговать они пока собрались в рамках Евросоюза, что серьезно уменьшает объем предполагаемой работы.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail