SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Эстония как пример потерь от приграничной торговли для Минздрава РФ

Прибалтийская страна потеряла доходы из-за роста акциза на алкогольную продукцию. Виноватыми оказались те, которые стали активнее покупать алкоголь у соседей, где налоги меньше.

Эстония как пример потерь от приграничной торговли для Минздрава РФ
фото: pixabay.com

Недавно Федеральная антимонопольная служба (ФАС) отказалась согласовать стратегию Министерства здравоохранения РФ в отношении формирования здорового образа жизни (ЗОЖ). Одной из причин была названа приграничная торговля.

Когда ставки акцизов на продукцию у соседей не гармонизированы, то это способствует контрафакту, контрабанде и драматическим взаимным претензиям. Есть министерства, которые такую точку зрения поддерживают, например, Минпромторг РФ, Минэкономразвития РФ, ФАС и так далее. А есть ведомство, которое её не разделяет, очевидно, что это Минздрав России. Оно считает, что ради ЗОЖ можно поступиться и доходами, и ростом теневой экономики. Кто прав, кто не очень – рассудит время. Пока в истории не было примера, чтобы навязывание ЗОЖ насильно было эффективно, кроме случая с отказом от алкоголя у мусульман.

Эстония – небольшая страна. Её окружают такие же небольшие страны. Речь идет не о географии в чистом виде, а о возможности граждан запросто достичь соседа. Для поездки в Россию нужна виза. А вот посетить Латвию, Литву, Финляндию можно в любой момент на авто с багажником, который оптимален для нескольких ящиков алкоголя. Известно, что многие финские туристы покупают более 100 литров крепкого алкоголя за одну поездку в Эстонию. Также известно, что эстонцы с 1 января 2017 года повысили акцизы на алкоголь на 70% и теперь некоторые финны не ленятся ездить в Латвию, благо это недалеко.

Про северных соседей Эстонии стоит помнить только на том основании, что они как раз и являются ярким примером активной приграничной торговли. Только их деятельность лежит как бы в легальном поле. Для сравнения можно предположить, что москвичу для экономии на водке надо было бы ехать в Подмосковье. Эстонии ещё повезло, что акциза в Финляндии на алкоголь остались на том же высоком уровне, хотя были планы понизить их хотя бы на пиво.

По оценке Налогово-таможенного департамента, из-за приграничной торговли алкоголем в 2017 году Эстония недополучила акцизов на сумму 30 млн евро. По основанным на кассовом методе расчетам, в бюджет в прошлом году поступило 87,5% или на 33 млн евро меньше, чем прогнозировалось, передает издание «Err.ee».

С одной стороны, мы видим, что повышение акциза на 70% привело к падению доходов государства на 12,5%, что доказывает необходимость выбирать оптимальный уровень налоговой нагрузки при желании сохранить налоговые поступления.

С другой стороны, падение доходов всего на 12,5% при росте на 70% говорит о том, что стратегия Минздрава не так страшна. Россия при таком же раскладе потеряет «всего» около 40 млрд рублей (из прогнозируемых 300-350 млрд рублей акциза на алкоголь), что почти сопоставимо с федеральными расходами на физкультуру и спорт в 2018 году (59 млрд рублей). Если Минздрав одобрит сделку по обмену, например, около 20% отказавшихся от алкоголя на 80% прекращение финансирования физкультуры, то это подтвердит его готовность внедрять ЗОЖ. К тому же, зачем спорт финансировать, если Олимпиада прошла мимо.

Есть некоторые сомнения, что при таком обмене состоится честный размен потребляющих алкоголь на спортсменов. Есть подозрения, что значительно выросшие контрабанда и самогоноварение компенсируют легальное потребление алкогольной продукции.

Кстати все федеральные расходы государства на здравоохранение в текущем году запланированы в размере 460,3 млрд рублей. Если прибавить к акцизу на алкоголь не менее 500 млрд рублей ожидаемых сборов с акциза на табак, то получится, что вредные привычки граждан почти двукратно превысили расходы федеральной власти на здравоохранение в стране. К тому же, вредные пристрастия сокращают продолжительность жизни, что без сомнения экономит средства Пенсионного фонда России (хотя и увеличивают расходы на лечение). А ПФР в России дефицитный.

Последнее, тема ограничения алкоголя и курения важна не только из-за сокращения прямых доходов бюджета. В 30-х годах XX века американский сухой закон привёл к расцвету организованной преступности, которая активно поддерживалась населением. И только Рузвельт смог ее значительно уменьшить после легализации алкоголя. А преступность, кроме потерь государства на правоохранительную деятельность и усиление пограничного контроля, это и рост коррупции. А в России такого роста допускать нельзя, уровень коррупции и так не низкий.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail