SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Минфин РФ ввел ручное управление в восьми субъектах федерации

Регионы, которые скрывали проблемы с долгами от федерального центра, и регионы, которые имеют значительное превышение долгов над доходами, подлежат особому контролю, рассказал министр финансов Антон Силуанов. В двух регионах уже введено казначейское сопровождение.

Минфин РФ ввел ручное управление в восьми субъектах федерации
фото: commons.wikimedia.orgimedia.org

Министр финансов РФ Антон Силуанов в интервью журналу «Российский инвестиционный форум» повторил тезис о том, что целый ряд регионов скрывали проблемы со своими бюджетами. Кроме этого, они предоставляли недостоверные данные.

Министр назвал проблемные регионы, у которых наблюдались сложности с социальными выплатами и зарплатами и которые утаивали реальное положение дел.

"В Республиках Ингушетия, Марий Эл, Пензенской, Новгородской, Магаданской областях и других, что явилось следствием заключения контрактов, начала реализации проектов, причём зачастую не самых первоочерёдных, при отсутствии соответствующих финансовых возможностей", - сказал он.

Другими словами, доходы регионов направлялись на второстепенные задачи в ущерб основным. В декабре 2017 года Антон Силуанов пояснял, что это происходила из-за неверной оценки расширения доходной базы. Доходы не выросли (и не могли вырасти) в должной степени.

Ручное управление

По словам министра, Минфин принимает меры по финансовой стабилизации этих субъектов «практически в ручном режиме». Силуанов уточнил, что особые опасения с уровнем долговой нагрузки регионов вызывает ситуация в Мордовии, Хакасии и Костромской области.

"Уровень долговой нагрузки здесь превышает разумные параметры, что говорит о качестве и взвешенности проводимой региональными властями политики. Самая несдержанная политика заимствований в Мордовии: на начало 2018 года показатель госдолга превысил объём двухгодового поступления собственных доходов", - сказал он.

Известно, что Минфин планирует в 2018 году вводить в регионах, где долговая нагрузка превысила 140% объема собственных доходов, казначейское сопровождение. Министр подтвердил, что такое сопровождение фактически означает внешнее управление и руководство проблемных регионов лишено возможности принимать финансовые решения.

"Мы считаем, что федеральный центр должен вмешиваться в подобные ситуации с целью обеспечения выполнения социальных обязательств и указов президента в данном субъекте в полном объёме. Задача руководства региона — не столько утвердить план оздоровления, сколько принимать все возможные меры по его реализации", - сказал министр.

Доля коммерческих долгов падает

По словам министра, доля коммерческой задолженности в структуре общего долга российских регионов на 1 января 2018 года составила 52%.

"Сейчас на 1 января 2018 года доля коммерческого долга – ценные бумаги, банковские кредиты – составляет 52% с сокращением к доле 1 января 2015 года на 9%", - сказал Силуанов.

Министерство финансов с начала 2015 года предоставило регионам более одного триллиона рублей бюджетных кредитов на замещение коммерческих обязательств. Бюджетные кредиты сроком на 3-5 лет предоставлялись субъектам РФ по льготной ставке 0,1%. Кроме этого, если какой-то регион обеспечит в 2018-2019 годах прирост собственных налоговых и неналоговых доходов выше уровня инфляции, то для него предусмотрена возможность реструктуризации долга перед федерацией до 2029 года.

"Бюджетный эффект в виде снижения объема необходимых к возврату бюджетных кредитов регионов в 2018–2019 годах составит до 418 миллиардов рублей, в том числе в 2018 году – 238 миллиардов рублей и в 2019 году – 180 миллиардов рублей", — пояснил министр.

Федеральный центр больше дает, чем забирает

Важно, что Антон Силуанов отверг претензии в том, что федеральный центр забрал у регионов доходную базу и спровоцировал долговые проблемы. По его словам, доходы между федеральным бюджетом и субъектами по итогам 2016 года сложились в пропорции 54% на 46%. После передачи межбюджетных трансферов (прямое финансирование регионов) у федерации осталось лишь 39%, из которых 14% ушли во внебюджетные фонды.

Напомним некоторые факты

В конце 2017 года президент РФ Владимир Путин поручил с 2018 года запустить программу реструктуризации задолженности российских регионов. Минфин РФ в рамках программы заключил с 73 регионами соглашения о рассрочке платежей по бюджетным кредитам. В 2018–2019 годах регионы будут выплачивать по 5% от суммы задолженности ежегодно, в 2020 году – 10%, в 2021- 2024 годах – по 20%.

В конце декабря Силуанов призвал Мордовию и Хакасию «не доходить до ручки». У Мордовии долг по итогам 2016 года составил 176% от объема собственных доходов, у Хакасии — 145%. Ранее Хакасия призналась в банкротстве де-факто. Конечно, де-юре такого быть не может.

В 2017 году в Хакасии и Костромской области из-за большого объема долгов уже ввели казначейское сопровождение.

В «красной зоне» госдолга (превышение госдолга над собственными доходами) по итогам 2017 года находились пять субъектов федерации: Мордовия, Хакасия, Костромская область, Карелия и Кабардино-Балкария.

Таким образом, есть пять регионов, которые скрывали проблемы. Есть пять регионов, которые имеют недопустимую долговую нагрузку. В двух из них введено казначейское сопровождение. Остается восемь регионов, которыми Минфин РФ, по словам министра финансов РФ Антона Силуанова, управляет "практически в ручном режиме".

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail