SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Почему Гонконгу требуется показатель лучше ВВП

Ричард Харрис, известный инвестиционный менеджер в Гонконге, с 40-летним опытом работы, обосновывает в авторской статье необходимость альтернативного показателя, который будет более точно оценивать благосостояние общества.

Почему Гонконгу требуется показатель лучше ВВП
фото: SCMP

Публикация последних данных о ВВП Гонконга вызвала не меньше радостного волнения, чем салат на собрании веганов. Кто-то приложил много усилий для сбора данных, и они заслуживают внимательного изучения.

Кажется, что экономика взорвалась ростом, который достиг 4,7% в I квартале 2018 года. Побиты все прогнозы аналитиков, которые ожидали 3,3%, превзойдён показатель IV квартала 2017 года (3,4%). Экономика растет выше тренда шестой квартал подряд. И если эти вещи имеют хоть какой-либо смысл для вас (лично я считаю их сладкой помадкой), сезонно скорректированный показатель в I квартале на 2,2% выше трендовой линии по сравнению 0,8% в IV квартале.

Экономический рост в 2017 году составил 3,8% по сравнению со скромными 2,1% в 2016 году. Как ни крути, а экономика просто расцвела.

«Внешний спрос вырос по мере того, как мировая экономика уверенно поддержала динамику развития. Внутренний спрос также укрепился, подкрепленный благоприятными условиями на рынке труда и позитивными деловыми настроениями», - так говорится в официальном зомбирующем пресс-релизе правительства Гонконга.

Другими словами, биржевой индекс Hang Seng взлетел на 35%, а недвижимость на вторичном рынке выросла 21-й месяц подряд - это самый длинный период роста с 1993 года. Местные покупатели и туристы продемонстрировали неуёмный оптимизм, и розничные продажи выросли на 11,4% в марте 2018 года.

Экспорт товаров в континентальный Китай, ЕС и США «значительно увеличился», а экспорт услуг взлетел из-за роста мировой экономической активности. Фу, все действительно так хорошо, как кажется? Действительно можно насладиться, не оглядываясь на всякие мелочи, настоящим домашним счастьем? В долгосрочной перспективе – нет.

Правительство сказало, что результат первого квартала был выдающимся, но сохранило оценку роста ВВП на уровне 3,5% в 2018 году, так как на горизонте показалось облачко растущих процентных ставок. Финансовые власти Гонконга уже предупредили, что наш родной доллар перестанет слабеть к доллару США, что поддерживало низкие ставки, и это может уменьшить доступность кредитов. Как не вовремя – ведь уровень выплат по кредитам достиг, то есть ухудшился, уровня 1990-х.

Есть и другие предупреждения о том, что Гонконг «не сможет и дальше пользоваться выгодами от близости к Китаю». Реэкспорт и туризм заметно замедлились в свободной экономической зоне Pearl River Delta, так как в соседней с нами провинции Гуанчжоу рост тоже замедлился в последнее время. Рейтинговое агентство Fitch предупредило о росте рисков для нашего банковского сектора. А на горизонте еще риск торговой войны Китая с США, что неминуемо снизит поток товаров через Гонконг.

Пока ВВП растёт отличными темпами, самое время вспомнить о дискуссии, а был ли ВВП хоть когда-то хорошим показателем для Гонконга. Есть непочтительное определение этого показателя как суммы той произведенной продукции, которые вы можете уронить себе на ногу. То есть в воображаемой высокопродуктивной экономике с производством только товаров, а не услуг, где статистическая служба достигла невероятной точности, а внешнеторговый оборот минимален, вероятно, показатель может нормально применяться и даже отображать экономический рост.

Тем не менее экономика Гонконга далека от этого идеального мира. У нас 22% ВВП создается логистикой, 18% - финансами, 13% - профессиональными услугами и 5% - туризмом. Всего 58% ВВП создается отраслями, которые являются наихудшими объектами для применения показателя. Не будем забывать о нашем высоком внешнеторговом обороте, который превышает внутреннего производство. Пожалуй сейчас ВВП точно измеряет только рынок недвижимости и фондовый рынок, два очень спекулятивных сектора, которые управляются интересами небольшой группы жирных котов, и их значение непредсказуемо.

Дэвид Пиллин в его книге «Иллюзия роста» называет ВВП одним из худших способов измерения благосостояния. Показатель вообще не в состоянии измерить неравенство, устойчивость развития, ожидания и настроения хозяйствующих субъектов, человеческий и экологический капитал. Очевидно, что ВВП должно уточняться хотя бы измерениями модальных и медианных доходов граждан, учитывать выбросы углекислого газа и другие экологические факторы. Именно эти показатели, дополненные количеством произведенных товаров и услуг, отображают наше благосостояние.

Пришло то время, когда экономистам Гонконга необходимо создать новый индекс, который корректнее отображает наше богатство. И это сулит Нобелевскую премию, так как над задачей бьются блестящие ученые по всему миру. Это поможет нашим властям проводить нормальную политику по созданию высокооплачиваемых рабочих мест, которых достойна наша высокообразованная рабочая сила.

И только после этого большинство жителей Гонконга смогут наслаждаться преимуществами нашего экономического роста.

Резюмируем

Текст Ричарда Харриса переведён с английского с оригинала в издании South China Morning Post.

Редакция SULARU неоднократно обсуждала противоречивость такого показателя как ВВП, который официально является основным показателем экономического роста в России. Нельзя сказать, что это неправильный подход, так как еще Шумпетер разделил рост и развитие.

Таким образом здравый смысл подсказывает, что показатель адекватен в качестве оценки роста. К сожалению, скорее всего это не так, и использование ВВП как ключевого индикатора оценки экономической политики является своеобразной формой самообмана для политиков и обмана для граждан. Тема адекватности применения ВВП периодически поднимается во всех уголках мира. И стоит упомянуть, что почти хрестоматийным примером обманчивости показателя является рост ВВП Латвии в 2017 году.

Напомним, официальная точка зрения Евросоюза, изложенная в 2013 году в докладе Стиглица-Сена-Фитусси «Почему ВВП не имеет смысла?», говорит, что ВВП не является адекватным показателем структурных изменений в экономике и не способен отображать изменения качества жизни. С тех пор экономическая политика ЕС якобы перестала ориентироваться на ВВП. Для справки: Стиглиц - Нобелевский лауреат по экономике.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail