SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Польша будет плацдармом для экспансии СПГ из США

Фред Хатчисон, президент ассоциации LNG Allies, то есть фактический главный мировой лоббист американского сжиженного газа, рассказал в Братиславе о планах по экспансии на европейски рынок. Всегда интересно узнать мнение стратегического противника российского газа.

Польша будет плацдармом для экспансии СПГ из США
фото: pixabay.com

По словам Фреда Х. Хатчинсона, "много газа" может прийти на центрально-европейские рынки, так как существует большая вероятность того, что Польша будет строить в Гданьске плавучий терминал сжиженного природного газа (СПГ). Фред Хатчинсон является президентом и генеральным директором всеамериканской ассоциации LNG Allies (Союзники СПГ), работающей по ускорению и максимизации экспорта СПГ из США. В Братиславе Хатчинсон выступил с речью в энергетическом комитете Американской торговой палаты, пишет европейское издание EURAKTIV, которое взяло интервью у главного американского лоббиста СПГ.

- Импорт природного газа из России увеличился до 34% поставок газа в ЕС. Учитывая дешевую цену российского газа, видите ли вы окно возможностей для американского СПГ на европейском рынке?

Это большое окно. Европа, безусловно, является ближайшим рынком для США. Газ из Мексиканского залива не должен плыть через Панамский канал, как при поставке в Азию. Транспортные расходы в Европе меньше, чем на других рынках. В ЕС существует довольно развитая система терминалов по импорту СПГ.

Многие терминалы на Пиренейском полуострове и по всей Европе в настоящее время недоиспользуются, так что есть большой потенциал для принятия СПГ из США. В свою очередь у нас есть шесть экспортных терминалов в стадии строительства в США. Около 40% мощностей уже работает и сжижает газ.

60% будет запущено в период с начала 2019 года по II квартал 2020 года. В краткосрочной перспективе будет наблюдаться колоссальный рост производства СПГ в США. Много этого газа придет в Европу.

- Вы утверждаете, что от 11 до 15% экспорта США, не больше, в настоящее время идёт в Европу. Большая часть американского СПГ поставляется в Азию, где рынки готовы платить более высокую цену, чем в Европе. Так где же рыночная возможность?

Все согласны с тем, что производство газа в ЕС будет снижаться в ближайшие несколько лет. Уже снижается, ведь датчане закрыли свое большое поле по добыче газа.

Да, российский импорт газа через газопроводы вырос, и он, скорее всего, будет в ближайшее время расти. Но мы видим очень специфические места, как Польша, которая является основной точкой доступа СПГ для Словакии и которая планирует расширить свой существующий импорт СПГ на треть. Существует огромная вероятность того, что Польша поставит в Гданьске плавучий терминал.

Много газа может попасть в центрально-европейский регион через Польшу. Одна из проблем российского газа заключается в том, что его поставки непрозрачные – от стоимости производства до долговечности месторождений.

- Разве для американских экспортеров не более выгодно просто поехать в Азию, учитывая цены и растущий спрос? Тенденция к росту спроса в Европе не столь убедительна.

Да, она не так убедительна. Есть и другие глобальные рынки, которые могут быть обслужены в Западном полушарии. Мексика до сих пор является основным местом для экспорта СПГ из США. Вероятно, поставки туда буду снижаться по мере постройки дополнительных трубопроводов из США. Если честно, Латинская Америка могла бы использовать больше СПГ, но не ясно, будет ли расти спрос.

С точки зрения покупательского спроса, крупнейшие рынки действительно не в Европе, они находятся в Азии. Тем не менее, в Европе есть терминалы, сети и рынок, который становится все более ликвидным и диверсифицированным. Venture Global является единственным проектом в США, который сумел заключить два долгосрочных контракта в Европе: один с Edison в Италии и один с Galp в Португалии. Эти две компании заинтересованы в нашем СПГ.

- Сколько лет означает «долгий срок»?

Двадцать лет.

- Вы упомянули о низком коэффициенте использования европейских терминалов импорта СПГ. Является ли это знаком возможности или отсутствия интереса к импорту СПГ? Согласно отчетности, коэффициент использования польского СПГ-терминала был ниже 30% в 2016 году. Почему Польше было бы выгодно его расширить?

Коэффициент утилизации в 2017 году немного увеличился. Поляки, похоже, привержены переходу от других источников к СПГ. Я знаю, что окончательное инвестиционное решение о расширении мощностей на треть должно быть принято в ближайшее время.

- Европа в целом имеет низкий коэффициент использования терминалов импорта СПГ. Разве это не признак отсутствия интереса?

После мировой рецессии 2008 года использование газа в Европе снизилось. У вас также были теплые зимы. Последние две-три зимы были холоднее, больше похожи на нормальные. Будущий спрос, скорее всего, будет относительно ровным или уменьшающимся. Повышение энергоэффективности увеличится, а возобновляемые источники энергии продолжат свое проникновение.

Но опять же, местные поставки в Европу из Северного моря будут снижаться. Кроме того, некоторые страны должны будут спросить, какая комбинация будет работать лучше всего, если они хотят выполнить свои обязательства по Парижскому соглашению.

Случай с Германией поражает меня. Она имеет сильную политику возобновляемых источников энергии, но постепенно отменяет свою ядерную. В краткосрочной перспективе они используют уголь. Выбросы CO2 в Германии почти не снижаются, в то время как в США, которые вышли из Парижского соглашения, они снизились сильно.

- Возобновляемые источники энергии ваш конкурент или ваш союзник?

Природный газ является отличным дополнением к возобновляемым источникам энергии, мы видели это в США. Когда солнце не светит и ветер не дует, вы должны вмешаться и удовлетворить спрос на энергию. При использовании ВЭИ есть периоды, которые требуют наличия значительных запасов и мощностей для хранения природного газа.

- И европейская интеграция энергетических сетей поможет.

В течение времени её существования будет несколько революций или изменений. В краткосрочной перспективе, если европейцы хотят получить серьезное снижение выбросов CO2, вам нужно будет продлить работу ваших АЭС максимально долго.

Ядерное энергетика не дает выбросов углекислого газа. Параллельно вам нужно строить энергостанции на ВИЭ как можно быстрее. В качестве оптимального помощника для реформы в краткосрочной перспективе выступит газ, в долгосрочной перспективе - его стратегические запасы.

Европа серьезно относится к энергоэффективности. Вы делаете ваши дома, фабрики и производственные процессы энергосберегающими. Поэтому можно утверждать, что через 20 лет что-то случится. Хотя, вероятно, это будет что-то, что мы не совсем ожидали.

- Видите ли вы будущее газа в ближайшие 20 лет только в энергетике или ещё в транспорте или других секторах, как отопление?

Использование газа для отопления и охлаждения очень умно. И транспорт является большой возможностью для СПГ, особенно морской транспорт. Автомобильный транспорт и производство электроэнергии также большие сектора использования газа. Будем честны, дрова не являются зеленым решением для отопления. Биомасса, конечно, также не сможет стать источником возобновляемой энергии в сроки, необходимые для решения проблемы изменения климата в глобальном масштабе.

- Хорватия пыталась построить терминал СПГ в течение многих лет, но попытка пока не материализовалась. Каковы здесь шансы в краткосрочной перспективе?

Я не хотел бы гадать, каковы шансы. Остается много проблем. Но политическая воля в отношении проекта в Хорватии укрепилась в последние несколько лет.

Однако в Хорватии нет достаточного спроса на газ для поддержки самого терминала импорта СПГ. Тот, кто собирается строить, финансировать и запускать его и, надеюсь, получить прибыль, должен понять, где может быть обеспечен спрос на газ.

Производители СПГ в США на данный момент не заинтересованы в том, чтобы идти в Хорватию, они пытаются агрегировать европейский спрос на СПГ и сделать коммерчески успешный терминал. Пока региональный консорциум нефтяных и газовых компаний не определит, где рынок сбыта для Хорватии, их проект останется спорным.

Но мы считаем, что это большой стратегический проект для Европы. Любое потенциальное увеличение предложения для обслуживания европейского рынка было бы полезным.

- Некоторые члены Европарламента критиковали проекты в области газовой инфраструктуры, что они получают слишком много субсидий от ЕС. Например, словацкий-польский интерконнектор получит €100 млн. Как вы смотрите на эту критику?

Это дело европейцев, что они хотят делать с энергетикой будущего.

С нашей точки зрения, большая сеть интерконнекторов в Северной Америке создала у нас очень ликвидный рынок. И мы верим, что Европа выиграет от любых взаимосвязей, которые сделают рынок более ликвидным. Цены станут лучше с большим количеством поставщиков, надёжность трубопроводной сети и контроля увеличатся. В некоторых странах, таких как Прибалтика, было бы полезно иметь единый гармонизированный режим для рынков.

Европейский парламент в своём роде как Конгресс США: это группа разнообразных людей с большим количеством различных точек зрения. В конечном счете, институты ЕС и государства-члены должны судить о том, что в их интересах.

- Критически настроенные депутаты Европарламента говорят, что мы не можем взять на себя обязательства по Парижскому соглашению и снижению выбросов, а с другой стороны, субсидировать ископаемое топливо, как газ.

Газ является ископаемым топливом, но он имеет самые низкие выбросы CO2 среди ископаемых видов топлива. Европе лучше последовать примеру США, Наши изменения побудил рынок, а не правительство. Он переместил нас в смесь возобновляемых источников энергии, энергоэффективности и газа. В результате мы имеем самые низкие уровни выбросов CO2 в энергетическом секторе с начала 90-х годов. Это модель, которая может пригодиться Европе.

- Ваша ассоциация LNG Allies не заняла позицию по Северному потоку 2. Каково ваше личное мнение о проекте, который, очевидно, конкурирует с американским СПГ?

Наша ассоциация никогда не выступала, не выступает и не будет выступать против чего-либо. Мое личное мнение заключается в том, что имеет смысл сделать все, чтобы повысить конкурентоспособность рынка по всему Европейскому континенту: завершить строительство инфраструктуры, диверсифицировать источники, диверсифицировать виды использования энергии, использовать энергию более эффективно и мудро. Северный поток 2 следует рассматривать с учетом этих критериев.

- Ударят ли санкции США по Северному потоку 2?

Позиция США по Северному потоку 2 не изменилась в течение нескольких лет. Она была такой же при администрации Обамы, как сейчас при Трампе. Да, правительство выступает против проекта и способствует нам в продвижении СПГ, но эти два вопроса в сознании правительства США не связаны.

Я не думаю, что нынешняя администрация США готова ввести санкции в отношении этого конкретного проекта. Но есть почти единодушное политическое мнение, что вмешательство в выборы в США является очень серьезным вопросом. Если еще одно доказательство по этому вопросу увидит свет, это я не удивлюсь применению санкций напрямую Конгрессом США без учёта мнения президента США.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail