SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Москва работает над концепцией создания инновационно-производственного кластера

Начинание теоретически хорошее, но представляется преждевременным

Москва работает над концепцией создания инновационно-производственного кластера
фото: pixabay.com

Столичные власти намерены развивать кооперационные проекты между промышленными компаниями и научными организациями Москвы, чтобы увеличить конкурентоспособность российских производителей, сообщил руководитель департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Алексей Фурсин.

"В последнее время со стороны промышленных компаний и научных организаций все чаще поступают запросы на поддержку кооперационных проектов. Однако разные формы собственности и системы управления участников сектора осложняют процесс кооперации. Это, в свою очередь, замедляет рост российских стартапов и влияет на конкурентоспособность отечественных товаров на зарубежных рынках", - сказал он во вторник на Московском Урбанистическом форуме.

По его словам, научно-производственные предприятия почти полностью покрывают карту города, но каждое из них действует индивидуально и не координирует свою работу с другими, что замедляет экспортный потенциал столицы.

"Научно-производственный кластер, который планируется создать, будет нести координационную функцию для участников инновационной инфраструктуры. Поэтому в настоящее время с целью развития кооперации, а, соответственно, усиления экспортного потенциала столичной продукции, правительством Москвы прорабатывается концепция создания инновационно-производственного кластера, который позволит объединить предприятия для развития высокотехнологичных проектов", - пояснил Фурсин.

Столица обладает огромным производственным, научным и кадровым потенциалом. В частности, 43% от общероссийского уровня патентов на изобретения зарегистрировано в Москве, подчеркнул столичный чиновник.

Немного теории

SULARU напоминает, что понятие кластер в отечественном законодательстве не закреплено. Однако само понятие достаточно хорошо изучено. И под ним понимаются две основные идеи.

Первую высказал Майкл Портер в своей известной книге «Международная конкуренция». Важно добавить, что в ней же он привел «матрицу Портера», которая показывает, что отраслевая конкуренция строится не только на прямой конкуренции, но и на еще 4 конкурентных силах:
- барьеры входа в отрасль, которые выстраивают участники рынка, чтобы не допустить новых игроков, например ограничение количества действующих нотариусов на определенной территории в России. Лоббирование запрета пластиковой тары для пива больше 1,5 литров для использования в розничной продаже также можно отнести к искусственным барьерам, которые производители алюминиевой упаковки выстроили против производителей пластиковой.
- конкуренция с поставщиками, особенно если они имеют большую рыночную силу, как в примере заявленного альянса Китая и Индии в отношении общей закупки нефти, чтобы противостоять рыночной силе продавцов с Ближнего Востока.
- конкуренция с покупателями – ситуация обратная конкуренции с поставщиками,
- наконец, товары заменители, которые также могут отобрать часть клиентов, как в примере с транспортом, когда в грузоперевозках клиенты зачастую делают выбор между авто или железнодорожными перевозками.

По мнению Портера, кластер способствует отраслевым и смежным с ними игрокам в преодолении этих конкурентных сил. Так, географическая концентрация способствует снижению затрат на сырьё и материалы из-за эффективной логистической схему поставок (то же правило действует в отношении покупателей). Личное общение коммерсантов способствует распространению навыков и умений внутри кластера, которые малодоступны участникам вне его, что можно отнести к барьерам доступа на рынок новым игрокам. При насыщении рынка товарами от производителей кластера доступ на рынок товаров-заменителей затрудняется.

НО, стоит учесть, что в рамках этой парадигмы только прямая конкуренция и порождает мощный кластер. Сперва появляется лидер, который показывает свою силу. Те, кто сумел выжить в конкуренции с ним, сами становятся сильнее. После такой закалки потенциал участников кластера выплёскивается наружу и «рвёт» слабых конкурентов на других рынках, ведь они не прошли такой непростой отбор.

Обратим внимание, что Фурсин говорит об «усилении экспортного потенциала столицы». Таким образом, он теоретически обращается к концепции Портера. Однако не всё так просто.

Вторая идея предусматривает «создание концепции» на муниципальном, региональном или государственном уровне при участии государственной власти или объединений предпринимателей. Например, концепция создания зон опережающего развития в России – это попытка создания кластеров. Пока это попытка неудачная, по мнению Счётной палаты РФ. Главная мысль создания кластера через административную, а не рыночную форму – ускорить возникновение всех преимуществ такой организации территорий

Это подразумевает создание самого высокого уровня восприятия инноваций (многочисленные исследования развитых мировых кластеров это подтверждают), поддержание общности инфраструктуры, что позволяет повысить эффективность и рентабельность её использования, создание благоприятных условий для роста инвестиций в знания и снижение барьеров для перетока навыков и умений между компаниями, участвующими в кластере. Конечно, нельзя забывать, что стратегическое планирование и координация действий также могут дать преимущество по отношению к долгосрочному «рыночному» способу возникновения кластера.

Когда Фурсин говорит о координации работы между производственными и научными организациями, он теоретически обращается к идее проведения региональными властями кластерной политики, которая призвана создать условия для усиления каждого участника кластера. Однако, к сожалению, все опять не так просто.

Противоречия

Сами по себе две идеи описанные идеи не находятся в противоречии. Действительно, хорошее планирование (создание концепции относится к планированию) способно ускорить создание кластеров.

Однако, во-первых, стоит обратить внимание, что Фурсин говорит о том, что «в последнее время со стороны промышленных компаний и научных организаций все чаще поступают запросы на поддержку кооперационных проектов». В российской действительности это в 99 случаях из ста означает, что бизнес просит денег. А субсидирование в долгосрочной перспективе конкуренцию снижает, то есть создаёт «неженок», которым трудно будет выплеснуть экспортный потенциал наружу. Такой риск стоит учитывать.

Во-вторых, что более практично, создание кластера – это не создание дополнительного государственного ведомства, который отвечает за координацию работы внутри кластера. Но вспомним фразу: «научно-производственный кластер, который планируется создать, будет нести координационную функцию для участников инновационной инфраструктуры». То есть чиновник с самого начала под кластером понимает не географическое объединение компаний, а координирующую надстройку над ними. Приблизительно таким образом, согласно докладу Счётной палаты, в последние годы размножались институты государственной власти в подчинении правительства РФ, которые пробовали через почкование вместить в себя как можно больше функций управления страной. И этот риск стоит учитывать.

Последнее замечание, для поддержки стартапов или «для развития высокотехнологичных проектов» создавать кластер точно не требуется. В современном мире есть десятки форм отбора перспективных начинаний, от конкурсов молодых компаний, сайтов с описанием инвестиционных проектов до создания венчурных фондов. Отсутствие стада «единорогов» (компаний быстро набравших капитализацию более $1 млрд) в России говорит об обычной недостаточной эффективности применения таких инструментов. А ведь единороги – лучшие кандидаты, чтобы стать ключевыми компаниями для формирования кластеров.

Nota bene

Проще говоря, если крупные формы бизнеса в России подразумевают прежде всего сильные вертикально-интегрированные компании с чёткой структурой управления, то пробовать искусственно ускорить возникновение сложных форм бизнеса на основе кооперации, то есть равноправия, вероятно, преждевременно. Скорее стоит говорить об усилиях по изменению управленческого мышления и улучшению «делового климата».

К тому же всегда есть альтернативные возможности для того, чтобы с пользой потратить городские деньги. Вместо организации кластера их можно направить на создание «общественных благ» для малого и среднего бизнеса, развитие которого можно счтитать более приоритетным. Под общественными благами принято понимать формы помощи доступные всем предпринимателям, включая образовательные офф-лайн и он-лайн курсы, консалтинговые услуги и другие формы информационной поддержки. По параметру инвестиций в такие блага Россия стабильно отстает от всех стран ОЭСР, куда она стремится.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail