SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Проблемы пожилых работников нельзя сводить к дискриминации по возрасту

В России де-факто продолжают действовать ограничения по возрасту при приеме на работу. Более половины россиян считают, что трудности для пожилых соискателей сегодня возникают чаще, чем 10–15 лет назад. Но проблемы таких работников, вероятно, проистекают не только из-за действий работодателей, но из-за общеэкокномической ситуации, развития технологий и общей недооценки ценности таких работников.

Проблемы пожилых работников нельзя сводить к дискриминации по возрасту
фото: pixabay.com

Россияне не считают, что демографическая яма через 7–10 лет упростит людям предпенсионного возраста поиск работы. Против доводов статистики работает психология: дискриминация людей на приеме на работу по старшему возрасту усиливается, что объясняется предубеждением работодателей, которое сложно изменить, пишут "Ведомости", приводя данные из последнего опроса Фонда «Общественное мнение» (ФОМ).

В России де-факто продолжают действовать ограничения по возрасту при приеме на работу, хотя формально с 2013 года это запрещено. Планка отсечения, балансировавшая в начале нулевых на 25–30 годах, теперь сдвинулась к 40–45 годам.

По мнению 55% респондентов ФОМа, дискриминация возрастных соискателей сегодня встречается чаще, чем 10–15 лет назад, и только 7% считают, что реже. О случаях, когда кого-то не взяли на работу, потому что соискатель, по мнению работодателя, "слишком старый", знают 60% всех респондентов, доля таких ответов выросла на 5 процентных пунктов (п.п.) с 2013 года. Усиление представлений о дискриминации указывает, в частности, на сокращение рабочих мест на рынке, отметил ведущий аналитик ФОМа Григорий Кертман.

В 2002–2015 гг. доля занятых в возрасте от 50 лет и старше выросла на 7,4 п. п. до 20,9%, писал Виктор Ляшок из ВШЭ, что привело к отраслевой специализации по возрасту. Больше всего пожилых работников в сельском хозяйстве, здравоохранении, образовании, науке, ЖКХ и ВПК. Меньше всего – в IT, продажах, консультациях, финансах.

В компании, где работают молодые сотрудники и молодой руководитель, вход для людей старше 35 лет фактически закрыт, заявил гендиректор Mr. Hunt Арамис Каримов. Не проходят люди старше 50 лет и в международные компании на управленческие должности (даже если квалификация и опыт позволяют). Возрастная дискриминация в целом связана с предубеждениями и неумением руководителей управлять людьми, которые их старше, отмечает Каримов.

Это ставит под сомнение заверения Минтруда, что повышение пенсионного возраста не приведет к росту безработицы у старших поколений, пишут "Ведомости".

Небольшая историческая справка

Стоит начать издалека. В 1914 году была сформирована «Дикая дивизия». Её неофицерский состав (нижние чины) набирался из добровольцев с Кавказа. Среди офицеров было много кавказцев и русских.

«Из северокавказских горцев, не привлекавшихся к воинской повинности (чеченцы, ингуши, черкесы, дагестанцы), была сформирована на добровольческих началах Кавказская Туземная дивизия, известная больше под названием «Дикая». Храбрость её всадников совмещалась с их первобытными нравами и с крайне растяжимым понятием о «военной добыче», что тяжело отзывалось на жителях районов, занятых полками дивизии», - писал генерал Деникин.

Службе были присущи некоторые особенности. Например, в офицерской столовой подсчитывали количество присутствующих православных и мусульман. Если мусульман было больше то ели в головных уборах. Если меньше, то папахи и фуражки снимали. В дивизии вообще были сильны горские обычаи, например уважение к старшим. Молодые офицеры выказывали особое уважение к кавалеристам старше себя, признавая их верховенство. Но такое поведение не распространялось непосредственно на службу. Субординация во время боевых действий соблюдалась неукоснительно.

Таким образом, 100 лет назад люди почему-то умели избегать дискриминации, не нарушая сложившиеся веками устои. А в современной России, по мнению ФОМ, продолжается и усиливается дискриминация во возрасту. Это, позволим заметить, непростительное упрощение ситуации.

Примеры борьбы с дискриминацией

США известны своей борьбой с дискриминацией по разным признакам, включая цвет кожи. В книге Чарльза Уилана «Голая экономика» приводится пример, когда при приеме на работу из 5 равных кандидатов (четверо белых и один черный) выбирается чернокожий, согласно законодательным мерам по борьбе с расизмом. Все остальные уходят злыми, что потенциально увеличивает расизм, а не уменьшает его, как думают законодатели.

Кстати, США – хороший учебник одновременной борьбы и стимуляции дискриминации. С одной стороны, Трамп говорит о запрете въезда мусульман, а с другой, страна всячески борется с предубеждениями против гомосексуалистов. А борьба за права чернокожих достигла вершин глупости.

Напомним хрестоматийную историю с книгой Агаты Кристи «Десять маленьких негритят». В штатах она никогда не издавалась под оригинальным названием. Его заменили на «десять индейцев», как будто индейцы чем-то отличаются от чернокожих или белых. Если менять, то сразу на «десять маленьких статуэток» или «десять детишек». Тоже глупо, но до идиотизма не дотягивает.

Недавно премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поддержал инициативу Минтруда РФ о введении дополнительных мер по защите от увольнения лиц предпенсионного возраста. Конечно, его предложение не может не вызывать критику экспертов. Так как усиление ответственности за увольнение пожилых людей (вплоть до уголовной) заставит работодателей находить повод для увольнений или сокращений задолго до наступления этого предпенсионного возраста.

Экономический эффект дискриминации

SULARU неоднократно освещала такую тему. Например, мы писали, что женщины в России получают в среднем зарплату меньше мужчин. Удивлялись, что Удмуртия гордитсянарушением закона при найме госчиновников. Также с некоторой иронией поддерживали экономический феминизм.

Понятно, что дискриминация бывает по разным признакам: расовым, гендерным, религиозным и т.д. Но дискриминация всегда имеет четко выраженный экономический эффект. Любая форма дискриминации несёт одну главную проблему – она мешает использовать в экономике огромную массу людей. Другими словами, дискриминация лишает экономику тех темпов развития, которые могли бы быть достигнуты. Когда после II Мировой войны на рынок труда выплеснулась армия женщин, глобальная экономика полетела вперёд.

Ещё раз особо подчеркнём: любая форма дискриминации несёт одну главную проблему – она мешает использовать в экономике огромную массу людей. Но это не полностью объясняет российскую действительность. Проблема занятости людей предпенсионного возраста в России, вероятно, заключается не столько в дискриминации, сколько в отсутствии экономического роста, отсутствии достаточного количества предложений рабочих мест на рынке труда. А в следующем году ожидается очередное замедление экономического роста из-за повышения НДС.

Никогда работодатель в здравом уме и светлой памяти при прочих равных условиях, включая квалификацию, не предпочтёт пожилого работника. Как никогда не предпочтёт и беременную женщину. Слишком много мелких проблем и рисков возникает для ведения бизнеса. Поэтому, пока на рынке труда существует конкуренция между полами или возрастами при потенциальном сокращении предложений такого рынка, проблема не может быть решена.

Для того, чтобы пожилой работник «выровнялся» в ценности для работодателя по сравнению с работником молодым, необходимо не только ужесточать ответственность, но и предлагать меры по стимулированию, например, в виде налоговых льгот для работодателей с высокой долей пожилого персонала. Но правительство РФ себе такого позволить пока не может, так как денег не хватает на национальные проекты. Оно считает, что не может допустить снижения доходов, хотя это несколько ошибочно.

Здравый смысл опять подводит

Правительство, кажется, абсолютно закономерно надеется, что демографическая яма позволит ослабить напряженность ситуации и вынудит работодателей беречь своих работников. Здравый смысл говорит о том, что при сохранении определенного количества рабочих мест и при уменьшении предложения рабочих рук на рынке, работодателю потребуются все руки, которые в экономике есть, включая руки лиц предпенсионного возраста. Россияне, как мы видим, интуитивно с этим не согласны.

Они, скорее всего, более правы, чем правительство. Например, в Японии также наблюдается«отраслевая специализация по возрасту». За 2005-2016 годы количество работников в сельском хозяйстве Японии сократилось почти на 43% с 3,353 до 1,922 млн человек. При этом фермеры активно стареют - процент лиц старше 65 лет в вышеупомянутой выборке вырос с 61,6 до 65,2%. В результате все больше полей и участков оказываются заброшенными. В этом году правительство даже пошло на беспрецедентный шаг для Японии, которая традиционно несколько недолюбливает иностранцев. Оно попросило увеличить квоты на мигрантов, чтобы заполнить дефицит рабочей силы в непопулярных отраслях.

Японский пример, ведь страна также имеет умеренные темпы роста ВВП и демографические проблемы побольше российских, доказывает, что демографическая яма не заставит работодателей беречь пожилых работников, а усилит конкуренцию в отраслях с большими средними доходами, тем самым усиливая давление на лиц предпенсионного возраста в других отраслях.

Технологии ситуацию усложняют

Многие экономисты и политики обсуждают проблему замещения труда современными технологиями, хотя этой проблеме по факту больше 100 лет. Её отмечал ещё Карл Маркс, 200-летие которого праздновали в мае сего года. Но, пожалуй, это остаётся самым главным риском развития искусственного интеллекта (ИИ).

Общим страхом для аналитиков и работников является вероятность того, что ИИ приведет к массовой глобальной безработице, поскольку рабочие места становятся всё более автоматизированными, и человеческий труд больше не требуется. В той же Японии в сельском хозяйстве активно экспериментируют с роботами для замены выбывающих работников.

Если пофилософствовать, то потеря рабочих мест является основной причиной роста популизма во всем мире. Выборы президента Дональда Трампа и решение Великобритании выйти из Европейского союза (Brexit) можно привести в качестве наглядных примеров.

Но мы отвлеклись. Сторонники ИИ в свою очередь утверждают, что инновация приведет к созданию новых видов работ. Например, потребность в инженерах вырастет, так как растущая сложность новых технологий требует правильного таланта для их дальнейшего развития. Люди могут и должны использовать ИИ, чтобы не выполнять рутинные ежедневные функции и избавляться от социально неоптимизированного труда.

В любом случае, кто бы не был прав, ИИ будет фактором ускорения любых положительных и негативных тенденций на рынке труда, включая негативную ситуацию с пожилыми работниками.Механизм будет похож на описанный выше.ИИ не заставит работодателей беречь пожилых работников, а усилит конкуренцию в отраслях с большими средними доходами, тем самым усиливая давление на лиц предпенсионного возраста в других отраслях.

О чём никогда не стоит забывать

У замечательного писателя О. Генри (Уильяма Сидни Портера) есть рассказ про боксера, который в силу возраста проиграл последний бой. Его карьера завершена, и он плачет в раздевалке, наблюдая радость молодого соперника. При этом он вспоминает, что сам когда-то радовался после первого боя, не понимая почему проигравший ветеран тихо рыдал в этой же самой раздевалке.

Перед боксером стоял вопрос будущего заработка. Пенсий в современном понимании тогда нигде в мире вообще не платили, платили иногда индивидуальные пенсионы за заслуги. Кроме этого, перед ним стоял вопрос выбора способа заработка, то бишь профессии.

Минтруд, вероятно, по совету ректора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) Владимира юМау,собирался выделить деньги не переподготовку пожилых работников, которые потеряли работу. В целом верно, только нужно учесть, что статистика других стран с более развитой системой переквалификации указывает на то, что даже с учетом прохождения необходимого обучения работники всех возрастов находят работу без потери прежнего дохода лишь в 25% случаев.

Но SUALARU хочет дать свой маленький совет министерству, куда потратить часть денег, возможно, с большей эффективностью. Пожилые работники неадекватно оценены работодателями. Их ценность намного выше принятого понимания. Редакция писала о вдохновляющем примере 70-летнего вице-президента Toyota Митсури Каваи. Президент компании Акио Тойода настоял на его повышении, чтобы старый Мастер занялся наставничеством. Молодые работники разучились видеть суть производственных процессов на высокоавтоматизированном заводе.

«Что если робот производит дефектный товар? Молодёжь даже не может понять, что что-то идет не так, так как производство для них превратилось в чёрный ящик. Автоматизация – это не зло, она повышает производительность труда, но автоматизация не может превращаться в самоцель», - предостерегает Каваи.

Уверенность вице-президента в человеческом мастерстве проистекает из его личного опыта. Он умеет по цвету определять при плавке металла при 1200 градусов по Цельсию будущее качество металлических изделий (редакция SULARU – подтверждаем, об этом рассказывал уже покойный мастер по плавке меди. В 60-70-х годах XX века качество меди в СССР упало, когда молодёжь стала полагаться на датчики вместо собственных глаз). И только если датчики показывают данные, которые соответствуют его ожиданиям, он разрешает роботу продолжать производственный процесс автоматически. Каваи утверждает, что по звуку и запаху он раньше роботов определяет возможные ошибки в производстве.

Нет никаких сомнений, что в России опытных мастеров своего дела не мало. Об их ценности нужно говорить регулярно. Как реклама – двигатель торговли, так правильная пропаганда – двигатель общественных ожиданий. Поэтому положительные примеры нужно выискивать и показывать, даже немного преувеличивая. Решая проблему людей предпенсионного возраста, каждый решает свою собственную проблему. Ведь все мы когда-нибудь окажемся на месте боксера из грустного рассказа американского гения с непростой судьбой и излишней любовью к спиртному.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail