SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Инициатива «три моря» – за ценой не постоим

Адриатическое, Балтийское и Чёрное моря, которые омывают берега Восточной Европы, определяют арену бескомпромиссной борьбы ЕС, Китая и США. Россию в раскладе участники проекта учитывают - она может стать жертвой экономического заговора.

Инициатива «три моря» – за ценой не постоим
фото: commons.wikimedia.com

Давайте не будем ходить вокруг да около. Инициатива «Три моря» (TSI – three seas initiative) является продвигаемым Польшей анти-российским и про-американским проектом. И он стартует заново сегодня, пишет Георгий Готев для EURAKTIV.

Проект поддерживают 12 членов Евросоюза (ЕС) вдоль северо-южной оси от Балтийского моря до Адриатического моря и Черного моря: Австрия, Болгария, Хорватия, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия и Словения. Все, кроме Австрии, являются бывшими коммунистическими странами.

TSI очень похож на другой польский проект, призванный построить польский блок в Центральной и Восточной Европе после первой мировой войны, своего рода энергетический центр между Германией и Россией. Но мы знаем, что произошло во второй мировой войне с Польшей.

TSI провел свою первую встречу в хорватском городе Дубровник в 2016 и второй саммит Инициативы был проведен 6 – 7 июля 2017 года в Варшаве. Последний посетил Дональд Трамп. Третья встреча на высшем уровне открылась сегодня в Бухаресте.

ЕС не задавал тон на первых двух собраниях. Но сегодня президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер лично приезжает в столицу Румынии, что можно рассматривать как попытку поставить проамериканскую инициативу в рамки интересов ЕС.

Трампа в Бухаресте не будет, но он послал приветствие, заявив, что США привержены желанию оставаться сильным союзником и партнером TSI. В своем типичном стиле коммивояжера, он воспользовался возможностью, чтобы посоветовать странам, участвующим в проекте, прикупить Европе американского сжиженного природного газа (СПГ).

Польша является единственной страной, которая построила полноценный терминал СПГ, но и это был исключительно политический проект. Не секрет, что СПГ США является слишком дорогим, он привлекателен только для клиентов в Азии. Хорватия уже почти два десятилетия продолжает строить свой терминал СПГ в Адриатике. Плавающий терминал СПГ в Клайпеде (Литва) загружен минимальным техническим объемом.

Юнкер приедет поговорить о ключевых проектах в области энергетики, транспорта, цифровых соединений, в которых регион остро нуждается. Он также будет говорить о другой инициативе, известной как формат "16 + 1".

Все страны TSI за исключением Австрии участвуют в инициативе "16 + 1", которая стремится повысить влияние Китая в этой части Европы, а также в западных Балканах. Греция не входит в "16 + 1", но Китай уже комфортно сидит в этой стране, купив ее основные порты.

Является ли совпадением то, что и США, и Китай имеют амбиции по отношению к одной и той же европейской территории? В своей недавней ежегодной речи перед Европарламентом Юнкер сказал, что Европа является открытым континентом, "но не наивным".

Поэтому у президента Еврокомиссии не было другого выбора, кроме как приехать на саммит TSI. Он должен показать, что его слова были продуманными и выверенными. Хороший ход, лучше поздно, чем никогда.

Терминал в Клайпеде

SULARU писало о терминале в Клайпеде. Но наше мнение субъективное, а 14 сентября премьер‑министр Саулюс Сквернялис, комментируя неудачные переговоры глав правительств трех прибалтийских государств по созданию общего регионального газового рынка, действительно призвал искать другие способы уменьшения бремени, который терминал принёс литовским налогоплательщикам.

Сквернялис взвалил ответственность за будущие проблемы литовцев на Латвию, которая взяла паузу на обдумывание ситуации и сорвала сроки подачи заявки в Еврокомиссию. Чтобы получить европейское финансирование нужно было представить общий региональный проект газового рынка трех прибалтийских стран, но не получилось.

По словам главы правительств Литвы, начиная с открытия терминала в 2014 году, проект преследовали сложности. Спустя год после ввода в строй терминала СПГ литовские власти сократили его загрузку до 20%, то есть до минимально допустимого технологического объема загрузки его мощности.

Литва попробовала стимулировать потребление СПГ через принятие закона «О терминале сжиженного природного газа», который законодательно обязал крупные промышленные компании и коммунальщиков закупать одну треть потребляемого газа у терминала в Клайпеде, но не срослось, хотя и привело к росту цен на услуги ЖКХ. Закон о терминале стал прямым нарушением законодательства ЕС.

«Потребитель имеет право на свободный выбор своих поставщиков, а поставщики в свою очередь имеют право на свободное обеспечение потребителей», - говорилось в жалобе Литовской газовой ассоциации в Еврокомиссию.

В результате Вильнюс продолжает платить за содержание плавучего СПГ‑терминала в Клайпеде. Согласно договору с норвежской компанией HoeghLNG плата за аренду судна в день составляет $189 тыс. долларов США, за 10 лет запланированной аренды - $689 млн. Литовцам также пришлось просить норвежцев пересмотреть условия договора в связи с сокращением потребления СПГ в стране. Норвежцы согласились поставить, а Литва выкупить, 3,7 млрд кубометров газа за 10 лет вместо 2,7 млрд кубометров, как было предусмотрено предыдущим пятилетним договором.

Терминал в Хорватии

SULARU напоминает, что многие годы на прекрасном хорватском острове Крк планируется возвести терминал СПГ. Конечно, у проекта есть масса противников среди экологов и лоббистов туристической отрасли, куда без этого. И в этом крайне противоречивом проекте в тугой узел завязались всё возможные европейские проблемы использования СПГ, прежде всего американского.

Начнем с того, что проект в этом году вроде бы как ускорился после долгой стагнации. Еврокомиссия выделила €100 млн, что в теории составляет около 30% стоимости возведения терминала, под обещание завершить строительство к декабрю 2019 года. Правительство Хорватии немедленно придало проекту стратегический статус. Вероятно, это означает реальное желание завершить проект любой ценой. Осталось найти недостающие €340 млн.

В этом районе уже есть три конкурирующих действующих терминала, которые никогда не были полностью загружены. Терминал компании Exxon Mobile в Адриатическом море является единственным из них, чья загрузка превышает 50%. По итогам 2017 года она составила 71%. Два других не могут преодолеть отметку в 10%.

Зато США уже выразили полную и безоговорочную поддержку проекта. По итогам своего визита в США министр внутренних дел Хорватии Давор Божинович сообщил, что получил полную поддержку от энергетических властей США.

С высокой степенью вероятности будет построен не один, а фактически два терминала. Возможность завораживает своей "рациональностью". Но США настаивают на скорейшем вводе терминала, поэтому будет начато возведение плавучей версии. Однако амбиции Хорватии лежат далеко за пределами пропускной способности плавучей версии, которая в три раза меньше стационарной на земле. Поэтому позднее планируется построить и наземную часть терминала.

Терминал в Польше

В мае 2018 года Фред Хатчисон, президент ассоциации LNG Allies, то есть фактический главный мировой лоббист американского сжиженного газа, рассказал в Братиславе о планах по экспансии на европейский рынок. Вопросы Хатчисону выделены курсивом, а его ответы отображены нормальным шрифтом

- Вы упомянули о низком коэффициенте использования европейских терминалов импорта СПГ. Является ли это знаком возможности или отсутствия интереса к импорту СПГ? Согласно отчетности, коэффициент использования польского СПГ-терминала был ниже 30% в 2016 году. Почему Польше было бы выгодно его расширить?
- Коэффициент утилизации в 2017 году немного увеличился. Поляки, похоже, привержены переходу от других источников к СПГ. Я знаю, что окончательное инвестиционное решение о расширении мощностей на треть должно быть принято в ближайшее время.

- Вы утверждаете, что от 11 до 15% экспорта США, не больше, в настоящее время идёт в Европу. Большая часть американского СПГ поставляется в Азию, где рынки готовы платить более высокую цену, чем в Европе. Где же кроется рыночная возможность?
- Все согласны с тем, что производство газа в ЕС будет снижаться в ближайшие несколько лет. Уже снижается, ведь датчане закрыли свое большое поле по добыче газа. Да, российский импорт газа через газопроводы вырос, и он, скорее всего, будет в ближайшее время расти. Но мы видим очень специфические места, как Польша, которая является основной точкой доступа СПГ для Словакии и которая планирует расширить свой существующий импорт СПГ на треть. Существует огромная вероятность того, что Польша поставит в Гданьске плавучий терминал. Много газа может попасть в центрально-европейский регион через Польшу. Одна из проблем российского газа заключается в том, что его поставки непрозрачные – от стоимости производства до долговечности месторождений.

SULARU отмечает, что комментировать парадоксы – задание неблагодарное, поэтому правильно сформулируем сами парадоксы:

- Из-за высокой цены спроса на СПГ пока нет, но это тем более открывает замечательные перспективы для его поставок в ЕС. Видимо по той простой причине, что их лоббирует по политическим соображениям Польша,
- Российские поставки газа в ЕС растут, но эти поставки всё равно «непрозрачные». Видимо по той простой причине, что ценные бумаги «Газпрома» всего лишь торгуются согласно международным правилам, и компания согласно такому регулированию обязана раскрывать информацию о запасах и финансовом положении.

Дела китайские

Как правильно начал описание Георгий Готев, не стоит ходить вокруг да около. Юнкеру ни Китай, ни США не интересны сами по себе. Ему важен интерес Евросоюза, так как он является последовательным сторонником «единой и суверенной» Европы без любых пятых колонн внутри Союза.

Это следует как из его упомянутой речи в Европарламенте на прошлой неделе, так и из позиции Еврокомиссии в отношении Brexit, где ЕС представлен в качестве обманутого доверчивого мужа, если принять аналогию с бракоразводным процессом.

Если Юнкер поехал отстаивать проект с китайскими инвестициями в инициативе «16+1», то он просто хочет создать солидный противовес интересам американским. Ему нужно купировать центробежные настроения. Польшу переубедить не удастся, а вот других, возможно, и получится. Кстати, в своей речи Юнкер предложил перевести расчёты за газ в евро, что соответствует и заявлениям президента РФ Владимира Путина, но полностью противоречит расчётам США.

Но не надо понимать Юнкера как союзника российских интересов. Любителю хорошего вина в немалых количествах они как раз интересны даже менее проблем с влиянием КНР и США. Россия интересна ему только в качестве поставщика недорогих энергоносителей, но это не отменяет стремления ограничить зависимость ЕС от таких поставок. Правда пока не очень получается.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail