SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Климатическая липосакция становится необходимостью

Вопрос изменения климата теперь без оговорок превратился из проблемы ограничения выбросов углекислого газа в проблему его высасывания из атмосферы.

Климатическая липосакция становится необходимостью
фото: pixabay

Решение проблемы изменения климата касается не только перехода к более чистым формам энергии. Речь о буквальном высасывании некоторого количества улавливающего тепло газа из атмосферы, пишет Axios.

Это важно по простой причине - существует так много накопленного углекислого газа в нашем небе, что ученые говорят: «Мы достигли точки невозврата». Некоторая часть газа обязана быть удалена, чтобы остановить повышение температуры Земли и избежать наихудших последствий от более теплого мира.

Технология извлечения углеводорода существует, но это до сих пор дорого, не очень хорошо изучено и вызывает неоднозначную реакцию. Хотя ситуация уже начинает меняться.

«Большая история в том, что Вы не можете ограничиться снижением выбросов углеводорода. По-моему, это окошко уже закрыто. И это довольно революционная смена концепции», - сказал недавно Эндрю Стир, президент Института мировых ресурсов.

Ожидается, что доклад, содержащий похожие выводы, увидит свет 8 октября и будет подготовлен соответствующим научным подразделением ООН. Он, вероятно, подчеркнёт необходимость в преобразующих технологиях с целью сохранения роста глобальной средней температуры в пределах 1,5 градусов Цельсия по сравнению со средним значением сто лет назад.

Также ожидается, что в докладе будет сделан акцент на устранении двуокиси углерода, уже выброшенной в атмосферу, по мнению многих людей, ознакомившихся с проектом документа. Национальная академия наук (США) также постановила выпустить несколько важных докладов по этой теме в течение нескольких недель после доклада ООН.

Динамика обмена информацией между фондами, университетами и другими экспертами в этом вопросе растет неожиданно лавинообразно. Это, скажем так, примечательно, учитывая, что обсуждение проблемы велось многие десятилетия.

За последние несколько месяцев сразу несколько известных учреждений Северной Америки выпустили свои доклады по теме:
- Колумбийский университет,
- Инициатива энергетического будущего, аналитический центр Эрнеста Моница, министра энергетики администрации Барака Обамы,
- Мичиганский университет,
- Институт мировых ресурсов и ещё пара десятков организаций.

"Если вы не уменьшаете углерод (в атмосфере), то вы на самом деле не решаете проблему. Все остальное, что мы сделали до сих пор был холостой выстрел. Сейчас настало время, чтобы активизировать что-то стоящее", - заявил Хулио Фридман, бывший чиновник администрации Обамы, который инициировал проект в Колумбийском университете.

Удаление углекислого газа из воздуха может быть сделано несколькими способами, в том числе дедовским методом посадки деревьев, которые естественным образом впитывают углекислый газ. Но основным направлением исследований сейчас является технология резервирования углерода через захват гораздо большего количества углекислого газа по сравнению с зелёными посадками. Но только небольшая горстка компаний по всему миру проводит реальные работы по этой теме, например:

- в прошлом году швейцарская Climeworks открыла свой первый коммерческий завод по захвату диоксида углерода из воздуха,
- канадская Carbon Engineering, чьим инвестором является и Билл Гейтс, планирует построить свой завод в начале следующего года. Его генеральный директор Стив Олдхэм предупредил недавно, что в ближайшее время возможны громкие контракты с компаниями нефтегазового сектора, но подробностей не раскрыл.

Две самых больших проблемы с захватом углерода в том, сколько это стоит и что делать с углеродом после его поимки. По оценке Climeworks на начальном этапе улавливание одной тонны углекислого газа стоит $800, но при масштабировании производства издержки можно сократить до $100 в течение нескольких лет.

Что касается дальнейшего использования газа, то здесь существует несколько вариантов. Теоретически, захваченный углекислый газ может быть превращен во что угодно, включая строительные материалы, такие как углеродное волокно и цемент, обувь, транспортное топливо и даже пиво. Carbon Engineering фокусируется на производстве топлива, которое, по утверждению компании, пока на 25% дороже дизеля.

Climeworks утверждает, что углекислый газ может быть адаптирован для различных видов использования, включая пищевую промышленность, в основном в производстве газированных напитков и пива (если бы борьба с изменением климата была бы так же легка, как выпить пинту пива). Проблема с улавливанием углекислого газа в том, что количество, которое нужно высосать из атмосферы, на несколько порядков превосходит потребности пищевой промышленности.

Поэтому для составления решаемого уравнения необходимо задействовать захоронение под землей, превращение в альтернативное топливо, трансформацию во что угодно, на чём можно делать деньги.

Чтобы стимулировать технологию необходимо, вероятно, введение всемирного налога на чистый воздух. Но при отсутствии глобальной политики на этом фронте, отсутствии национальных политик сейчас есть только фрагментарное регулирование. Например, недавно Калифорния приняла агрессивный Закон «О чистой энергии», который должен обеспечиться экономические стимулы для таких компаний, как Carbon Engineering. Новый закон предусматривает, чтобы к 2045 году 100% электроэнергии поступало из источников, свободных от углерода. Однако есть сомнения, что федеральное правительство США поддержит инициативу.

Nota bene

И поучительно, и смешно, и печально, так может выразить своё отношение к изложенному материалу SULARU. Конечно, поводом для перевода материала послужило собственное мнение редакции, что России стоит развивать собственную технологию в этой области из-за её несомненной экспортной привлекательности в ближайшие десятилетия. Последний раз об этом мы вспоминали при изложении выступления главы ООН Антониу Гутерриша 11 сентября.

Если доверять расчётам канадцев и швейцарцев, то улавливание тонны углекислого газа стоит в перспективе $100. Если учесть, что ежегодное выбрасывание CO2 в атмосферу равняется 33,5 млрд тонн, то потенциальный рынок составляет указанную величину плюс ещё 10-15% для снижения концентрации газа. Другими словами, около $40 трлн. Никто таких денег за высасывание углекислого газа не заплатит.

Поэтому речь идёт о коммерческом использовании полученного углерода. Но примеры вызывают просто улыбку. Если вкачать CO2 в пиво, то газ из атмосферы не исчезнет, а туда вернётся. Тоже самое касается выработки топлива из выловленного углерода. При сжигании углерод окислится, то есть опять превратится в углекислый газ. Овчинка выделки не стоит.

Также удивляет очередное озвучивание распространенного заблуждения о «лёгких планеты» в виде лесов, которые улавливают углекислый газ. Если уж говорить о зеленой биомассе, которая действительно улавливает углекислый газ, то это морские водоросли, так как соотношение эффективности 9:1 не в пользу растений на суше.

Кстати, российские учёные, которым SULARU доверяет, в мае 2018 года утверждали, что связывать текущее потепление климата только с увеличением содержания углекислого газа в атмосфере за счет сжигания углеродного топлива, значит непозволительно упрощать подход к пониманию происходящих глобальных изменений.

Рост содержания углекислоты в атмосфере, по их мнению, связан и с увеличением температуры мирового океана, в результате чего высвобождается углекислый газ из воды и метана из донных осадков. Таким образом, уровень необходимого улавливания углекислого газа должен быть пересмотрен в сторону увеличения.

В любом случае очевидно, что Парижское соглашение, из которого США вышли в 2017 году, не совсем додумано. Его надо поддерживать, но параллельно внедрять альтернативные технологии улавливания CO2. В противном случае некоторые страны могут просто утонуть из-за повышения уровня мирового океана.

Конечно, приятно, что Северный морской путь становится более мореходным, но вряд ли он один сможет покрыть убытки от потепления на всей территории России. Поэтому надо не просто что-то предпринимать, а реально вкладываться в технологии улавливания CO2, благо и научная база позволяет, и бюджет на науку является 10-м в мире, что совсем не мало.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail