SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Два заседания – одно непростое решение по топливному рынку

​​​​​​​Обсуждение ситуации с внутренними ценами на нефтепродукты в повестке дня заседания правительства в среду 31 октября не значилось. Но острота вопроса потребовала принятия решения, Медведев предложил сделать это немедленно, и на втором отдельном совещании у Козака решение было найдено поздно вечером.

Два заседания – одно непростое решение по топливному рынку
фото: pixabay

Премьер-министр Дмитрий Медведев достаточно быстро перешёл к топливной проблеме в начале заседания правительства. Он напомнил, что в понедельник (29 октября) поручил подготовить в течение двух дней определённые предложения – что делать дальше для того, чтобы ситуация на рынке была контролируемой.

«А здесь два варианта. Вариант номер один – это соглашения с нефтяными компаниями о том, как они будут работать, соблюдая правила игры, что называется, и, соответственно, контролируя уровень цен. А второй вариант – это введение так называемых заградительных пошлин», - относительно мягко начал обсуждение вопроса глава правительства.

В ответ вице-премьер Дмитрий Козак сообщил, что в среду в 18:00 МСК начнётся отдельное заседание, на котором будет обсуждаться ряд мер. За основу были взяты предложения Федеральной антимонопольной службы (ФАС) «по объёмам поставок на внутренний рынок топлива и по ценовым параметрам». Козак выразил надежду, что заградительных пошлин не потребуется и участники рынка договорятся.

«Давайте так и поступим. Встретитесь вечером, обсудите всё, потом мне доложите… Если же не удастся договориться, тогда до конца недели должен выйти документ, который вводит соответствующие пошлины», - уже совсем не мягко подытожил премьер-министр.

Отказ не принимается (совещание в 18:00)

На вечернее совещание в среду вице-премьер Дмитрий Козак пригласил:

- от правительства - министра энергетики Александра Новака, представителей Минтранса, ФНС, Роснедр, Минэкономразвития, ФАС, Минфина, Счетной палаты,

- от нефятяников - представителей "Роснефти", "ЛУКОЙЛа", "Газпром нефти", "Сургутнефтегаза", "РуссНефти", "ННК", "Нового потока", "Татнефти", "ТАИФ-НК", "Иркутской нефтяной компании", "Зарубежнефти", "Газпрома", Российского топливного союза.

Открывая совещание, вице-премьер пояснил, что российские нефтяные компании должны обеспечить национальную экономику нефтью и нефтепродуктами. И ответственность за такое обеспечение будет солидарной.

«Ссылки на то, что мы недополучаем доходы в связи с поставками на внутренний рынок, - они не принимаются ни гражданами, ни другими экономическими субъектами, не могут быть приняты и политическим руководством нашей страны…У нас должно быть четкое и понятное обязательство, и все должны понимать - будет солидарная ответственность: одна компания не выполняет условия соглашения - мы вынуждены применять те инструменты, которые есть в нашем распоряжении (заградительные пошлины)», - сразу расставил точки над «и» зампред правительства.

В общем, после жаркого обсуждения в течение трёх часов предложения ФАС были закономерно согласованы. Проект соглашения был разослан всем участникам совещания, но не все присутствующие оказались уполномочены его подписать. Однако вице-премьер не расстроился.

"Завтра все должно быть зафиксировано на бумаге", - поставил перед фактом Козак.

Уже после 21:00 МСК Козак сообщил журналистам, что соглашение о продолжении "заморозки" цен на топливо достигнуто. По его словам, цены на топливо будут удерживаться на уровне конца мая-начала июня до конца 2018 года, а с 2019 года - исходя из индексации на уровень среднегодовой инфляции.

Кроме этого, вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) и независимые нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) договорились поставлять топливо на внутренний рынок на уровне +3% к 2017 году и по ценам на июнь 2018 года. Заградительная пошлина на период действия соглашения и в случае его соблюдения не понадобится, подчеркнул Козак.

"Мы договорились, со всеми нефтяными компаниями, что они немедленно, прямо после окончания совещания, начнут его соблюдать", - сказал Козак.

Далее журналисты спросили вице-премьера о предложениях «Роснефти», которые были сделаны крупнейшей нефтяной компанией страны за 45 минут до начала заседания правительства. Прежде чем перейти к ответу Козака, пожалуй, следует упомянуть суть этих предложений.

Предложение «Роснефти» перед заседаниями

Перед заседанием правительства «Роснефть» распространила заявление с предложениями по стабилизации ситуации на топливном рынке и указала на необходимость включать независимые автозаправочные станции (АЗС) в любые договоренности.

"Сегодня мы наблюдаем провокационную кампанию, инициированную рядом независимых АЗС, которая направлена на обострение социально-экономической обстановки в регионах с целью получения дополнительных льгот и извлечения сверхдохода для своих собственников, зачастую не проживающих в России", - предъявила «Роснефть» обвинение о намеренной дестабилизации ситуации в корыстных целях, обосновав включение независимых АЗС в договорённости.

Компания предложила установить для нефтяников пропорциональные квоты для обязательной поставки на внутренний рынок нефти и газового конденсата. Такое обязательств предложено включить в лицензии на пользование недрами. Уровень квоты «Роснефть» предложила на уровне 17,5% от соотношения потребляемых в стране нефтепродуктов к объему добычи нефтяного сырья.

Также компания предложила перенести уплату топливного акциза с НПЗ на АЗС. Такая мера поможет избежать торговли суррогатным топливом, идентифицировать производителя и повысить эффективность нефтепереработки. Что касается самого акциза, то введение плавающих ставок на него с обратной зависимостью от изменения котировок на нефть позволит существенно снизить негативное влияние мировых цен на внутренний рынок.

Комментируя предложения "Роснефти", вице-премьер Дмитрий Козак заметил, что эффективность обязательной поставки 17,5% добытой нефти на НПЗ не очень очевидна, но она продолжает обсуждаться. Перенос же акцизов с НПЗ на АЗС сейчас не обсуждается, так как это долгосрочная мера и она требует серьёзного анализа с точки зрения последствий и администрирования.

Nota bene

Стоит заметить, что у независимых АЗС другой взгляд на ситуацию. Проблема независимых АЗС в том, что при росте оптовых цен из-за недостаточных поставок топлива на внутренний рынок розничные цены на заправках ВИНК заморожены. Но если ВИНК могут отыграть прибыль в других сегментах бизнеса, то частные заправки начали работать себе в убыток. Поэтому независимые игроки считают, что осенний топливный кризис спровоцирован как раз ВИНК.

"Текущий дефицит зимнего дизтоплива - на 99% рукотворное явление. НПЗ могут настроить работу так, чтобы увеличить производство и поставки на внутренний рынок достаточных количеств морозостойкого топлива. То, что компании не сделали этого, скорее, свидетельствует об умысле. Допускаю, что целью очередного топливного кризиса является усиление позиции нефтяников в переговорах по компенсации недополученной выручки на внутреннем рынке", - говорил генеральный директор агентства "Аналитика товарных рынков" Михаил Турукалов.

Возможно, Дмитрий Козак подобную точку зрения и не разделяет, но насчёт любых компенсаций он высказался предельно чётко: «Ссылки на то, что мы недополучаем доходы в связи с поставками на внутренний рынок, - они не принимаются ни гражданами, ни другими экономическими субъектами, не могут быть приняты и политическим руководством нашей страны». В результате нефтяники не получат дополнительных льгот и это правильно – сперва нужно обеспечить достаточное количество топлива на внутреннем рынке, а потом зарабатывать деньги на росте мировых цен на нефть.

Conclusio

Россия не импортирует нефть за исключением редких случаев. Добываемой нефти достаточно для обеспечения внутреннего рынка по ценам, обеспечивающим нефтяным компаниям нормальную маржинальность поставок, чтобы они могли продолжать инвестиции в добычу. Нефтяники, кончено, жалуются на очень высокий порог налогообложения, который не соответствует другим отраслям и препятствует развитию отрасли. Возможно, в чём-то они и правы, но стоит провести аналогию: в 2018 году мировые цены на зерно значительно подросли. Разве это повод отправить всё зерно на экспорт? Топливо не менее значимо для экономики, чем хлеб для человека.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail