SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Фармацевты предупредили о росте цен на лекарства на 10% с 2019 года

Продавцы фармпродукции исчерпали складские запасы, приобретенные по прежнему курсу, и готовы поднять цены. Пополнение запасов начнется в конце года. Однако стоит заметить, что аптеки обещают скачок цен совсем не в первый раз.

Фармацевты предупредили о росте цен на лекарства на 10% с 2019 года
фото: pixabay

С начала 2019 года лекарства в России могут подорожать в среднем на 10%. Подорожание в первую очередь связано с ослаблением рубля, поэтому импортные препараты прибавят в цене больше. Но и российские производители поднимут цены, объясняя это использованием импортных компонентов, пишут "Известия" со ссылкой на информацию Аптечной гильдии (некоммерческой отраслевой организации, созданной крупными фармацевтическими сетями).

Официальный курс доллара США с декабря 2017 года по сентябрь 2018 года вырос на 13,9% до 65,6 рубля, а евро - на 10,6% до 76,2 рубля. По данным Федеральной службы госстатистики (Росстат) цены на лекарства за этот период поднялись на 2,9%. Продавцы исчерпали складские запасы, приобретенные по прежнему курсу, и готовы поднять цены. Пополнение запасов начнется в конце года.

Еще одним фактором роста может стать повышение с начала следующего года НДС с 18% до 20%. Хотя на лекарства изменение налога не распространяется, но в затратах на их производство содержатся транспортные услуги, электроэнергия и другие расходы.

По словам главы Аптечной гильдии Елены Неволинаой, с учетом всех факторов средняя цена на лекарства вырастет примерно на 10%. На российском рынке по итогам сентября доля импортных препаратов составляет 43% в натуральном выражении и 70% в денежном.

Импортные и отечественные препараты подорожают одинаково, считает директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов из-за третьего фактора - расходы производителей на маркировку. С 2020 года государство обязало продавцов помещать на упаковках препаратов двухмерный код, отсканировав который можно будет увидеть, когда и где лекарство выпущено, каков его срок годности и другую информацию. В Росздравнадзоре рассчитывают, что маркировка поможет убрать контрафакт и фальсификат из аптек.

Nota bene

SULARU сразу отмечает, что высказанное мнение принадлежит не производителям лекарств, а крупным аптечным сетям, которые весь 2018 год успешно боролись за свою рентабельность, применяя тот же аргумент о повышении цен в рознице. Битву с Минпромторгом РФ о продаже безрецептурных лекарств в обычных торговых сетях они под этим предлогом выиграли. Вероятно, аргумент показался сильным и был принят на вооружение для дальнейшего использования, но фармацевты забыли, что сейчас они переходят в анализируемое поле экономически обоснованных цен.

Речь о том, что само по себе повышение цен на 10% (выше прогнозируемой инфляции в 2-2,5 раза) не является криминалом, но аптечным сетям придётся доказать Федеральной антимонопольной службе (ФАС), что все три указанных фактора действительно повышают затраты, делая текущие цены неадекватными. И можно сказать с большой долей уверенности, что это будет сделать непросто. В случае с нефтяниками попытка доказать необходимость роста цен на бензин в рознице закончилась для производителей и продавцов топлива не самым лучшим образом.

Если рассмотреть все 3 аргумента отдельно, то получается, вероятно, следующая картина:
- рост НДС на 2 процентных пункта с 2019 года поднимет розничные цены на все товары на 1-1,5% по оценкам Банка России, Минэкономразвития и рейтинговых агентств. Но если НДС у лекарств не меняется, то влияние повышения налога будет кратно ниже,
- ослабление рубля – более серьёзный аргумент, так как затрагивает импортные товары и компоненты непосредственно, но для сдерживания цен на импортные лекарства ФАС не так давно предложила легализовать параллельный импорт, убивая практику установления дистрибуторами «минимальных розничных цен» (другим способом пресечения завышения цен импортерами может стать создание некоммерческой организации при Минздраве РФ – поставщика зарубежных лекарств и медицинских изделий для государственных нужд),
- в отношении маркировки, стоит отметить спорность неоднократно высказанных страхов о резком росте цен из-за положительных моментах, сопровождаемых её внедрением.

В ноябре 2017 года страхи относительно внедрения маркировки пробовал рассеять глава Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) Михаил Мурашко. С тех пор производители лекарств, периодически высказывая опасения, опасный градус дискуссии снизили и присоединились к эксперименту по маркировке. Но место борца за интересы потребителей теперь решили занять фармацевты.

Единственным серьёзным аргументом аптек является исчерпание складских запасов и уже начавшееся их пополнение по новым оптовым ценам. Рост закупочных цен закономерно перенести на розничного покупателя. Но подвешенной остается пара вопросов. Во-первых, почему тогда речь идёт о подорожании с начала 2019 года, когда запасы якобы уже исчерпаны сейчас? Почему пополнение складских запасов задерживается?

Во-вторых, почему аптечные сети по примеру обычных торговых сетей не вели упорных переговоров об удержании цен с поставщиками на фоне снижения покупательной способности россиян? Торговые сети показали высочайшую эффективность убеждения поставщиков, заставив их даже жаловаться в правительство. Неужто крупные аптечные сети, объединенные в единую гильдию, не имеют никаких инструментов влияния на торговых партнёров?

Conclusio

SULARU удивляет бесстрашность заявления фармацевтов. Если они уверены в своей позиции и невозможности сдержать цены, то зачем делать какие-то предупреждения заранее – нужно просто поднимать цены по факту, закон это не запрещает. А если не уверены, но есть большое желание повысить рентабельность бизнеса, то нужно подготовить железобетонное обоснование изменений, так как ФАС не будет применять презумпцию невиновности, а жёстко потребует доказательств обоснованности повышения цен на социально-значимую продукцию на 10% на фоне прогноза инфляции в I квартале 2019 года не более 5%.

Более того, антимонопольная служба обязательно проведёт и своё собственное расследование, отталкиваясь от реальных затрат аптечных сетей. Если будет выявлено, что повышение цен было «экономически необоснованно» или присутствовал заговор, то штрафы снизят рентабельность значительно сильнее, чем удержание цен на прежнем уровне.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail