SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Пенсионный фонд предложит варианты изменения своего правового статуса

У ПФР есть два диаметрально противоположных предложения об изменениях - или сохранить казенное учреждение, добавив некоторые особенности, или перейти к некой форме негосударственного учреждения. SULARU напоминает, что означает смена статуса на негосударственный.

Пенсионный фонд предложит варианты изменения своего правового статуса

Пенсионный фонд России (ПФР) представит правительству предложения об изменении своего правового статуса к 1 апреля этого года, пишет "Коммерсант", ссылаясь на слова главы ПФР Антона Дроздова.

«У нас есть два диаметрально противоположных мнения - это казенное учреждение со своими особенностями и некая форма негосударственного учреждения [публично-правовая компания] тоже со своими особенностями… есть плюсы и минусы в обеих формах, их надо взвесить», - сказал он, выступая на инвестиционном форуме в Сочи

По его словам, с 1990 года принимались различные документы, которые меняли функции фонда. Настало время привести всё к единому знаменателю. При этом сам Антон Дроздов выступает за статус казенного учреждения, но настаивает на определенных особенностях, в том числе в вопросе управления средствами.

За статус казенного учреждения ранее выступала вице-премьер РФ Татьяна Голикова. В бюджете ПФР до 40% занимают трансферты из бюджета на обеспечение социальных выплат нестрахового типа, включая материнский капитал. Это требует сохранения строгого контроля, который обеспечивается размещением средств в казначействе и аудитом Счетной палаты.

Если будет создана публично-правовая компания, то у ПФР появилась бы трехсторонняя структура управления с участием государства, профсоюзов и работодателей. В их совместном ведении находились бы вопросы тарифной политики и объема страхового покрытия; сейчас социальные партнеры могут только критиковать уже принятые решения. Новый статус позволил бы уточнить и статус средств страховых взносов. Отраслевой закон о соцобеспечении трактует их как средства всех сторон социального партнерства, в то время как Бюджетный кодекс называет их собственностью государства.

Пенсионный фонд нельзя отрывать от ФОМС и ФСС.

Фонды обязательного медстрахования и социального страхования неотрывно связаны с ПФР через выплаты этим фондам работодателями. Грубо говоря, работодателям в целом неважно, сколько денег уходит в каждый фонд, однако важно, сколько платится во внебюджетные фонды в целом. Понимание такого отношения в правительстве РФ есть. Поэтому Татьяна Голикова, давая поручения представить предложения об изменении правового статуса, обозначила все три фонда скопом. Более того, она даже высказывала идею их будущего объединения для повышения эффективности управления средствами.

Идея изменения статуса на негосударственный подразумевает несколько простых вещей, которые все очевидны, но нередко сложно объясняются. Суть проста:
- Минфин не сможет распоряжаться деньгами Пенсионного фонда, которые сейчас он логично воспринимает как продолжением «бюджетных» денег, если вспомнить Бюджетный кодекс и существующую практику,
- ПФР сможет самостоятельно инвестировать собственные средства, избавляясь от необходимости согласовывать такие вложения. При этом у ПФР формируются «длинные деньги», особенно интересные для крупных и инфраструктурных проектов,
- Обычные плательщики пенсионных отчислений, которые не имеют льготы по уплате страховых взносов в отличие от многих категорий работников (сельхозкооперативы, индивидуальные предприниматели и так далее), смогут теоретически не платить за льготников и надеяться на повышение пенсий; в этом случае правительство должно будет взять финансирование льготников на себя,
- Те граждане, которые не работают или работают в сером секторе, не платящие в ПФР, не смогут рассчитывать даже на социальную пенсию из пенсионного фонда, не говоря уже про пенсию по возрасту; ПФР хочет скинуть эту обязанность также на федеральный бюджет, чтобы неплательщики могли получать, например, пособие «по бедности».

SULARU напоминает, что пенсионная реформа дала ПФР шанс стать бездефицитным в течение нескольких лет, соответственно возник всплеск интереса к деньгам фонда. Весь этот спор об изменении статуса в целом можно свести к вопросу, кто будет зарабатывать на будущих вложениях пенсионного фонда – напрямую бюджет или кто-то другой.

Есть ещё одна деталь, которую стоит упомянуть для полноты картины. Управление негосударственным учреждением предлагается отдать триумвирату профсоюзов, работодателей и государства. Так как это хорошая смесь из противоположных интересов, то можно смело вспоминать про басню «Лебедь, рак и щука», например в плане будущей тарифной политики: профсоюзы просят роста отчислений в ПФР, работодатели требуют их снижения, а государство каждый год мечется от одного лагеря к другому.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail