SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Brexit откладывается: Британия станет ещё более непредсказуемой

Палата общин окончательно одобрила отсрочку Brexit. Законопроект получил королевскую санкцию. Правительство теперь должно обратиться к ЕС. За короткими фразами скрывается бардак в головах некогда уравновешенных и ироничных британцев. Этот бардак настолько пугает самих британцев, что большинство из них уже положительно смотрит на появление авторитарного лидера. И это, к сожалению, не конец истории о противостоянии цинизма и инфантильности.

Brexit откладывается: Британия станет ещё более непредсказуемой
фото: pixabay

«Бабушка приехала», - радостно кричал Евгений Таманцев в культовой книге Богомолова «Момент истины». Этим самым он ставил точку над операцией СМЕРШа, от которой зависела судьба Мемельской наступательной операции.

Ярые сторонники развода с континентальной Европой Борис Джонсон и Майкл Гоув кричали что-то подобное, когда "случились" результаты референдума по Brexit в 2016 году. Лгуны, изобличенные многократно, и здесь солгали. Операция по выходу из ЕС не закончилась декларацией намерения. Она даже не думает завершатьсяи весной 2019 года, когда первый срок выхода из ЕС был пропущен.

Но бабушка всё-таки приехала. И приехала он в апреле 2019 года. Её приезд связан с Brexit, но он ознаменовал совсем другое явление, очень неожиданное для прагматичного оплота демократии. Неожиданное для британцев, но вполне ожидаемое для других европейцев. Позволим себе две цитаты в подтверждение этого заявления.

«Мне никогда не приходило в голову, что популизм победит капитализм в стране его происхождения», - сказал Юрген Хабермас, немецкий философ и социолог.

Обратите внимание на слово популизм, к которому мы вернёмся совсем скоро. А пока сконцентрируемся на словах «не приходило в голову». SULARU напоминает, что Хабермас - один из наиболее влиятельных мыслителей современности, создатель концепций коммуникативного действия. Его называют главным философом Германии, наследником философии Канта и продолжателем радикализма Маркса. Считается, что он превзошёл как понимание реальности Фрейда, так и чёткость выражения мысли, свойственной философам американского прагматизма. И ему «не приходило в голову»!

«Когда страна вроде Англии, где демократия существует десяток поколений, представляет себя в качестве толпы для агитации двух невежественных снобов [Джонсон и Гоув], которые как подростки предпринимают суицидальные ночные гонки, не обращая внимание на случайных прохожих, то нужно не только удивляться её текущему состоянию, но больше беспокоиться о демократической адекватности всего человечества», - отметил Петер Слотердайк, немецкий философ.

Цитата другой звезды философии Слотердайка прямо предсказывает приезд бабушки. Удивительно, но первой работой философа была «Критика цинического разума», вышедшая в 1983 году и получившая всемирное признание. В своей работе Слотердайк назвал цинизм особой формой «ложного сознания». По его словам, цинизм стал символом современности. Джонсон и Гоув доказали постулат Слотердайка на практике, что демонстрирует свежая британская пресса.

Британцы жаждут сильной руки

Вчера британская Times писала, что на фоне цирка с Brexit граждане Соединённого Королевства начали мечтать о сильном и, возможно, авторитарном лидере. Цитируемый изданием социологический опрос показал, что более 54% респондентов положительно смотрят на появление авторитарного лидера, который бы задал трёпку парламенту. Доверие к депутатам парламента испытывает около 25% британцев старше 16 лет. Кроме этого, британцы благосклонно принимают идею, что такой лидер будет нарушать правила.

Times осторожно называет данные опроса результатом популистского давления. Британцы якобы были введены в заблуждение, что несёт риски для демократии. В своей редакционной статье газета сожалеет, что вирус популизма, ранее поразивший Венгрию, Италию и США, теперь заразил и Великобританию. По мнению Times, популизм подпитывается цинизмом, который, в свою очередь, вызван некомпетентностью. Когда политики демонстрируют коррумпированность и нестабильность, избиратели зовут сильную руку.

SULARU напомнит, что на референдуме по Brexit 2016 года выход из ЕС поддержало почти 52% британцев. А через три года после этой невынужденной ошибки премьер-министра Дэвида Кэмерона, который позволил проведение голосования вопреки всем возможностям его отложить, 54% британцев уже готовы к авторитарному лидеру.

Это полный разрыв шаблона о коварном Альбионе, который экспортирует настоящую демократию в своих прагматичных интересах с XIII века. Но мнение SULARU в этом отношении непринципиально. Такие свойства британцев, как двуличие и завышенная самооценка, ранее признавались во всём мире. По этому поводу один американский знакомый говорил просто и как нечто само собой разумеющееся: «You should never ever trust the Brits» (Ты никогда-никогда не должен верить бритам). И этот многовековой шаблон разрушен под давлением всего двух персонажей, не так ли?

Не будем слишком строги. Как верно отметил французский министр финансов Бруно Лё Мэр, каждая нация имеет «суверенное право совершать глупости и ошибки». Россияне, например, азартно поучаствовали в развале СССР, что большей частью граждан давно признаётся ошибкой. В отличие от Британии, шансов вернуться обратно у граждан России не будет ни через 10, ни через 100 лет.

Непредсказуемые? Это только начало!

Сегодня русская служба BBC цитирует статью обозревателя Financial Times Гидеона Рахмана с говорящим названием "Непредсказуемая Британия? Это только начало». SULARU сразу оговорится, что мнение Рахмана находится очень далеко от мнения нашей редакции и, возможно, граничит с легкой паранойей. Но его мнения - аргумент для диагноза о цирке.

Рахман пишет, что весь мир недоумевает, почему страна, известная своей стабильностью и умеренностью, похоже, вознамерилась разорвать себя на части: «Многие люди предполагают, что в какой-то момент британский прагматизм восстановится. Но у меня плохие новости. Что бы ни случилось на экстренном саммите ЕС по Brexit, существует вероятность того, что Великобритания станет более нестабильной и непредсказуемой в ближайшие пару лет".

По его словам, нестабильность будет иметь тревожные последствия для западного альянса и для либерального международного порядка. Дни Терезы Мэй, которая была сторонником стабильности, на посту премьер-министра сочтены, а следующий глава британского правительства может направить страну в ином направлении. Особенно с учетом того, что двумя наиболее вероятными преемниками Мэй являются Борис Джонсон и Джереми Корбин.

Правительство консерваторов во главе с Джонсоном тесно свяжет Британию с Америкой Дональда Трампа. А если премьером станет нынешний лидер лейбористов Корбин, то Британия может повернуться лицом к Москве, а не к Вашингтону. Внешняя политика Корбина, по мнению Рахмана, может привести к выходу Британии из западных структур безопасности и попытке нормализовать отношения с Россией.

"Появление таких лидеров, как Джонсон и Корбин, является признаком поляризации британской политики, которая оставляет умеренных политически бездомными. Brexit был унизительным процессом для Великобритании, а унижение может вести людей и страны в странных направлениях (просто посмотрите на Россию)», - пишет обозреватель Financial Times.

Проводя историческую аналогию, Рахман считает, что большая часть британского евроскептицизма коренится в ностальгии по британскому "звездному часу" - победе во Второй мировой войне. Поэтому возможна попытка воссоздать международные расклады периода войны, связав Британию с Америкой и Россией против континентального европейского альянса, сосредоточенного вокруг Германии.

"Великобритании и России, бывшим империям на периферии континентальной Европы, трудно смириться с их местом в европейском проекте (у Турции, возможно, есть та же проблема). Обе всегда чувствовали угрозу со стороны объединенной континентальной европейской державы, а также были связаны друг с другом в первой и второй мировых и в наполеоновских войнах", - пишет журналист.

Он оговаривается, что идея о повторном появлении подобных исторических геополитических раскладов, может показаться гротескной и отдаленной возможностью, учитывая нынешний антагонизм между Москвой и Лондоном. Однако [после доклада спецпрокурора Мюллера] Дональд Трамп почувствовал, что у него развязаны руки, и он может реализовать свою странную привязанность к Путину. А сближение Трампа и Путина может распространиться на Британию. По мнению Рахмана выход из ЕС с соглашением или даже отказ от Brexit могут предотвратить реализацию этих мрачных сценариев Корбиным или Джонсоном.

"Но Британия прошла долгий путь к радикализации и поляризации. Будет трудно повернуть назад", - заключает автор статьи в Financial Times.

SULARU считает, что перед вынесением диагноза происходящего в Британии, или даже Европе в целом, стоит всё-таки напомнить слова польского литературного критика Агаты Пызик: «Читая о Британии в либеральной польской прессе, я всегда чувствую странный когнитивный диссонанс. Я никогда не могу найти в прессе описание страны, которая отдаленно напоминает мне ту, которую я знала, когда жила в Британии. В течение многих лет эти газеты - Gazeta Wyborcza, Polityka, Tygodnik Powszechny - использовали акры газетной бумаги для защиты польской версии капитализма, представляя богатые западноевропейские страны в качестве эталона. Поэтому они не имеют ни малейшей возможности понять происходящий кризис в британской психике».

Она противопоставляет мнение польской либеральной прессы действиям бывшего лидера Польши Дональда Туска, который возглавил Европейский совет и якобы дал Brexit зелёный свет. Пресса полна возмущением и «интенсивной ненавистью к предыдущему технократическому правительству».

"ЕС ускорит создание «двухскоростной Европы»... Мы сталкиваемся с маргинализацией... Великобритания была единственной крупной страной ЕС, поддерживающей Варшаву в противостоянии отмене антироссийских санкций", - писала Newsweek Polska.

Здесь под двухскоростной Европой подразумевается идея, что разные страны должны вливаться в Евросоюз с разной скоростью и уровнем интеграции. Поляки такой ситуации закономерно опасаются, так как являются «молодыми европейцами». Однако Пыжик цитирует Туска, показывая настоящую реальность.

«Как историк я боюсь, что Brexit будет не только началом падения Евросоюза, но и всей Западной политической цивилизации», - сказал Дональд Туск.

Заключение

Другими словами, представляется, что Европа в целом запуталась в противостоянии цинизма (ложного сознания) и инфантильности (отрицания реальности). Остаётся надежда только на Германию. Для неё связь между производительностью и благосостоянием является краеугольной. Этот практический взгляд, который отбрасывает в стороны все неэкономические доводы, делает её наиболее способной к преодолению кризиса (развал Европы точно не входит в интересы России).

В целом среди немецких «еврофилов» (сторонников единой Европы) давно было понимание, что Британия в конечном итоге отделится. Один из самых популярных сценариев выхода из ЕС в настоящее время подразумевают, что Великобритания вернётся в ЕАСТ, то есть в Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Но ЕАСТ была создана в середине XX века для раскола Европейской интеграции. Этот факт не остался незамеченным в Германии.

Тем не менее Германия пока самоотрицает роль хозяйки Европы. Но канцлер Ангела Меркель знает, что «будущее союза гораздо более важно, чем Brexit». Поэтому она должна скоро отказаться от мнения, которое немецкий философ Гегель описывал как «точку зрения камердинера на будущее континента».

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail