SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Росстат внедрит новые относительные методы измерения бедности

Статистическая служба внедряет в России новый международный метод измерения уровня бедности. Росстат готов публиковать расчеты индексов немонетарной бедности уже с 2020 года как в целом по стране, так и в региональном разрезе.

Росстат внедрит новые относительные методы измерения бедности
фото: pixabay

Индексы немонетарной бедности — это набор инструментов, которые описывают социальную исключённость, многокритериальную бедность и материальные депривации (лишения), пишет РБК. К последним, например, относится тепловая бедность или мясная бедность.

В результате применения индексов немонетарной бедности, явление описывается не в абсолютном денежном (монетарном) выражении, а по разным направлениям и с относительной оценкой - доля семей, которая не может себе позволить те или иные блага

«Показатель немонетарной бедности — это перспективное, новое направление, которое мы внедряем и активно апробируем. В целом уже с 2020 года, если будет принято такое решение, мы можем их публиковать», — сообщила начальник управления статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств Росстата Елена Фролова в ходе заседания Научно-методологического совета Росстата 23 апреля.

Текущие методы измерения бедности

Основным методом измерения бедности в России является абсолютный подход. Бедность оценивается как доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. По данным Росстата за 2018 год, уровень бедности составил 12,9%, когда доходы 18,9 млн россиян были ниже черты бедности.

Согласно майскому указу президента РФ, правительство должно добиться снижения уровня бедности в два раза к 2024 году, то есть до 6,6% от всего населения. Для оценки достижения цели будет использоваться именно методика измерения абсолютной бедности.

С 2018 года Росстат начал считать также агрегированный показатель относительной бедности. В качестве порога относительной бедности используются три уровня располагаемого дохода - 40, 50 или 60% от национального медианного дохода. Население с доходами ниже этих порогов является бедным.

Согласно данным за 2016 год, представленным Фроловой на научном совете Росстата, уровень относительной бедности в 2016 году составил 14% — столько граждан имели доходы ниже 50% медианного дохода. Согласно данным Росстата, опубликованным в конце 2018 года (*.doc), в 2017 году доля такого населения составила уже 18%.

Суть нового измерения бедности

Методика расчета немонетарной бедности включает в себя измерение бедности населения по трем индексам. Предварительные расчеты за 2016 г. были представлены на заседании Научно-методологического совета.

Индекс многомерной бедности показывает многокритериальную бедность населения и её глубину. Индекс учитывает 14 критериев: уровень здоровья, образования, занятость, питание, одежда и обувь, базовые товары, медицина, средства коммуникации, базовые потребности, общение и отдых, крупные покупки, доходы, жилье и окружающая среда. К бедным относятся семьи, для которых характерно состояние бедности по крайней мере по четырем критериям.

Индекс материальной депривации определяет относительную бедность, выявляя лишения, которые семьи испытывают по сравнению с преобладающим в стране стандартом уровня жизни. Например, в семье не хватает средств на замену изношенной одежды, нет финансовой возможности приобрести мобильный телефон, в жилье нет горячего водоснабжения и др. Всего в списке деприваций - 16 показателей. К бедным относятся семьи, для которых характерно состояние бедности по крайней мере по четырем показателям.

Согласно первым результатам расчета индекса материальной депривации, в бедности живут 12% российских семей без детей (по методике абсолютной бедности - 3,2%), 12,8% семей с одним ребенком и 16,9% с двумя детьми. Если в семье трое и более детей, то в бедности живут 33,8% таких домохозяйств против 51% (так у РБК - цифра сомнительная) по методике абсолютной бедности.

Индекс социальной исключенности характеризует наличие или отсутствие у человека доступа к социально значимым услугам, его включенность в социальные коммуникации, а также финансовое положение. Индекс оценивает неспособность гражданина полностью участвовать в жизни общества.

Согласно предварительным расчетам индекса социальной исключенности, в бедности живут 6,2% семей без детей, 5,1% семей с одним ребенком, 6,5% с двумя и 16,8% домохозяйств с тремя и более детьми.

Для оценки выполнения майского указа президента РФ Росстат также предложил расширить выборку исследования бедности четырьмя целевыми группами населения: работающие бедные (по полу, возрасту и виду экономической деятельности); малоимущие семьи (с детьми в возрасте до 1,5 лет, от 1,5 до 3 лет, а также с детьми-инвалидами); инвалиды трудоспособного и старше трудоспособного возраста; старшее поколение. Сейчас выборка Росстата построена по принципу случайного отбора, которая искажает картину.

«У нас существует выборка, она построена по принципу случайного отбора и, естественно, что мелкие группы населения не могут в нее попасть. Мы избрали для себя и нашли поддержку в новом практическом подходе - дезагрегация, основанная на целевых группах обследуемых выборках», рассказала Фролова.

Заключение

Спасибо РБК за то, что издание наглядно показало, что среди российский статистиков всё не так безнадёжно. Они наконец-то дошли до понимания очевидного факта, что измерение бедности в России неадекватно. SULARU позитивно заметит, что лучше позже, чем никогда.

Вообще, хороший экономист - таких очень-очень мало, и мы не претендуем на подобную оценку - должен видеть не цифры, а то, что происходит за цифрами. В экономике логика происходящего зачастую важнее статистических рядов, которые служат подтверждением или опровержением научной концепции (неопровергаемые теории являются лженаучными).

Статистиков обучают несколько иначе, у них прикладной математический аппарат даже несколько шире, а аппарат анализа вырос с 1930 годов и улучшился невообразимо. Короче с профобразованием у них хорошо, а с видением общей картины и со знанием "лучших практик" в смежных областях, похоже, хуже.

Производственная теория вариабельности статистика Шухарта (1930-е гг.), дополненная изысканиями статистика Деминга (1950 гг.), привела к революции в мировом промышленном производстве, но как-то не была адаптирована к социальным исследованиям. И только сейчас до их коллег из смежной области доходит, что это об одном и том же. С другой стороны, 70-80 лет на тщательное обдумывание темы - разве это срок?

Оговоримся, речь не о том, что теория вариабельности являтся откровением для статистиков, а о том, что применение количественных измерений для оценки неколичественного параметра (качество изделия или бедности в данном случае) давно апробировано. То есть метод мог быть внедрён значительно раньше и без совета из-за рубежа, так как был известен ещё и в СССР.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail