SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Россия вернулась в топ-10 инвестиционно-привлекательных стран Европы

Только ленивый не отметил в четверг достижение экономики России, о котором рассказала компания EY на ПМЭФ-2019. Правда, все постеснялись напомнить, что согласно докладу той же EY от 2011 года, Россия в 2010 году входила в пятёрку самых привлекательных стран в регионе. Никто также не рассказал, что достижение России обусловлено не ростом инвестиционной привлекательности, а более медленными чем в Европе темпами её падения.

Россия вернулась в топ-10 инвестиционно-привлекательных стран Европы
фото: pixabay

Россия в 2018 году заняла 9-е место среди 20 наиболее привлекательных для инвестиций стран Европы, говорится в исследовании международной аудиторско-консалтинговой компании EY (ранее Ernst & Young) «Инвестиционная привлекательность стран Европы за 2018 год», которое цитирует РИА «Новости».

В прошлом году зарубежные инвесторы вложили средства в 211 проектов на территории России по сравнению с 238 проектами в 2017 год. Хотя количество проектов с иностранными инвестициями сократилось на 11%, но это лучше чем норма в настоящее время и соответствует общеевропейской тенденции снижения инвестиционной активности. Среднее падение количества проектов с прямыми иностранными инвестициями (ПИИ) по странам Европы составило в прошлом году 29%.

Лидером среди инвестирующих в Россию стран стали Соединенные Штаты. Количество американских инвестпроектов по итогам 2018 года увеличилось с 19 до 33 (рост почти на 74%). На втором месте — Германия с 24 проектами (снижение на 14%). Китай - лидер 2017 года — сместился на третью строчку с 19 проектами (снижение на 37%).

Прямые иностранные инвестиции в России

SULARU для начала напомнит о том, что EY писала в докладе от 2011 года:
«В 2010 году [год начала составления рейтинга EY] Россия привлекла 37 млрд. долларов США в виде ПИИ, что соответствует уровню 2009 года» (в 2018 г. - $15,9 млрд);
«Россия заняла в 2010 году четвертое место среди европейских стран по уровню инвестиционной привлекательности. Количество реализованных в стране инвестиционных проектов составило более 200, что на 18% больше по сравнению с 2009 годом».

Таким образом, «прогресс» России за 8 лет заключается в том, что количество проектов практически не изменилось, общий объем привлеченных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) уменьшился вдвое, а положение в списке привлекательности стран ухудшилось. Стоит заметить, что в 2018 году падение ПИИ наблюдалось практически по всему миру.

Самыми пострадавшими были развитые страны прежде всего из-за налоговой амнистии Трампа, когда американские компании продолжили возвращение колоссальных денег на родину в силу снижения налоговой нагрузки. Россия в тренде стоит особняком, так как главной причиной снижения привлекательности для ПИИ были международные санкции.

Прежде чем перейти к дальнейшим рассуждениям, SULARU напомнит, что главным индикатором инвестиционной активности в стране является показатель «инвестиции в основной капитал», то есть вложения в здания и сооружения, в оборудование, в землю и тому подобное. Главное, такие вложения в отличие от вложений в оборотный капитал или в спекулятивные операции на фондовом рынке позволяют организовывать или развивать производство.

Прямые иностранные инвестиции, о которых говори EY, являются только частью более общего и более важного показателя. Это просто один из инструментов финансирования вложений в основной капитал. Отметим, что далее мы будем говорить не столько о привлеченных ПИИ, а о соотношении притока и оттока таких инвестиций - о «чистых ПИИ». Такой показатель наиболее адекватно отражает вклад прямых иностранных инвестиций в показатель «вложения в основной капитал».

Экономика ЕС страдает от коллапса инвестиций

SULARU напомнит, что большинство стран Евросоюза ощутили тяжёлый удар от сокращения инвестиций после мирового финансового кризиса 2008 года. Евростат сообщал в начале 2018 года, что показатель инвестиций в основной капитал упал в 25 из 28 стран Европейского союза. За период с 2007 года по 2017 год показатель в среднем сократился с 22,4% ВВП до 20,1% ВВП.

Наибольший спад наблюдался в Латвии, которая в 2018 году отметила печальные итоги 15-летнего юбилея вступления в ЕС. В Латвии объем частных и государственных инвестиций сократился с 36,4% ВВП в 2007 году до 22,8% ВВП в 2018 году. Далее среди анти-лидеров по темпам снижения инвестиций оказались Греция, Эстония, Румыния и Испания.

В целом по Европе ситуация немного выправилась к 2019 году, так как показатель инвестиций в основной капитал по всем странам ЕС вырос до 20,5%. Однако позитивные изменения коснулись не всех стран. В результате тремя странами с наименьшим уровнем инвестиций относительно ВВП в ЕС являются Греция - 11,1% ВВП, Португалия – 17,1% ВВП и, вероятно, вследствие Brexit Великобритания с показателем в 17,0% ВВП страны.

В силу многих причин особенно печально в Европе, несмотря на общий рост инвестиций в основной капитал, смотрятся прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Согласно данным Евростата, чистые прямые иностранные инвестиции в процентах от ВВП с 2007 года не упали только в Германии, Греции и Словении - и всё! Курьёзным антилидером изменения чистых ПИИ был Люксембург, где показатель с 2007 по 2018 год упал с 372,8% до -686,2% ВВП (для сравнения в Германии вырос с 1,5% до 2,6% ВВП). В подавляющем большинстве стран Европы чистые ПИИ сократились в 2-4 раза.

В России запланирован значительный рост инвестиций

В общем, пока европейские экономисты и еврочиновники находятся в лёгкой панике и предлагают меры по преодолению инвестиционного коллапса, в России ситуация складывается, пожалуй, более радостная, если учитывать планы Минэкономразвития РФ. Текущая статистика возможную радость пока не совсем подтверждает, но это дело наживное.

Правительство РФ в июле 2018 года одобрило проект плана «инвестиционного наступления», который был подготовлен Минэкономразвития РФ. План предусматривает меры по увеличению инвестиций с 21% до 25% ВВП.

Министр экономического развития РФ Максим Орешкин в ходе своего выступления тогда отметил, что устойчивому темпу роста экономики на длительном промежутке в 3-3,5% (после 2020 года) соответствует доля инвестиций в основной капитал в 25-27% от ВВП.

Нельзя не напомнить, что ЦБ РФ чуть позднее счёл прогноз Минэкономразвития по росту инвестиций довольно оптимистичным. Если SULARU тогда правильно интерпретировало термин центробанка, то подразумевалось, что Банк России в целом не исключил возможность наступления малореального события.

Кстати, по итогам 2017 года Росстат в отличие от министра экономического развития России считал, что доля инвестиций в основной капитал в РФ в 2017 году составила 17,34% ВВП. В 2018 году показатель вырос и приблизился в 18%.

Но абсолютный размер показателя, пожалуй, не так важен по сравнению с его динамикой. С динамикой тоже пока сложно, ведь Центробанк России не даёт Минэкономразвития расслабиться. Чтобы фраза «довольно оптимистично» была полностью осознана министерством, Банк России в конце 2018 года решил, что нужно повысить ключевую ставку. И так не самая выдающаяся инвестиционная активность был ещё дополнительно приторможена.

Может Банк России и был прав, заранее купируя возможный рост инфляции из-за повышения НДС с 1 января 2019 года. Но потом, несмотря на сигналы о низкой динамике роста потребительских цен, Центробанк с не совсем понятным упорством продолжал сохранять ключевую ставку на уровне 7,75%.

К маю 2019 году даже Международный валютный фонд, для которого макроэкономическая стабильность является абсолютным приоритетом, начал предупреждать об опасности дальнейшего затягивания с монетарным стимулированием экономики. 6 июня, выступая на ПМЭФ-2019, глава Банка России Эльвира Набиуллина наконец-то уверенно сообщила, что регулятор всерьёз задумался о снижении ставки.

Если вернуться к ПИИ России, то, вероятно, будет полезно вспомнить, что в России регулярно наблюдается чистый отток таких инвестиций. При этом сокращается как приток инвестиций в страну (в 2018 году приток был минимальным за последние 10 лет), так ускоряется и отток инвестиций за границу. Чистый отток ПИИ (соотношение притока-оттока) сохранился и в 2018 году: показатель составил $23,1 млрд (1,4% ВВП) против оттока в $8,2 млрд в 2017 году.

Вместо заключения

В общем, прямые иностранные инвестиции точно не являются главным инструментом увеличения инвестиций в основной капитал как в России, так и в Европе. Поэтому считать доклад EY сколь-нибудь значимым, язык не поворачивается. Но эта маловажная вещь заняла значимую часть эфира федеральных телеканалов. Вероятно, над финансовой грамотностью редакторов на телевидении предстоит ещё поработать (про пропаганду вспоминать не будем).

Кстати, прямые иностранные инвестиции в мире в 2018 году упали сразу на 19% – с 1,47 до 1,2 трлн. долларов. Таким образом, доля привлеченных Россией ПИИ в 2018 году составляла около 0,15%. Для экономики, доля которой в мировом ВВП в 2018 году состаляла по паритету покупательной способности 3,12% (6-е место в мире), это вряд ли может считаться успехом.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail