SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Дышите глубже: налога на углекислый газ пока не будет

Анатолий Чубайс умеет своими заявлениями всколыхнуть общественное мнение, получилось и в этот раз. Его идея ввести налог на углекислый газ совсем не так плоха, как кажется на первый взгляд. Впрочем, с этой идеей категорически не согласно бюро РСПП во главе с Александром Шохиным. Давайте вздохнем поглубже и попытаемся разобраться в этом вопросе.

Дышите глубже: налога на углекислый газ пока не будет
фото: pixabay

Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин считает, что России не нужно отдельно вводить налог на углекислый газ, так как это приведет к увеличению фискальной нагрузки.

«Анатолий Борисович Чубайс оказался единственным, кто выступал за введение налога, остальные участники заседания [бюро РСПП] выступили против введения сбора или налога, считая, что это возможно сделать в рамках действующих платежей, в частности экологического сбора, выделив в нем углеродную компоненту, перераспределив соответствующим образом нагрузку», — сказал Шохин (цитата по «РИА Новости»).

По его мнению, с выбросами CO2 бороться надо, поскольку Россия подписала Парижское соглашение и собирается его ратифицировать. Однако это можно сделать, не увеличивая общую фискальную нагрузку на бизнес, а перераспределив существующие платежи. Кроме экологического сбора в РФ есть еще платеж за негативное воздействие на окружающую среду, в который можно включить углеродную компоненту.

А что говорил Чубайс?

Председатель правления «Роснано» Анатолий Чубайс предложил ввести налог на углекислый газ, так как это нужно для подготовки ратификации Парижского соглашения по климату. Таким налогом могут облагаться товары, которые произведены с превышением норм выброса CO2.

«Вводить экономические меры, стимулирующие снижение эмиссии углекислого газа, или не вводить? Это будет, пожалуй, самым сложным вопросом во всей системе климатических мер»,— сказал глава «Роснано» (цитата по «РИА Новости»).

По его словам, Евросоюз уже утвердил ряд законов, по которым товары облагаются дополнительным налогом, если они произведены с превышающим норму выбросом СО2.

«И если мы сейчас легко проскочим эту развилку с налогом, считая, что мы всех перехитрили, то через пять, семь, десять лет выяснится, что мы, оказывается, сами себе закрыли экспорт, в том числе экспорт, регулируемый ОПЕК. И это вещь очень болезненная», — заявил Чубайс.

Налог на углекислый газ

И хотя известно, что «во всем виноват Чубайс», но идея налога на углекислый газ ему не принадлежит. Так ООН прямо предлагала ввести упомянутый налог ещё в 2015 году. Кстати, заявление ООН совпало по времени с резким увеличением поставок дешёвого угля в Европу из США.

При этом налог на углекислый газ является лишь продолжением идеи фискального стимулирования процесса сокращения опасных для окружающей среды видов хозяйственной деятельности. Так в Германии в начале 2018 года принимали «дорожную карту» отказа от использования угля в экономике. Реформа тогда рассорила немецких министров экономики и экологии.

Даже в России идея налога на углекислый газ была высказана задолго до заявления Чубайса. Глава РУСАЛа Олег Дерипаска уже предлагал установить глобальную «плату за углерод» с постепенным её увеличением. В ответ в феврале 2016 года губернатор Кузбасса Аман Тулеев обвинил Дерипаску в непатриотизме, обмане людей и попытке погубить угольную электрогенерацию в Сибири.

«Но, Дерипаска, тебе-то чего надо? С какой стати ты бежишь впереди Америки и говоришь о безуглеродной зоне в Сибири и налоге в $20 за тонну углекислого газа? Ясно, что это не патриотизм и не борьба с глобальным потеплением, на которое чихать. Просто нужно задушить китайскую алюминиевую промышленность [которая работает на угле в отличие от РУСАЛа] и вывести свою. Но в это же время ты полностью гробишь угольную генерацию… Самое страшное — это обманывать людей, в Сибири проблемы с СО2 нет. Угольная генерация выбрасывает 5% СО2, а таежные леса Сибири поглощают», — заявил Тулеев в кулуарах Красноярского экономического форума (цитата по RNS).

По данным, которые приводил губернатор Кемеровской области, после введения «налога на углекислый газ» цена на электроэнергию и тепло в России может вырасти в 2,7 раза.

В общем, если подытожить идею налога на CO2, то главным страдальцем от его введения очевидно станет угольная промышленность, угольная электрогенерация и теплоснабжение. Другими словами, как только в любой точке мира речь заходит о сборе на углекислый газ, то стоит покрутить головой в поисках конкурентов угля, будь то газ, возобновляемые источники энергии или гидроэлектростанции. Просто уголь при сжигании дает намного больше выбросов CO2, и на этом можно поиграть.

Но если резко сократить использование угля, например через налогоблажение, то цены на энергию и тепло однозначно вырастут. А это приведёт к росту расходов как домохозяйств, так и бизнеса. Последнее и вызвало недовольство Шохина.

«Таёжные леса Сибири»

SULARU не припомнит ни одного случая критики роста экологических сборов любого рода, когда в качестве контраргументов не упоминалось что-то из четырёх: замедление экономического роста, ускорение роста потребительских цен, таёжные леса Сибири и невыбранные квоты России на выбросы CO2.

Про бессмысленность экономического роста в разрезе изменения ВВП SULARU говорило не раз. В нашем случае можно ещё раз напомнить, что никто в мире считать ВВП не умеет от слова "вовсе". Согласно альтернативным подсчетам, сокращение использования того же угля приводит не к падению темпов экономического роста, а к его ускорению за счёт сокращения экологического вреда и роста национального здоровья.

Эту мысль ещё проще объяснить на примере потребительских цен. Когда располагаемые доходы россиян падают со всеми вытекающими последствиями, то бизнесу просто спекулировать на «вынужденном изменении цен». Да, разгон инфляции в силу введения почти любых новых налогов, как показало повышение НДС с 1 января, действительно происходит.

Но если рост НДС - чистое повышение фискальной нагрузки, то введение налога на углекислый газ может и должно вести как к снижению счетов на лекарства, так и к увеличению продолжительности жизни. Никто не спекулирует на этих очевидных последствиях, хотя возможность подышать чистым воздухом еще год-другой перед отправкой на тот свет имеет определенную ценность для большинства людей.

Когда Тулеев говорит о том, что выбросы СО2 от сжигания угля в России полностью поглощаются таёжными лесами Сибири, то он, весьма вероятно, прав. Поглощаются если не полностью, то в очень значительной степени. Только становится ли от этого факта проще городам России, где и проживает большинство граждан? Прежде чем поглотиться загородными лесами, вредные выбросы, сопровождающие выделение CO2 в атмосферу, вполне себе успевают поглотиться лёгкими жителей многочисленных экологически неблагоприятных городов.

Теория антропогенного воздействия на климат не поддерживается всеми учеными. Но это и непринципиально. Парижское соглашение Россия подписала и собирается исполнять. Как говорил президент РФ Владимир Путин: «Более того, Россия взяла на себя обязательства сократить выбросы на 25-30% от уровня 90-го года». Кстати, президент тогда же подчеркнул огромное влияние на потепление в Арктике сажи, которая образуется при сжигании углеродного топлива.

В любом случае, России согласно упомянутым обязательствам ничего делать не нужно. В результате деиндустриализации выбросы в РФ уже сократились на 40% к уровню 1990 года. На этот факт противники налога на CO2 указывают достаточно часто. Пожалуй, это единственный стоящий аргумент против конкретного налога, но не против необходимости немедленно принимать меры по улучшению экологии, особенно в городах.

Экологический сбор

Будет введён налог на углекислый газ, не будет - никакого большого значения не имеет. Кстати, Чубайс, когда предлагал введение нового сбора, говорил «о символическом размере налога». То есть человек действительно в этот раз не думал о росте тарифов на электричество, а говорил о перспективах. Гораздо важнее сейчас определиться с принципами ввода любого рода экологических сборов.

В теории такие сборы должны или компенсировать экологический вред (платит «загрязнитель», а не потребитель), или стимулировать экологически ответственное поведение, включая раздельный сбор мусора, сокращение потребления пластика, уменьшение выбросов выхлопных газов у транспорта и так далее.

Однако сейчас любые налоговые изменения воспринимаются не как путь к более качественной среде проживания, а как путь к «похудению» кошелька в результате мусорной реформы, ввода налога на утилизацию и иже с ними. То есть граждане и бизнес воспринимают нововведения как тему «фискальной жадности» государства, а не как заботу об экологии страны.

И вот эту проблему надо решать любыми средствами: от реального моратория на глупые изменения вроде возможной отмены срока давности по налоговым преступлениям до обычной аналитической работы правительственных экспертов. Последние должны показать, как уже упоминалось выше, выгоду каждого человека от экологических преобразований на национальном или региональном уровне.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail