SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Росстат расписался в невозможности точно посчитать производительность

Рост производительности труда — ключевой показатель развития экономики. Росстат провел расчеты по двум новым методикам оценки производительности, предложенных Минэкономразвития и самой статслужбой. Обе методики несовершенны, но сейчас являются «наименьшим злом», решил научный совет Росстата. Выбор предстоит сделать правительству РФ.

Росстат расписался в невозможности точно посчитать производительность
фото: pixabay

Нехватка информации и особенности хозяйственной деятельности в России мешают оценить реальную динамику производительности труда, пишет РБК. На заседании научно-методологического совета Росстата 1 июля был представлен анализ проблем расчёта по новой методике.

Достижение к 2024 году темпов роста производительности труда не менее 5% на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей (БНО) зафиксировано в майском указе президента России. Для мониторинга исполнения поручения Минэкономразвития РФ предложило новую методику.

Пока предложение министерства не утвердило правительство, свой вариант методики расчета показателя представил сам Росстат. Статистическая служба отметила недостатки в обеих методиках, признавая их неизбежность. Но они в настоящий момент являются «наименьшим злом».

«Никто у Росстата с ножом у горла не стоял и не заставлял нас утверждать эту методику. Она является наименьшим злом в сложившихся обстоятельствах и с учетом оперативности, с которой нужно подготовить данные для расчета KPI губернаторов», — заявил замруководителя ведомства Сергей Егоренко.

Все недостатки методик и обсуждаемые вопросы аккуратности расчётов актуальны не только для российской статистики.

«Эти проблемы существуют во всем мире», — подчеркнула замруководителя Росстата Ирина Масакова, с которой сложно не согласиться.

Росстат уже рассчитал по своей методике индекс производительности труда в БНО. В целом по экономике показатель выглядит правдиво, отметила Масакова, но результаты по федеральным округам и регионам сомнительны.

Индекс производительности вырос на 4,3% в 2018 году, в том числе:
- в Центральном федеральном округе — на 6,8%;
- в Северо-Западном — на 4,2%;
- в Уральском федеральном округе — на 9%.

«Рост 9% за один год [в УФО] — это нереально. Если посмотреть динамику по субъектам, то становится еще краше: прямо впереди планеты всей», — поиронизировала Масакова.

Проблемы методологии

По методике Минэкономразвития, оптовая торговля в целом относится к базовым несырьевым отраслям. Однако в нее входит значительная доля торговли сырьевыми товарами. Так оптовая торговля газом занимает 22% в общем обороте, уточнила замглавы Росстата Марина Сабельникова.

Доля базовых несырьевых отраслей в общем выпуске существенно различается в разных регионах. Так, в Ненецком автономном округе она составляет 20%, в Липецкой области — 80%.

«Конечно, это повлияет на соотношение индекса производительности труда в базовых несырьевых отраслях и сравнение с индексом производительности труда по экономике в целом», — отметила Масакова.

По её словам, проблема корректности первичной информации усугубляется тем, что предприятия вносят «в катастрофических масштабах» правки и уточняют показатели. Практически 70% предприятий промышленности вносит изменения в свои первоначальные данные. Проблема вызвана тем, что юрлица вынуждены предоставлять статистические отчеты еще до того, как подвели бухгалтерскую отчетность.

Не меньшую проблему создают работники, привлекаемые по временным контрактам или вахтовым методом. Такая схема хозяйственной деятельности отражается на статистике, и зачастую региональные показатели производства и трудовых затрат не соответствуют друг другу.

«Нанимая сотрудников на стороне, предприятия увеличивают промежуточное потребление (закупки ресурсов для выпуска продукции), сокращают добавленную стоимость (разница между выпуском и промежуточным потреблением), чтобы меньше платить налоги… Мы очень часто наблюдаем минимальные результаты при больших затратах труда. Или наоборот, результаты производства исчисляются миллиардами, а затрат труда нет», - отметила Масакова.

Расхождения могут формироваться из-за того, что вахтовики нередко официально числятся в головной компании. Масакова привела пример: «Газ и нефть добывают в Тюмени, а рабочие зарегистрированы в Ростове или Омске». Также бывает, что один сотрудник задействован на нескольких видах деятельности, что особенно характерно для сферы транспорта. Для устранения расхождений теоретически нужно ввести дополнительную отчетность, но это лишняя нагрузка на бизнес.

Кроме того, предприятия «в колоссальных масштабах» объединяются в группы, которые не оформлены юридически, а подчиняются внутренним непубличным соглашениям, отметила замруководителя Росстата. При этом у групп общая система ценообразования, политика использования труда и капитала. Статистическая служба Евросоюза для этого использует понятие «экономическая единица» — совокупность юрлиц, которые выстраивают единую ценовую, кадровую, финансовую и инвестиционную политику.

Сопоставление с другими странами

РБК уделил этому вопросу всего один абзац, поэтому SULARU считает своим долгом тему расширить. В Росстате абсолютно правы, когда утверждают, что сопоставления производительности труда в России и других странах некорректны.

«В России другая оплата труда. Производительность одного учителя в равных условиях в России и за рубежом разная, потому что зарплата отличается в разы. То же самое в других отраслях. [Для сравнения] нужно использовать единую систему ценообразования», — пояснила Масакова.

С другой стороны, отказаться от сравнения невозможно по следующему аргументу, который приводил один латвийский бизнесмен:

«Я выпускаю хорошую трикотажную майку на современнейшем оборудовании и продаю её в Италию за €4 евро. Находчивый итальянец наклеивает на неё торговую марку и продает по миру за $55. Формально его эффективность зашкаливает. Она в сотни раз выше моей".

Так и в России, наша продукция пока стоит дёшево, и надо прилагать интеллект для роста её стоимости. Тогда будет расти и производительность труда, которая вычисляется по простой формуле: ПТ = выпуск продукции /затраченное время (выпуск продукции в единицу времени)

Но то, о чём говорит Росстат, действительно является важной проблемой: стоимость довольно однотипной продукции (у Росстата - обучение детей) и фонд оплаты труда (зарплаты учителей) на её производство может отличаться в разных странах в разы. Для сравнения нужна некая непротиворечивая формула перевода одного в другое (система ценообразования).

О чём умалчивает Росстат, так это о том, что подобные сложности встречаются не только в оценке производительности труда, но и расчёте других макропоказателей. Самым ярким примером является сравнение ВВП разных стран, да и просто некорректные расчёты ВВП в любой стране мира. Это достаточно не правильно, когда статистика видит однотипную проблему при расчёте одного показателя и совершенно упускает её из виду при оценке другого.

Данные налоговой службы

Ключевое нововведение в новых методиках оценки производительности труда — опора на данные Федеральной налоговой службы (ФНС). Они точнее, чем статистические формы отчетности, и предполагается, что оценка станет достовернее.

Но в Росстате отмечают недостаточность информации и у ФНС. Так предприятия нередко учитываются в налоговой службе по заявленному виду деятельности, который не всегда соответствует фактическому, что наиболее характерно для малого бизнеса, отметила Масакова.

Налоговая, по её мнению, не располагает достаточной информацией о многотерриториальных предприятиях, потому что налоговый учет не предполагает бухгалтерской отчетности по территориально обособленным подразделениям. Кроме того, качество реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), который ведет ФНС, «оставляет желать лучшего».

«По правилам налоговой, в круг малого бизнеса попадают крупные и средние предприятия на стадии реорганизации. Это очень серьезно мешает нам определить генеральную совокупность малых предприятий и определить предприятия, которые мы должны обследовать на выборочной основе. Если крупное и среднее предприятия попали в малые и ушли от нашего взора, то, естественно, не зная об этом, мы можем недосчитать существенные объемы», — сказала Масакова.

Критические комментарии

На сегодня нет данных о нарушениях при включении в реестр МСП, возразил глава Корпорации МСП Александр Браверман.

«По вопросу попадания в реестр субъектов МСП несубъекта по каждому конкретному случаю надо проводить проверку силами ФНС, Минэкономразвития, Корпорации МСП и Генпрокуратуры, по итогам которых принимать меры… До середины 2016 года реестра малого и среднего предпринимательства [и вовсе] было. Субсидия субъектам МСП раздавалась в никуда. Контроля также не было», — сказал он РБК.

В ФНС рассказали РБК, что обладают всей необходимой информацией о многотерриториальных предприятиях. Для того чтобы получить условно исчисленную добавленную стоимость в разрезе обособленных подразделений, ФНС обращается к реквизитному составу счетов-фактур, которые в 100%-м объеме включены в налоговую отчетность.

«При распределении прибыли по обособленным подразделениям в налоговом учете используются среднесписочная численность работников (или расходы на оплату труда) и остаточная стоимость амортизируемого имущества. Среднеарифметическое удельного веса приведенных показателей [включая добавленную стоимость] в совокупном объеме показателей в целом по налогоплательщику определяет долю и, соответственно, сумму уплаты налога в региональный бюджет конкретного обособленного подразделения. Именно такой принцип для определения роста производительности труда в регионах заложен и в методику расчета производительности труда, утвержденную Минэкономразвития России», — поумничали в ФНС.

Там также отметили, что реестр субъектов малого и среднего бизнеса ведется автоматически. Что касается сведений о кодах по ОКВЭД (вид деятельности), то они вносятся в ЕГРЮЛ в заявительном порядке.

«Для целей налогового администрирования информация о виде экономической деятельности используется ограниченно и направляется налоговыми органами в Росстат и иные органы для использования в целях статистического наблюдения», — говорится в ответе ФНС.

Наконец, подчёркивают в ФНС, реестр субъектов МСП «ведется в точном соответствии с действующим законодательством и пенять на качество реестра абсолютно не корректно». Отдельного порядка внесения сведений в реестр МСП и исключение из него таких сведений федеральным законом не предусмотрено.

Дамы и господа, услышьте друг друга!

В России приверженность корпоративным или ведомственным интересам вместо заботы об общих интересах настолько велика, что люди зачастую просто друг друга не слышат. Да, по мнению SULARU, многие сложности Росстата яйца выеденного не стоят. Например, если оптовая торговля газом занимает 22% в общем обороте оптовой торговли, так не учитывайте её и всё тут. Если вы смогли её вклад вычленить, то и отнять не совсем сложно.

А упоминание о росте промежуточного потребления, дополненное информацией о падении добавленной стоимости при сохранени объема выпуска - это вообще нонсенс для человека с экономическим образованием. Это приблизительно похоже на заявление: "Если из стакана вылить часть воды, то воды в нем станет меньше, хотя сам стакан останется целым". Серьёзно? Это какое-то прорывное научное открытие?

Однако позиция критиков несколько раздражает. Так ФНС, это автор утверждает как экономист, «отбазарилось» в духе, что у нас все прекрасно, мы всё умеем и действуем только в рамках Закона (а разве это не норма для федеральной службы?). В своём ответе налоговики попеняли на безграмотность статистиков, которые не разбираются в бухгалтерском учёте.

Но вместо понятного объяснения, что Росстат не всегда корректно понимает работу налоговой службы, в ответе присутствует зубодробительный для неспециалиста и избыточный ответ о принципах расчета производительности труда. Но если у Росстата нет практики массового использования налоговых данных, то откуда у его работников (без должной консультации ради общего дела) возьмётся соответствующее понимание?

То же самое касается возражения главы Корпорации МСП Александра Бравермана. Даже если Росстат ошибается (пробелы в анализе МСП действительно есть), и раньше было ещё хуже из-за полного отсутствия реестра, то надо просто помочь статистикам. Можно сесть, поговорить и разобраться, а не кидаться в друг друга упрёками.

Разобраться ради России, как бы высокопарно это не звучало. Очевидный факт, что многочисленные ошибки статистики бьют по кошельку граждан, известен всем, кроме тех, кто может и должен помочь.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail