SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Алкоголь разрешат покупать по электронному паспорту

Вроде какой пустяк. Но этот малый эксперимент должен подтвердить готовность Российской Федерации к переходу на новую фазу развития электронного государства с оказанием социальных суперсервисов и управлением на базе цифровых кейсов.

Алкоголь разрешат покупать по электронному паспорту
фото: pixabay

Вице-премьер России Максим Акимов, говоря о внедрении электронных паспортов для россиян, отметил, что виртуальный документ призван повысить защищенность граждан перед мошенниками и предоставить удобные пользовательские сервисы.

«В паспорте будет два компонента: карта с чипом и приложение на мобильном устройстве. Важен не сам цифровой паспорт, а то, какие сервисы он будет обеспечивать, на какой уровень поднимет безопасность. […] Думаю, эксперимент в Москве начнем в первой половине 2020 года.», - сообщил вице-премьер в интервью "Известиям".

По его словам, эксперимент по внедрению виртуального документа в начале будет распространен на услуги, где нет юридически значимых операций.

«При покупке алкогольной или табачной продукции вместо бумажного паспорта можно будет предъявить мобильное приложение. Мы поймем уровень попыток совершения мошенничества с использованием приложения, оценим его взламываемость», - сказал Акимов.

Чтобы блокировать продажу алкоголя людям с сильным алкогольным опьянением или находящимся за рулем нужно решить скорее не технические , а юридические вопросы. Технически можно устанавливать в будущем какие-нибудь считывающие устройства.

«Либо тачскрины для считывания отпечатков, либо [устройства] с технологией распознавания лиц, что законодательно очень непросто», - уточнил вице-премьер.

По его мнению, системы слежения за состоянием водителя с помощью технологии распознавания лиц, возможно, станут обязательными в России в течение ближайших лет, если удастся преодолеть юридические препоны.

«Это довольно зрелые технологии, мы недалеко находимся от этого… Я сам тестировал эти системы как водитель. В общественных перевозках, перевозках детей, при движении грузового транспорта это совершенно необходимо, и надо в эту сторону двигаться. В цене технологии Россия тут тоже лидер», - подчеркнул вице-премьер.

Большая картина

Люди по всему миру обеспокоены широким внедрением систем распознания лиц. Беспокойство прежде всего связано со страхом перед приходом «Большого Брата». На ВЭФ-2019 Акимов сделал любопытное замечание о наступившей реальности, когда крупные компании знают о гражданах больше, чем власть.

«Это реальность, которая наступила и требует изменения моделей государственного поведения, управления по двум главным направлениям. Первое: рост доверия, когда государство становится платформой, а граждане –– клиентами. Ты становишься либо платформой, либо частью чужой платформы. […] Второе: люди не пойдут за тобой, если ты не будешь давать современный качественный продукт. Я не совсем полно описываю этот мир, когда говорю в терминах продаж - «продукт», «клиент», но мир очень изменился», - заявил Акимов.

Поэтому у государства нет другого выхода, кроме как стать конкурентом крупнейших транснациональных IT-корпораций. Те страны, которые не смогут трансформироваться, выпадут из будущего. Есть страны, которые точно способны на это. К ним относится Россия - один из глобальных технологических лидеров.

Суперсервисы

Россия - мировой лидер по цифровому государству. Национальный сайт госуслуг является самым посещаемый в мире среди аналогов. Через единую систему обмена информации между госорганами ежесуточно проходит несколько сотен миллионов трансакций. Теперь государству предстоит перевести это в новую технологическую и социальную фазу.

«Мы всегда говорили про госуслуги, а сейчас уже говорим про жизненные ситуации. […] С ноября запускаем в тестовом режиме «Оформление европротокола онлайн»: два смартфона, два автовладельца, несколько минут и участники ДТП разъехались. Всё онлайн. То же самое будет в разных ситуациях - от поступления в ВУЗ до моментов, связанных с появлением нового члена семьи», - описывает изменения Акимов.

По его словам, у правительства уже есть понимание, как технологически сделать гораздо более сложную вещь – построить управление государством на цифровых кейсах. Например, какой режим работы детского сада и общественного транспорта лучше организовать, исходя из анализов маршрутов родителей на работу в конкретном микрорайоне путем сбора данных об их перемещениях.

Цифровые кейсы могут подсказать, как изменить систему социальной поддержки, исходя из реальной модели доходов людей и уровня бедности. Очень важно, считает Акимов, чтобы федеральные и региональные власти двигались к этой повестке.

Писать законы круглосуточно

Насколько сократится государственный административный аппарат с введением электронных паспортов, говорить пока рано, считает Акимов.

«Мы всё время бежим по двум дорожкам с разной скоростью. С одной стороны, мир усложняется, появляются невиданные отрасли, которыми тоже надо заниматься [чиновникам]. С другой стороны, эти технологии позволяют избавиться от рутинного труда, но люди необходимы в других местах. Мир становится значительно сложнее. Главное сейчас, чтобы сокращалось количество прямых контактов между чиновниками и гражданами, время в очередях, взятки и поборы», - рассуждает вице-премьер.

Но ещё более остро стоит вопрос с законотворчеством. Изменение законодательства не успевает за изменением окружающей реальности.

«Не успевает – и это самая большая наша проблема. У нас законодательство построено на тотальном описании жизни нормами и регуляторикой: мы семантически, смыслами, пытаемся описать всё, как оно должно быть, любую вещь, любую работу, от первого вздоха до гробовой доски всё надо отрегулировать… Но такая в хорошем смысле комплексность нас тормозит», - объясняет Акимов.

По его мнению, если заставить чиновников писать законы круглосуточно, то они всё равно не смогут идти в ногу со временем. В такой ситуации исполнительной и законодательной власти нужно брать на себя только наиболее чувствительные для общества моменты. Например, очень важно регулировать оборот персональных данных. Это один из двух центральных сюжетов XXI века. Второй, считает вице-премьер, - это экология.

Телега и лошадь

Упомянутая Акимовым единая система обмена информации имеет вполне себе бюрократическое название СМЭВ. Когда мы её упоминали, описывая небанальное предложение первого вице-премьера Игоря Шувалова сделать сбор налогов частично платным, то работу Минкомсвязи в этой области в целом оценивали успешно:

«[…] СМЭВ (система межведомственного электронного взаимодействия)? Я уже забыл, когда первый раз о ней услышал. Она ведь должна обеспечить получение услуги по принципу «одного окна» и отсечь любое хождение от ведомства к ведомству. Работа идёт неторопливо, но успешно», - говорил наш эксперт.

Теперь Акимов говорит о переходе на принципиально уровень цифровой трансформации, который позволит творить чудесные вещи для повышения эффективности госуправления. Нет особых сомнений, что дальнейшая цифровизация будет идти в России довольно быстро и успешно. А электронный паспорт станет одним из инструментов контроля и учёта опережающей эффективности государства в работе с гражданами.

Однако SULARU почти до обморока пугает философский вопрос о телеге и лошади. Что лучше поставить вперёд: идею умного государства или идею всепроникающих цифровых госуслуг? Российские государственные мужи обычно не разделяют принципы работы (модель) и надстройку (электронные сервисы), то есть само управление и его автоматизацию.

Кстати, они далеко не одиноки в своём заблуждении. Многие отечественные промышленники также зачастую не могут отделить логическую и математическую модель управления производством от популярной японской концепции «Кайдзен», что, вероятно, указывает на некую системную ошибку в экономическом образовании.

Возьмём также пример с детским садом и общественным транспортом. Он любопытен хотя бы тем, что в странах-родоначальниках «умного правительства» тоже начинали с «автобусов». Чиновники хотели построить комфортную транспортную сеть, которая радует местных жителей и способствует процветанию муниципалитетов.

Однако в силу определенной недоразвитости компьютеров (не умели в 1980-х анализировать «большие данные» ради создания комфортных мегаполисов), опрашивали жителей: где нужны остановки, какие интервалы движения являются оптимальными, какие дороги требуют модернизации и так далее. То есть вовлекали главных интересантов в решение ключевых местных вопросов.

И, самое главное, граждане могли выражать своё мнение по ещё одному принципиальному вопросу. Они могли выбрать альтернативное направление использование бюджетных денег для создания общественных благ. Например, они могли сказать, что сейчас актуальнее не расширить транспортную сеть, а построить новый детский сад, так как старый требует ремонта.

В России расходы жёстко контролируются даже на уровне госкомпаний, не говоря уже о муниципалитетах или регионах. То есть местные власти не могут оперативно распоряжаться деньгами «нецелевым образом»: заложена в годовом бюджете сумма на закупку нового автобуса - берите и не жалуйтесь. Чиновники на местах не так редко даже чихнуть бояться, настолько всё забюрократизировано. С другой стороны, это препятствует ещё большей коррупции.

Заключение

Купить алкоголь по электронному паспорту - точно нельзя назвать достижением. Важнее решить принципиальный вопрос, с какого возраста его вообще покупать можно.

Оцифровать весь госаппарат при должном финансировании, как показал опыт СМЭВ, вполне реализуемая задача. Но гораздо важнее повысить грамотность госуправления.

Повсеместно внедрить распознание лиц более чем возможно. Но снять страхи граждан о проникновении искусственного интеллекта во все сферы жизни и принять этические принципы его применения - архиважные задачи.

Другими словами, Акимов отлично описал возможные прикладные последствия дальнейшей цифровизации государства. Он дал, по мнению SULARU, интересную оценку её необходимости. Но никто из членов правительства никогда не давал ответа на главный вопрос: «Как цифровизация ускорит изменение существующего общественного договора в сторону стимулирования оптимизма нации и её позитивных ожиданий?». Возможно, пора изменить целеполагание от внедрения "чудес" к внедрению "принципов".

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail