SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

ООН запоздало бьёт тревогу о судьбе мировой торговли бананами

Плесневый грибок фузариум (штамм TR4) добрался до Латинской Америки. А значит де-факто реализовался худший сценарий для мирового бананового экспорта. В ФАО ООН утверждают, что требуются «чрезвычайные меры» для защиты «любимого фрукта» и международной торговли. Но такие меры требовались с 1990-х, не так ли?

ООН запоздало бьёт тревогу о судьбе мировой торговли бананами
фото: pixabay

Бананы, которые для многих людей являются «фруктом №1» (ред. - банан является ягодой), произрастают в 135 странах. Но далеко не везде они культивируются в промышленных масштабах, пишет Служба новостей ООН. Основные регионы, где выращивание бананов стало одним из главных видов хозяйственной деятельности, - экваториальная Африка, Южная Азия и Латинская Америка.

Существует более 1000 разновидностей бананов. Наиболее распространенным является сладкий сорт Кавендиш. Именно его судьба беспокоит ученых. Плесневый грибок «фузариум, штамм TR4», впервые обнаруженный в Юго-Восточной Азии в 1990-х годах, добрался до Латинской Америки.

Что делать?

По заявлениям специалистов Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), если грибок попадает в землю, вывести его практически невозможно. Главный способ борьбы – не дать эпидемии распространиться.

Эксперты подсчитали, что если не принять мер, то к 2040 году штамм поразит свыше 1,5 млн гектаров банановых насаждений – одну шестую мирового производства. Экономические потери в таком случае могут составить до $10 млрд.

Чтобы остановить «путешествие грибка», ФАО вместе с партнерами запустила два года назад глобальную программу с бюджетом в $98 млн. Настало время использовать средства специального фонда и в Латинской Америке, так как штамм TR4 был недавно обнаружен в Колумбии.

На 175 гектарах плантаций был введен карантин. Колумбия не является крупнейшим мировым производителем бананов, но она граничит с Эквадором, где бананы – одна из важнейших статей экспорта.

Для ограничения распространения заболевания есть целый ряд средств, включая осуществление фитосанитарных и профилактических мер, создание соответствующей нормативно-правовой базы или даже широкое информирование фермеров об угрозе. Именно этим сейчас экстренно занимаются сотрудники ФАО в регионе.

На международном уровне ФАО создает глобальную сеть по борьбе TR4 в рамках Всемирного бананового форума. Кроме того, сотрудники Международной конвенции по защите растений, секретариат которой находится в ФАО, провели в Колумбии семинар для экспертов по вопросам здоровья растений из 16 стран региона.

В ФАО надеются, что принятые вовремя меры (ред. - это прекрасная шутка) позволят сохранить любимое лакомство многих жителей планеты. Бананы к тому же полезны, ведь их регулярное употребление помогает регулировать кровяное давление и улучшает работу сердца, благодаря высокому содержанию калия.

«Моментальная реакция»

SULARU напомнит, что Ассоциация импортёров плодоовощной продукции писала 1 августа 2018 года, что около 100 специалистов бананового сектора посетили Международный конгресс патологий растений (ICPP), который прошел 28 июля в Бостоне. Главным вопросом на повестке дня стала борьба со штаммом TR4 фузариозного увядания бананов.

«Мероприятие стало первой международной площадкой для обмена знаниями по этому вопросу. С докладами по результатам исследований средств борьбы со штаммом TR4 фузариозного увядания бананов выступили 15 научных сотрудников. Всего в мероприятии приняли участие около 100 человек», - сказал представитель организаторов ICPP.

Чтобы понять иронию момента, нужно прояснить историю четвёртой мутации фузариума. Впервые её зафиксировали в 1994 году на Тайване - одном из центров международной торговли. Плантаций «Кавендиша» на острове больше нет. Оттуда грибок перебрался в Индонезию и Малайзию с соответствующими последствиями. В 1997 он уже на Севере Австралии, где «значительно уменьшил производство бананов». В 2000 году грибок обнаружен на Филиппинах.

Большое путешествие грибка (кстати, безвреден для человека, но фатален для «Кавендиша») началось. В 2013 году он был обнаружен в Африка, в 2014 году - на Ближнем Востоке, а в 2018 году - в Мьянме. Сейчас вся Юго-Восточная Азия плотно накрыта болезнью. Если посмотреть на карту, то получится условное движение против часовой стрелки в Восточном полушарии Земли.

И только в июле 2018 года в Западном полушарии проходит ICPP, которое якобы стало первой международной площадкой для обмена знаниями по этому вопросу. Ну да, жизни в Восточном полушарии для практичных американцев как-будто нет. Штаб-квартира ООН также расположена в Западном полушарии. Наверное, поэтому там забили настоящую тревогу осенью 2019 года, когда грибок почти добрался до Эквадора - сердца мировой банановой торговли (не производства).

«Плохое становится худшим»

19 ноября 2015 года Международная команда учёных (справедливости ради заметим, что кроме прочих в ней участвовали представители США) закончили анализ данных и представила доклад о заболеваниях современных бананов под названием «Плохое становится худшим: Бананы и Панамская болезнь - когда растение и клоны патогенов встречаются».

Вывод их работы прост - как только грибок доберётся до Латинской Америки, то «Кавендишу» настанет «кирдык», так как этот сорт бананов не имеет генетической устойчивости к штамму TR4 фузариозного увядания бананов. При этом они задавались логичным вопросом: «А почему нам поручают изучить вопрос в 2015 году, когда тревогу нужно было бить уже в 1995 году, когда плантации на Тайване выглядели хуже, чем после пожара?» Но обо всём по порядку.

Бананы: происхождение и распространение

Банан является самым популярным представителем плодово-ягодной продукции в мире. Он входит в десятку лучших продовольственных товаров для стран Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки. Примечательно, что урожай в основном производится мелкими фермерами (как в России картофель до определенного момента).

При этом 85% мирового производства предназначается для местных рынков, и только 15% приходится на международную торговлю. Более двух третей всей торговли представлено различными подвидами сорта «Кавендиш». Среди торговли десертными бананами «Кавендиш» имеет долю более 90%. В Латинской Америке выращивается более 85% мирового экспорта бананов.

Бананы были «одомашнены» на Индо-Малайском архипелаге около 15 тыс. лет назад. Большинство всех съедобных сортов, разработанных в результате специфической (меж- и внутри-) гибридизации, два вида (Musa acuminata и Musa balbisiana) утратили семена. Бананы стали стерильными.

Несмотря на изначально богатое генетическое и фенотипическое разнообразие, лишь несколько сортов со временем превратились в товар международной торговли – в виде десертных бананов (например, подвиды «Кавендиша») или в качестве основного продукта питания для приготовления пищи (например, для жарки).

В настоящее время бананы широко выращиваются в (суб) тропиках и потребляются почти во всех странах мира. Съедобные бананы исторически размножаются корневищами. Но в 1970-х годах появилась технология микроклонального размножения растений, что дополнительно облегчило распространение генетически идентичных растений.

Однако типичная уязвимость подобных монокультур к болезням имеет свою печальную историю. Так в 1876 году в Австралии была зарегистрирована первая болезнь увядания бананов. В 1890 году она была замечена на плантациях сорта «Гро-мишель» в Коста-Рике и Панаме. Болезнь разрослась до крупных эпидемий в 1900-х годах.

Размах эпидемий до сих пор признаётся одним из худших в мировой сельскохозяйственной истории. Шок от необъяснимой «кары божьей» дал заболеванию разговорное название - «Панамская болезнь». И только в 1910 году была определена причина - на Кубе в почве был найден грибок Fusarium oxysporum f.sp. cubense (фузариум). Все остальные штаммы грибка берут начало от него.

Но нахождения грибка не помогло. К 1920-м болезнь добралась до Гондураса - крупнейшего мирового экспортёра бананов «Гро-мишель». В 1930-х в США становится популярна песенка «Yes, We Have No Bananas» («Да, нет у нас бананов»), которая символизирует глобальный дефицит ягоды.

К 1960-м плантаций Гро-мишель (сорт известен как минимум с конца XVIII века), некогда наиболее распространенного вида бананов для международной торговли, в мире не осталось. Кстати, этот сорт был крупнее, слаще и значительно вкуснее «Кавендиша» (по дегустационным оценкам экспертов и потребителей того времени).

Но «Кавендиш» - тоже очень старый сорт середины XIX века (вывел граф Кавендиш в оранжерее в Великобритании) - имел преимущество, так как продемонстрировал устойчивость к первому штамму фузариума. Через век мутаций грибка такая устойчивость была утрачена. Сейчас многочисленные учёные прежде всего Восточного полушария пробуют вывести новые сорта бананов.

Что дальше?

Упомянутый фонд ФАО, запущенный два года назад, предназначается преимущественно не для защиты действующих плантаций бананов. Это в целом очень правильно, так как остановить фузариум, к сожалению, невозможно. Можно только несколько замедлить его распространение различными фитосанитарными мерами.

Пока болезнь не добралась до Западного полушария, деньги на защиту банановых плантаций практически не тратились. Все они были направлены на финансирование селекционной работы для выведения нового устойчивого сорта бананов. Изначально казалось, что новые технологии позволят добиться быстрого успеха.

Однако несмотря на прорыв в селекционной работе в XXI веке с бананами что-то не заладилось. Селекционеров пока не устраивает ни малая сладость, ни странный внешний вид (по цвету и размеру), ни низкая транспортабельность (важна для коммерческого сорта).

Заметные успехи наблюдались на фоне генной модификации сорта «Кавендиш». Но продукция генной инженерии в подавляющем большинстве стран или запрещена или не пользуется доверием потребителей (вспомните популярную надпись на этикетке - «без ГМО»). Поэтому судьба международной торговли бананами пока остаётся неопределенной.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail