SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Российская экономика 2019. I квартал

В каждом месяце первого квартала 2019 года происходило что-то определяющее тенденции всего года. В январе правительство РФ решилось окончательно перейти на управление по целям. В феврале Росстат изменил оценку ВВП. В марте президент России заменил систему оценки эффективности работы региональных властей.

Российская экономика 2019. I квартал
фото: pixabay

Прошлый год SULARU "открыло" большой переводной статьёй «О чем на самом деле говорят европейцы, когда говорят о Brexit». События в Британии были, пожалуй, в тройке самых значительных тем глобальной экономики на протяжении всего 2019 года наряду с торговым спором между США и всем остальным миром и тектоническим сдвигом в экономических политиках большинства стран мира.

На самом деле тройку важнейших мировых событий можно объединить всего одним словом - неопределенность. Именно оно стало главным словом ушедшего года. Неопределенность в экономическом смысле означает повышение вероятности наступления неожиданных событий в силу довольно непредсказуемого поведения хозяйствующих субъектов.

В переводе на нормальный язык - в 2019 году росла вероятность того, что всё пойдёт в разнос. На этом фоне Россия была одной из стран, которую бурные воды неопределенности в целом обошли стороной. Но радости от такой стабильности россияне не испытывали. Наоборот, согласно социологическим исследованиям, доля граждан, требующих решительных перемен, достигла рекордных 59%.

Январь

В январе первый вице-премьер Антон Силуанов дал интервью газете «Коммерсантъ», в котором рассказал о том, ЧТО стоит считать результатом работы экономического блока правительства. Если кратко, то главным достижениями были названы макроэкономическая стабильность и беспрецедентная системность работы правительства.

«Так четко и системно наша работа строится, пожалуй, впервые», - уверенно заявил Силуанов.

Отвечая на вопрос о сильных и слабых сторонах правительства, вице-премьер отметил высокий профессионализм экономического блока, который он возглавляет. По его мнению, ещё одним важным достижением стало исчезновение противоречий между Минфином и Минэкономразвития. Про слабые стороны и риски для экономики первый заместитель Дмитрия Медведева упомянуть просто забыл.

Главное заявление Силуанова касалось планов на 2019 года. Он не сомневался, что граждане должны почувствовать изменения к лучшему в ближайшее время по той простой причине, что именно так ставят задачу президент и председатель правительства. Этот оптимистичный подход - президент Владимир Путин сказал и поэтому всё автоматический сбудется - будет преследовать работу правительства в течение всего пошлого года.

Однако не будем строго критиковать оптимизм Силуанова, а заметим только одно: путая результат и старание, вице-премьер попал своим прогнозом пальцем в небо. Никаких существенных изменений к лучшему 2019 год, как SULARU показало в первых двух статьях об экономических итогах ушедшего года, не принёс:
- макростабильность обернулась тормозом для экономического роста;
- системность работы привела к отсутствию консенсуса «что делать [дальше]?»

В конце января, усиливая системность работы правительства, Дмитрий Медведев закрепил между своими замами персональную ответственность - ввёл ключевые показатели эффективности (целевые индикаторы) - за прорыв по отдельным направлениям социально-экономического развития страны. Например, для первого вице-премьера и министра финансов Антона Силуанова в показатели были включены темпы роста ВВП, объем несырьевого экспорта, численность занятых в сегменте малого и среднего бизнеса, производительность труда в базовых несырьевых отраслях.

Возможно, стоит напомнить, что концепция «управления по целям», придуманная господином Друкером в XX веке, несёт не только возможности, но и риски для управленцев самого высокого звена. Главных риска, пожалуй, три: ложное целеполагание приводит к работе над сомнительными задачами, избыточное количество индикаторов сильно усложняет процесс проектного управления, а чрезмерный контроль подавляет творческий подход.

В более простом и прикладном варианте три главных риска можно изложить так:
бежим не в ту сторону, несём слишком большой груз и подумать головой некогда. Кстати, когда в 50-х годах XX века экономист и маркетолог Питер Друкер (1909-2005) придумывал свою доктрину, то он и представить не мог, что в конце жизни заявит о результатах применения своих идей: «Корпорации, которые строились, чтобы стоять как пирамиды, теперь похожи на палатки».

Короче, самой лучшей рекомендацией в плане использования концепции «управления по целям» пока считается правило «10/80/10». Это означает, что организация должна иметь около 10 ключевых показателей результативности, до 80 производственных показателей и 10 ключевых показателей эффективности. Для сравнения, правительство отслеживает 1600 укрупненных показателей, которые затем расслаиваются на более мелкие. SULARU не берётся судить, хватает ли министрам времени на полезную работу.

В целом тремя самыми интересными событиями января по версии SULARU были:
- законопроект о налоговом вычете за занятие спортом (физкультурой);
- предложение о введении упрощенной процедуры банкротства физлиц;
- оценка России в Индексе восприятия коррупции от Transparency International.

Февраль

Одной из самых обсуждаемых тем февраля стал пересмотр темпов роста российской экономики Росстатом. Что тогда началось: агентство Bloomberg ругалось, агентство РИА Новости восхищалось, экономисты и аналитики спорили о достоверности новых данных. Но никто на задал вопрос, который может быть главным: «А какая собственно разница?».

Великий австрийский экономист, но бездушный и циничный человек, Йозеф Шумпетер разделил экономические рост и развитие в 1911 году. Рост экономики (рост ВВП) – это изменение количества выпущенной продукции, а развитие - это качественные изменения в технологиях, инвестициях и человеческом капитале, которые в экономической науке пока не имеют агрегированного индикатора.

У показателя «ВВП» есть довольно верное, хотя непочтительное определение - это сумма произведенной продукции, которую вы можете уронить себе на ногу. То есть точно измерить показатель можно только в воображаемой высокопроизводительной экономике с выпуском только товаров (не услуг), где статистическая служба работает с невероятной точностью, а внешнеторговый оборот минимален.

Ни одно из названных условий для экономики России не является подходящим. Поэтому измерение ВВП, как и в большинстве стран мира, сродни оценке «на глазок». Другими словами, статистическое отклонение при оценке показателя может составлять два, пять или даже десять процентов (никто не может судить точно). А весь февральский спор вокруг данных Росстата разгорелся из-за 0,5 процентных пункта.

Интересным событием февраля стало и сохранение Банком России ключевой ставки в очень ироничном стиле на уровне 7,75%. Напомним, что с 1 января 2019 года был повышен НДС с 18 до 20%. Поэтому в I квартале ожидался всплеск инфляции, а интрига была проста - будет ли ЦБ повышать ставку для её сдерживания. Регулятор не стал этого делать и обещал повременить с повышением оной для оценки негативного эффекта от изменения НДС.

Юмор ситуации, который стал окончательно очевиден только по итогам всего года, заключался в следующем: ставку тогда надо было понижать в силу начавшегося уменьшения потребительской и деловой активности (см. подробнее Итоги 2019: Новая парадигма). Но, как любили говорить в советские времена, знал бы прикуп - жил бы в Сочи. В начале года не было ни одного прогноза, который правильно бы оценил тенденции и предсказал правдоподобный сценарий их развития.

Важной темой последних лет было участие России в сделке ОПЕК+, смысл которой заключается в сокращении добычи нефти странами, участвующими в соглашении. В феврале 2019 года глава «Роснефти» Игорь Сечин в письме на имя Владимира Путина изложил своё видение ситуации. По его мнению, ОПЕК+ создала для США преференции, что стало стратегической угрозой для развития российской нефтяной отрасли.

Сечин тогда отметил опасную тенденцию: доля российской нефти на мировом рынке упала с 16,3% в 1990 г. до 12% в 2018 г. Потребители переориентируются с российского чёрного золота на другие сорта, что может сделать потерю рыночной доли необратимой. Он также напомнил, что американские нефтяники резко увеличили добычу благодаря снижению налоговой нагрузки и стимулированию инвестиций. В США налоговая нагрузка – 35%, а в России – более 80%.

Предостережение Сечина, по мнению SULARU, не лишено оснований. Тот же картель ОПЕК в обновленном прогнозе спроса и предложения нефти до 2040 года очень скромно оценил перспективы развития российской нефтяной отрасли. Но уже в конце 2019 года Россия продлила участие в сделке ОПЕК+. Вероятно, текущая поддержка цен на нефть на уровне выше $60 за баррель в условиях вялого изменения спроса на углеводороды показалось важнее долгосрочных рисков.

Архиважным событием февраля стало, по мнению SULARU, заявление главы Росгидромета Максима Яковенко, что Россия - некогда один из трёх глобальных лидеров по точности и качеству прогнозов погоды - может выйти из топ-10 ведущих метеорологических держав. «Мы в ближайшие годы, если не будет кардинального изменения финансирования, будем опускаться сначала на девятое место, потом на десятое, на одиннадцатое», - предупредил метеоролог. Он напомнил, что ежегодный ущерб российской экономике от стихийных бедствий доходит до 90 млрд руб

Значение для экономики России прогноза погоды в самом широком смысле изучается в рамках «Экономической метеорологии». Методическое обеспечение этого направления (да и некоторых смежных) пока оставляет желать лучшего. Другими словами, есть подозрение, что Росгидромет не имеет представления о современном экономическом значении своих прогнозов в целом и не имеет представления о значении своей работы в капиталистической экономике в частности, если пользуется методическими материалами на основе статистики народного хозяйства СССР 1970-х годов.

Поэтому наша редакция не может не задаться одним несложным вопросом: «Если в капиталистическом обществе чиновник не может объяснить руководству государства, какое экономическое значение имеет прогноза погоды, а вспоминает только об ущербе от стихийных бедствий, то может ли ведомство рассчитывать на приоритетное финансирование?».

В целом тремя самыми интересными событиями февраля, по версии SULARU, были:
- предложение Путина расширить механизм использования социальных контрактов;
- начало эксперимента «Пятёрочки» по доставке продуктов питания;
- оценка ФНС использования россиянами индивидуальных инвестиционных счетов.

Март

Председатель Счётной палаты Алексей Кудрин в начале марта сказал, что у россиян недостаточно развито чувство налогоплательщика. А без поддержки гражданского общества, у которого развито подобное чувство, невозможно добиться желаемых результатов в развитии государства. Под чувством налогоплательщика здесь понимается желание гражданина знать, на что государство расходует собранные налоги.

Нельзя не упомянуть про то, что сам господин Кудрин считает структуру госрасходов ошибочной и давно предлагает её реформу. Но в марте глава Счётной палаты сосредоточился не на глубинных изменениях бюджетной политики, а на формате общения государства и граждан. По его словам, государство представляет информацию о своей деятельности недостаточно подробно и наглядно, поэтому граждане проявляют «гражданскую инициативу» в меньшей степени, чем могли бы.

В целом озвученная проблема действительно существует - многие государственные документы может читать только человек с недюжинным терпением, граничащим с мазохизмом. Зачастую подача информации настолько тяжела и запутана, что сам чёрт ногу сломит. Да и их достоверность может хромать, как не раз наглядно демонстрировал Росстат.

Но вряд ли стоит так уж расстраиваться по поводу забюрократизированности и запутанности документации. Если провести аналогию с широко обсуждаемым в прессе и обществе «кризисом научной истины», то современные люди нуждаются не в увеличении научной грамотности (чувства налогоплательщика), а в укреплении веры в добросовестность учёных (чиновников).

К этому же выводу можно прийти и другим путём. Рассуждая о гражданской инициативе, Кудрин всегда де-факто говорит о своей излюбленной проблеме - построении «умного государства». Как таковое это понятие появилось около 1990-х годов в Британии и Канаде. Умное государство должно обеспечивать удобство общения граждан с властями и их участие в планировании развития страны, региона и местной общины.

Но Кудрин мыслит в узких рамках специалиста по финансам, сводя создание умного правительства к гипотетически правильному распределению средств между приоритетными проектами. А это не очень правильно. Бюджет важен, но всё-таки второстепенен. Люди должны быть вовлечены прежде всего в ответ на вопрос «нужен - не нужен проект», чем-то напоминая присяжных в суде.

Другими словами, умное управление предполагает вовлеченность граждан в госуправление для повышения контроля за госорганами, но оно также задаёт исключительно высокие требования к государству и его чиновникам, которые должны будут качественно анализировать, выбирать и обосновывать в состязательном споре с экспертами проекты для общественного голосования. Однако проблема со спорной грамотностью российских чиновников пока не преодолена.

Но так ли действительно важна грамотность чиновников? Этот забавный вопрос встал в полный рост, когда в марте появилось интересное исследование фонда «Петербургская политика». Его специалисты утверждали, что после назначения президентом РФ в регионы молодых и подготовленных технократов местные показатели социально-политической устойчивости в ряде субъектов не изменились или даже оказались хуже, чем при их предшественниках.

И ответ на него может лежать в двух плоскостях: в упомянутом выше чрезмерном контроле (некогда подумать головой) и/или в неизбывном региональном протекционизме.

Уже позже, в апреле, частично признавая рост в регионах социальной напряженности во многом из-за решения федерального центра о пенсионной и мусорной реформах, президент Путин подпишет указ «Об оценке эффективности работы руководителей регионов России…». Он заменит прежнюю сильную систему оценки деятельности губернаторов от 2017 года. SULARU продолжает считать это решение сомнительным, так как критерии оценки утратили чёткость. При этом упрощение системы, по нашему мнению, не произошло, то есть свободы в принятии решений не добавилось.

Что касается протекционизма, то он измеряется Счётной палаты РФ (СП). Сильнее всего, согласно рейтингу «изолированности регионов», поддерживает своих поставщиков Чеченская республика, которая отдала им 89% всех госконтрактов в 2018 г. За ней следуют Татарстан - 88% и Дагестан - 83%. Большинство российских регионов отдает внутренним поставщикам более половины контрактов. Как заявил глава СП Кудрин, результаты замера удивительны, учитывая разные специализации регионов.

Привычно прямолинейная в оценках экономист Наталья Зубаревич считает, что есть небольшие или бедные регионы, где свои производители не в состоянии обеспечить все потребности региона. Здесь, по её мнению, местные поставщики зачастую берут на субподряд этих производителей. Кроме этого, есть регионы, в которые чужие просто не ходят. Предприниматели опасаются поставить туда продукцию и не получить оплаты.

В марте 2019 года также стало известно, что денежные сбережения россиян в 2018 году увеличились на 3 трлн руб., или на 9,4% в годовом выражении, достигнув 33,6 трлн руб. Большую часть денег - 22,3 трлн руб. - граждане традиционно предпочли хранить на банковских депозитах. В наличных россияне держали 6,2 трлн руб., в ценных бумагах - 5 трлн руб.

Сами цифры особого интереса не представляют, важнее тенденции и их оценка специалистами. Во-первых, темпы накопления по сравнению с 2017 годом значительно снизились. Во-вторых, специалисты, опрошенные газетой «Известия», увидели в таком снижении переход россиян к потребительской моделиповедения. Даже в марте нельзя было не изумиться такому оригинальному выводу.

Когда же по итогам 2019 года стало окончательно понятно, что совокупный спрос не досчитался около 1 трлн руб., то опять вспомнились многочисленные недочёты в прогнозах от разных ведомств, экспертов и международных консультантов в начале года. Тот же Международный валютный фонд только в маепорекомендует Банку России не затягивать со смягчением денежно-кредитной политики. ЦБ снизит ключевую ставку в июне, опять пересмотрев ожидания по инфляции с существенной ошибкой.

В целом тремя самыми интересными событиями марта, по версии SULARU, были:
- вступиление в силу законов о фейковых новостях и оскорблении власти;
- решение Росстата перейти на новую методику расчета располагаемых доходов;
- заявление о намерении построить частный космодром в Нижегородской области.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail