SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Гарантированный пенсионный план: хождение по мукам

В трилогии А. Толстого есть три романа: Сёстры, Восемнадцатый год и Хмурое утро. В истории о ГПП есть три этапа: Надежды, Девятнадцатый год и Похмелье.

Гарантированный пенсионный план: хождение по мукам
фото: pixabay

Законопроект о гарантированном пенсионном плане (ГПП), который в конце прошлого года получил массу замечаний, не вошёл в утвержденный в конце 2019 года «План законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2020 год» (.pdf).

Таким образом, законопроект о ГПП, скорее всего, не будет внесён на рассмотрение в Госдуму РФ и не заработает с 1 января 2021 года, как планировалось ранее. Есть высокая вероятность, что документ навсегда увязнет в межведомственных согласованиях и разделит незавидную участь своего прямого предшественника - индивидуального пенсионного капитала (ИПК).

12 января в интервью «Российской газете» первый заместитель председателя ЦБ РФ Сергей Швецов выразил надежду, что ГПП заработает и понравится гражданам со средним ежемесячным доходом от 45 тыс. рублей. Однако он не исключил отказа от реформы.

«Мы предложили целостную систему, после обсуждения примем решение вообще делать или не делать ГПП, а если делать, то в каком виде», - сказал Швецов.

Тем самым он подтвердил, что подготовка документа далека от завершения. Он также косвенно дал понять, почему правительство и ЦБ не торопятся с запуском продукта. По словам зампреда ЦБ, чиновники не ожидают быстрого успеха: «У нас с Минфином весьма скромные ожидания на первую пятилетку».

Кому нужен ГПП

SULARU напомнит, что суть законопроекта о ГПП мы изложили в статье «Гарантированный пенсионный план. Обобщение». И хотя в документ очевидно будут внесены изменения, но основные идеи измениться не должны - в противном случае надо будет придумывать абсолютно новую концепцию.

В любом случае главный вопрос к ГПП может звучать так: «Зачем и кому нужна реформа?» Самое интересное, что удовлетворительного ответа на этот вопрос пока нет и вряд ли он появится. Вот какое пояснение востребованности пенсионного продукта даёт сам Швецов:

«Но граждан, у которых есть эти 45 тысяч регулярного дохода, будет […] больше потребностей поучаствовать в накоплении. Среди национальных целей, которые президент поставил перед правительством, есть две, объясняющие, почему появился этот продукт. Первая - сокращение в два раза уровня бедности, вторая - повышение уровня пенсий темпами выше инфляции. А это означает, что людей, нуждающихся в дополнительных пенсионных накоплениях, будет все больше и больше».

Представленную логику SULARU может интерпретировать только в одном ключе:
(1) работники и пенсионеры по поручению* президента станут богаче,
(2) значит, расширится круг лиц с доходом выше 45 тыс рублей,
(3) увеличение такого круга лиц повысит интерес г ГПП,
(4) пенсионный продукт заработает, если удастся обойти системные ограничения.

* - о довольно странной идее чиновников об автоматическом исполнении поручений Владимира Путина см. статью «Российская экономика 2019. I квартал».

Как человек грамотный Швецов называет основные ограничения для роста популярности ГПП: динамику доходности пенсионных фондов и финансовой грамотности населения. Он подчеркнул, что от конфигурации самого пенсионного продукта ничего не зависит: «Тогда даже при замечательных характеристиках продукта ничего не получится. Возьмите пример с софинансированием накоплений 50 на 50 [до 2015 года] - менее миллиона человек подписалось, из них только половина действительно воспользовалась этой возможностью».

По словам зампреда, в пессимистичном сценарии ГПП заинтересуются менее миллиона человек, в оптимистичном - несколько миллионов. Главным преимуществом ГПП по отношению к другим инструментам финансового рынка Швецов назвал невозможность залезть в пенсионную кубышку.

«Таким образом, в сам инструмент вшит компенсатор недостаточной финансовой дисциплины обычного человека, что чрезвычайно важно, так как очень немногие обладают таким характером, что, начав копить на пенсию в 20-30 лет, например, накапливая деньги в банке, до 65 лет ни разу не залезут в свою пенсионную кубышку».

По его словам, значительную часть расходов граждане совершают под воздействием эмоций, не соизмеряя текущие и будущие потребности: «В какой-то момент кажется, что это главное, и это абсолютно нормально для обычного человека». Но в итоге, удовлетворяя свои текущие потребности за счет отложенных на пенсию накоплений, человек оказывается на нуле. А когда человеку исполняется 50 лет, то, «к сожалению, поздновато начинать копить заново».

Таким образом, если отбросить все пространные изыскания пытливого - не от хорошей ситуации - ума Швецова, то сухой остаток будет следующим:
- ГПП нужен представителям среднего класса (7-38% населения РФ), бедным и богатым он даром не нужен: первые не имеют возможности сберегать, вторые имеют профессиональных консультантов;
- продукт будет востребован при наличие финграмотности у населения, то есть не скоро (см. заявление Швецова от ноября: «Финобразование - это игра в долгую, так как эффект от любых мер по повышению грамотности может проявиться и через 10-15 лет");
- ГПП нужен людям, которые не могут сберегать деньги в силу низкой дисциплины и которые в силу этого откажутся от более высокой доходности альтернативных инструментов финрынка.

Большая картина

История с ГПП является продолжением истории с ИПК. Последний затевался для прежде всего для формирования длинных денег в экономике. По расчёту SULARU, воспользуются продуктом до 1,44 млн человек. Они в лучшем случае принесут в пенсионную систему около 172,8 млрд руб. в год.

Из этой суммы воспользоваться для запуска экономической активности можно будет только той частью, которую пенсионные фонды направят на инфраструктурные проекты. Для сравнения напомним, что ещё в 2018 году Банк России предполагал с некоторыми оговоркими накопить за счет ИПК около 8 трлн руб за 10 лет.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail