SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

МЭА оценит вклад нефтегазовой промышленности в борьбу с изменением климата

Международное энергетическое агентство под давлением критики со стороны инвесторов, политиков и активистов создает «проверяемый процесс» оценки вложений нефтегазовых компаний в "зелёную" энергетику

МЭА оценит вклад нефтегазовой промышленности в борьбу с изменением климата
фото: pixabay

Как известно читателям SULARU, Международное энергетическое агентство (МЭА) - это межгосударственная организация с условным мандатом от западного мира: членами МЭА являются 29 из 36 стран ОЭСР. Организация, представляя интересы правительств стран-участниц со времён нефтяного кризиса 1973, уполномочена обеспечивать прозрачность и прогнозируемость энергетического рынка и оценивать его готовности к потрясениям.

Возможности у агентства соответствующие. И когда экономист турецкого происхождения Фатих Бироль, руководитель МЭА и один из самых влиятельных людей в энергетическом секторе, говорит в эксклюзивном интервью изданию Axios, что межправительственная исследовательская организация создает «проверяемый процесс» оценки усилий нефтегазовых компаний по сокращению выбросов парниковых газов и инвестициям в «зелёную» энергетику, то его заявление является важнейшим сигналом.

По его словам, такой процесс необходим, чтобы убедить многочисленных критиков в серьёзности изменений в нефтегазовом секторе. Кроме этого, прозрачная процедура оценки даст нефтяным и газовым «компаниям социальную лицензию на дальнейшую работу, убеждая клиентов и партнёров, что энергетический сектор считает себя неотъемлемой частью решения проблемы изменения климата».

Другими словами, МЭА, весьма вероятно, решило ответить сразу на два вызова:
- в ответ на многолетнюю критику подтвердить объективность прогнозирования в области изменения энергобаланса, так как ранее оценка агенством развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ) зачастую признавалась слишком пессимистичной*;
- переломить негативные ожидания инвесторов и общества в отношении развития нефтегазового сектора, когда даже суверенные фонды благосостояния (аналоги ФНБ России) из-за экологических страстей изменили стратегии вложения капитала**.

Нефтегазовая промышленность и энергетический переход

Пока до конца не понятно, как МЭА намерено в реальности организовать «проверяемый процесс», но некоторые умозаключения можно сделать из воскресного (19 января) пространного доклада организации «Индустрия нефти и газа в энергетическом переходе». Агентство подчёркивает, что анализу будут подвергнуты не только семь «мейджеров» (15% мирового производства), то есть традиционные гиганты нефтегазовой промышленности, но и все государственные нефтегазовые компании мира (более половины мирового производства).

«Ни одна энергетическая компания не останется незатронутой современным переходом к чистой энергии. Каждая часть отрасли должна подумать о том, как реагировать. Ничего не делать - просто не вариант», - сопровождает доклад комментарий д-ра Фатиха Бироля, исполнительного директора МЭА.

По его словам, большинство мирового нефтегазового сектора будут ежегодно проходить оценку МЭА, чтобы общество видело их усилия в вопросах изменения климата и роста доли чистой энергии. Пока компании данного сектора вкладывают в развитие основного бизнеса - производство нефти и газа-более 99% от общих инвестиций в основной капитал (капитальные затраты).

Господин Бироль отметил, что нефтегазовые компании заинтересованы и должны настаивать на проведении правительствами прозрачной политики в области перехода к чистой энергетике. Такой переход он и большинство других экспертов агентства считают неизбежным. Но пока существует большая неопределенность вокруг того, как быстро такой переход будет происходить.

«Я думаю, что нефтегазовые компании [в условиях неопределенности] не должны просто ждать сигналов от правительств, потому что рано или поздно, я так считаю, императивы изменения климата всё-равно заставят их прийти к сокращению выбросов парниковых газов», - сказал глава МЭА в интервью Axios.

Он заметил, что некоторые крупнейшие мировые нефтегазовые компании постепенно начинают инвестировать в ВИЭ и другие технологии для решения проблемы изменения климата - прежде всего в технологии улавливания выбросов (в местах их интенсивного производства). И здесь картина довольно парадоксальная.

Нефтегазовый сектор, по оценке МЭА, тратит лишь 1% капитальных затрат на производство чистой энергии и снижение выбросов - чуть более $2 млрд в 2019 году. Однако, если его доля инвестиций в ВИЭ в общемировых вложениях также колеблется около 1%, то доля в глобальных затратах на улавливание парниковых газов составляет около 27%.

И это уже довольно сильный ответ на растущее давление со стороны ООН инвесторов, политиков и активистов, которые требуют от нефтегазовой промышленности стать более прозрачными и диверсифицировать свои бизнес-модели. Под этим давлением МЭА создало сценарий, который предусматривает выполнение Парижского соглашения*.

«Мы считаем, что нефтегазовая отрасль в целом столкнулась с критической проблемой сопоставления их краткосрочной прибыли с их долгосрочной лицензией на эксплуатацию. Мы видим, что ни одна нефтегазовая компания не пострадает от перехода к чистой энергии. Не пострадает ни со стороны спроса ни со стороны предложения. Что бы это ни было», - резюмировал д-р Бироль.

Справка

* - МЭА не менее часто подверглось резкой критике за то, что делала неточные прогнозы и в отношении ископаемого топлива, завышая перспективы его добычи. Что касается непосредственно развития ВИЭ, то здесь оценки агентства зачастую сопровождались совсем непозволительной погрешностью: реальная динамика внедрения некоторых «зелёных» технологий опережала прогноз организации на 10-15 лет. Поэтому агенство обвиняли в политизированности и лоббировании интересов традиционного энергетического сектора.

Кстати, МЭА часто критиковали и за то, что агентство не создало сценарий, при котором климат изменится на 1,5 градуса Цельсия к 2050 году, и не вставляло его в прошлые ежегодные доклады «Перспективы развития мировой энергетики». Медианный сценарий устойчивого развития МЭА ранее прогнозировал достижение «нулевого» уровня выбросов лишь к 2070 году, т.е. на два десятилетия позже.

Главным основанием для такой критики было подписание всеми странами-участницами МЭА Парижского соглашения, целью которого является именно удержание потепления в указанных границах к середине века. Но здесь SULARU, пожалуй, полностью одобряет былой подход агентства: цель в текущих условиях не является достижимой в принципе, так как «клоуны» - чиновники и политики - представление не закончили, а подписи стран-участниц под соглашением являются скорее неким благим пожеланием «мира во всём мире».

** - Напомним, что в «шокирующих предсказаниях» Saxo Bank говорится, что в 2020 году «чёрная» энергия успешно поспорит с «зелёной», так как многие инвесторы очнутся от сладких грёз и вспомнят, что у экологически чистых энергетических компаний есть проблемы в области рентабельности. Да, в прошлые годы нефтегазовую промышленность действительно потрясли два мощных и системных удара.

Во-первых, сказалось появление американского сланцевого газа и стремительное развитие торговли американским сжиженным природных газом. Затем последовала американская революция в добыче трудноизвлекаемой нефти, и США за короткое время превратились в крупнейшего в мире производителя нефти и нефтепродуктов, что резко снизило отдачу на капитал в нефтяной отрасли и цены на углеводороды.

Во-вторых, на инвестиционные перспективы добычи ископаемого топлива, особенно в долгосрочной перспективе, повлияло значительное увеличение политического и человеческого капитала, стоящего за борьбой с изменением климата. Движение «Грета Тунберг» повысило накал страстей до уровня, когда инвесторы отчаянно ищут возможности для инвестиций в «зеленую» энергетику и сокращают вложения в акции компании нефтегазового сектора.

Кумулятивный эффект от низких цен и пессимизма инвесторов к настоящему времени создал ситуацию, когда акции традиционных энергетических компаний в среднем торгуются на 23% дешевле акций «зелёных» энергетических компаний. Кроме этого, в «зелёной» энергетике наблюдается ужасное соотношение «средней отдачи на вложенный капитал» и «взвешенной стоимости вложенного капитала». Сейчас это соотношение составляет 0,5. А это означает, что «зелёная» энергетика фактически разрушает вложенный в неё капитал. Поэтому в 2020 году можно ждать разворота в настроениях инвесторов.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail