SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Эссе об анализе промпредприятий. Часть 4

Сегодня речь пойдёт о реализации проекта по строительству горно-обогатительного комплекса для производства высококачественного талькового концентрата

Эссе об анализе промпредприятий. Часть 4
фото: pixabay

Оглавление

1. Введение.
2. Кировский кожевенно-обувной комбинат имени Коминтерна.
3. Рижское обувное объединение «Пирмайс майс» - SIA «Pirmaden».
4. Приватизация Магнитогорской обувной фабрики.
5. ЗАО «Уралполимет».
6. Комбинат спортивной обуви и одежды «Башкелме».
7. ОАО «МКК-Саянмрамор».
8. Зарайская обувная фабрика.

ЗАО " Уралполимет"

Закрытое акционерное общество «Уралполимет» было проектной компанией, созданной мною в 1994 году в целях реализации проекта по строительству горно-обогатительного комплекса для производства высококачественного талькового концентрата из руд Чемпаловского массива Пластского района Челябинской области. Основной уставной деятельностью компании являлись геологическая разведка, добыча и переработка талько-магнезитного камня.

Истории, как правило, не возникают на голом месте. Так и здесь. Меня убедил включиться в эту работу старый заслуженный геолог Мецнер Эрик Иосифович. В прошлом начальник местной геолого-разведочной партии, первооткрыватель Светлинского месторождения золота он знал недра своего района как никто другой.

Мецнер Э.И. рассказал, что занимаясь по долгу службы поиском золота, он не забывал отмечать на своей карте обнаруженные маршрутными поисками проявления других минералов. Промышленный интерес, по его убеждению, могли представлять такие минералы как каолин и тальк. И если, говорил он, на каолиновом участке по его наводке уже работают, то о тальке пока не знает никто.

Другой специалист, шахтёр Любимов В.Р., приятель Мецнера Э.И., познакомил меня со своей подборкой материалов по областям применения талька и ситуацией с тальком на российском рынке. Эти два энтузиаста были в теме и искали инвестора для начала работ. Я изучил собранные ими материалы, побывал на месте тальковых проявлений, сделал предварительные расчёты по предстоящим расходам. Мне, горному инженеру и экономисту, было не сложно разобраться в материале и оценить перспективу.

[ А что в то время считалось достаточной инвестицией для первого этапа работ, покажу на примере строительства дома для родителей жены. Эта история наглядно демонстрирует экономическую ситуацию в России того периода изнутри.

В конце 1991 года мне в Ригу позвонил генеральный директор объединения «Южуралзолото» Ю.И.Носырев и признался, что ему нечем выплатить зарплату работникам к Новому году и попросил денег. Почему у меня? Потому что летом, находясь в отпуске, я обращался к нему с просьбой о строительстве дома, он тогда мне отказал. Сейчас же был готов подписать договор на строительство дома «под ключ», если я выручу его срочной авансовой оплатой сразу всей стоимости дома по проектной смете. Уточняю сроки - обещает за год дом сдать. Перевожу стоимость дома по рублёвой смете в доллары США и получаю… две с половиной тысячи долларов! Сам готовлю договор, главным в нём отмечаю пункт о выполнении всего объёма сметных работ независимо от инфляции рубля. В конечном итоге двух с половиной тысяч долларов оказалось достаточно, чтобы временно снять социальное напряжение на градообразующем предприятии].

Я дал принципиальное согласие на участие в проекте и зарегистрировал предприятие ЗАО "Уралполимет" с моим контрольным участием и назначил Любимова В.Р, бывшего начальника шахты( в то время безработного) директором.

Недостатка в специалистах и буровом оборудовании в городе не было, разведка и бурение на градообразующем предприятии «Южуралзолото» прекратились.В течении пары лет за счет собственных средств нами был выполнен следующий комплекс геологоразведочных работ:

  • маршруты методом геологического обследования,
  • магниторазведка в профильном варианте,
  • поисковое бурение скважинами глубиной 25 м по сети 400x100 метров,
  • разведочное бурение скважинами глубиной 25-100 метров по сети 100x20 метров и 40x20 метров. Всего нами было пробурено 4600 метров скважин.

Кроме того:

  1. Был заложен опытно-промышленный карьер с разрешенным объемом добычи 300 (триста) тысяч тонн руды,
  2. Добыто и положено на борт, а также вовлечено в технологические испытания свыше трех тысяч тонн руды,
  3. Были проведены технологические испытания сырья на пробах массой 40 тонн на ОАО "Миасстальк" в городе Миассе Челябинской области и ФЗЦО имени Артема ОАО "Южуралзолото" в городе Пласте,
  4. Проведены технологические испытания сырья:
  • в лаборатории обогащения руд Уральской центральной лаборатории в городе Екатеринбурге;
  • в Кочкарской заводской лаборатории в городе Пласте;
  • в лаборатории ОАО "Вурнарский завод смесевых аппаратов" в городе Вурнары Чувашской республики;
  • в лаборатории ОАО "Шабровского талькового завода" в городе Шабры Свердловской области.

Было выявлено, что запасы талькитов до глубины 50 метров ориентировочно составляют 7,7 млн. тонн, а прогнозные ресурсы – 26,7 млн. тонн.

Плановый объем переработки тальковой руды на проектируемой обогатительной фабрике был рассчитан на уровне 12 тысяч тонн в месяц (144 тыс. тонн в год). Выход готового высококачественного талькового концентрата планировался в объеме 4 тыс. тонн в месяц (48 тыс. тонн в год).

При плановых объемах добычи 144 тыс. тонн руды в год промышленная добыча тальковой руды была возможна в течении более 50 лет, а при подтверждении прогнозных запасов - более 185 лет.

В результате проведения опытного бурения и исследования добытых образцов были получены следующие результаты:

  • получен тальковый концентрат с содержанием талька 95%,
  • получен железный концентрат с содержанием общего железа 58,8% при извлечении 54,1%,
  • в хвостах содержится 40,3% окиси магния.

Характеристика качества полученного талькового концентрата:

  • белизна — 75%,
  • прокаленный нерастворимый в соляной кислоте остаток — 95%,
  • влажность — 0,45%,
  • степень намола: на сите №0075 - 4%, на сите №0090 - 0,5%.

Результаты испытаний свидетельствовали, что на данном месторождении возможно выпускать дефицитную на российском рынке высококачественную продукцию высшего ценового сегмента - тальки для нефтяной, шинной, лакокрасочной, пищевой, медицинской, целлюлозно-бумажной промышленности.

Технологические испытания были выполнены для окисленных талькитов и полуокисленного талькового камня по магнито - флотационной схеме.

Качество полученного талькового концентрата соответствовало марке "А", годного для всех отраслей промышленности. Была проведена сертификация образцов талькового концентрата, полученного из опытной добычи.

Через два года на основании нашего отчёта Челябинский геолком выдал ЗАО «Уралполимет» лицензию на недра и опытно-промышленную добычу талько-магнезитного камня, а глава Пластовского района Неклюдов А. В. подписал разрешение на использование земель под опытно-промышленный карьер и обогатительную фабрику с полями намыва. Лицензионная территория составила 10 (десять) км2.

Первый этап был закончен, пришло время начинать второй этап- поиск инвестора для реализации проекта.

На основании полученных данных мною был составлен бизнес-план инвестиционного проекта по строительству горно-обогатительного комплекса по производству высококачественного талькового концентрата из руд Чемпаловского массива. Все синтетические показатели этого бизнес-плана подтверждали быструю окупаемость затрат и достижение высоких финансовых показателей.

И ...начались мои хождения по мукам. Где я только не размещал свой бизнес-план и какие пороги не обивал. Банки в Латвии, Москве и Челябинске, партнёры в Германии, Италии и Венгрии, Магнитогорский металлургический комбинат. Отказано было всеми и лишь английский венчурный фонд «Флеминг», во второй половине 90-х годов открывшийся в Екатеринбурге, приехал в Пласт для изучения темы на месте.

Условия этот фонд предлагал «царские»: поэтапное выделение необходимых сумм на реализацию проекта и его технико-технологическое сопровождение. От нас требовалось согласие на выделение в пользу фонда 49% нашего Общества и на приобрение необходимого горного оборудования согласно проекту исключительно через этот фонд. К тому же «Флеминг» декларировал обязательную продажу своего пакета через шесть лет с момента приобретения после достижения целей проекта, и покупателями первой руки выступали акционеры Общества. Конечно, на таких условиях мы были готовы к совместной работе.

Делегация из Екатеринбурга, возглавляемая англичанином, приехала в согласованные сроки, внимательно изучила всё на месте и до момента её встречи с главой Пластовского района мы чувствовали подъём и уверенность в скором подписании судьбоносного контракта. Контракт действительно был подписан, но не с нами, а с компанией «Пласт-Рифей», которая параллельно с нами занималась аналогичной работой на коалиновом направлении. Как оказалось, они продвинулись значительно дальше нас.

Если я, имея печальный опыт работы с Правительством Латвии, совершенно не верил во властные струтуры и работал исключительно с коммерческими, заручившись поддержкой крупного влиятельного земляка, то оппоненты привлекли к работе региональное Правительство и, дойдя до Правительства РФ, получили в итоге короткую резолюцию президента Ельцина Б.Н. тогдашнему Председателю правительства РФ Черномырдину В.С.: «Проект поддержать». Для венчурного фонда «Флеминг» это стало решающим фактором — он поддержал каолиновый проект. Поддержать два аналогичных проекта в одном районе ему не позволял устав.

Такое «предательство» фонда («ничего личного, просто бизнес») сильно подкосило нас. Мои два партнёра как-то быстро один за другим оставили этот мир — сердце. Я ещё несколько лет занимался проектом, но уже без прежнего напора. Каолиновый же завод, построенный на деньги, привлечённые венчурным фондом, до сегодняшнего дня успешно работает в городе Пласте. Англичане, исполнив все условия своего контракта, через шесть лет продали свои акции, потом их опять перепродавали, пока, наконец, владельцем компании не стала серьёзная австрийская керамическая компания.

А бизнес-план по тальку со всё ещё актуальными расчётами и сохранившаяся часть кернов продолжает ожидать своего инвестора!

Середина 90-х годов была временем феерических возможностей. На голом энтузиазме, практически без денег( без больших денег) группа увлечённых специалистов проделала огромный путь от разведки до подтверждения запасов и получения лицензии на опытно-промышленную добычу талькового минерала. Отмечу, что в процессе лабораторных работ по вторичному обогащению хвостов после извлечения талька было попутно получены минералы для металлургической промышленности - железный концентрат и магнезит. Расчётная стоимость проделанных нами работ в 90-х годах по сегодняшним расценкам «тянет» на три с лишнем миллиона долларов США.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail