новости

Рубль проигнорировал разнонаправленные команды

Заявление ЦБ РФ на фоне грамотной политики Минфина погасило реакцию на новые санкции США, считает Владимир Рожанковский, эксперт "Международного финансового центра"

фото: pixabay

В пятницу утром инвесторы находились в странном ожидании сильного падения рубля из-за вчерашней «сенсации» о новых санкциях США, которая распространялась по рынку во внеторговые часы со скоростью света. Лишь немногие потрудились разобраться, что это были за санкции на самом деле. Почему-то многие по умолчанию решили, что речь шла о тех самых санкциях, которые должны были начать блокировать долларовые корсчета российским госбанкам и которые должны были наложить запрет на покупку иностранцами инструментов российского госдолга.

По факту ничего из вышеописанного в вашингтонской повестке не значилось. Достаточно было вчера просто прочитать одностраничный документ, который был озаглавлен «Text of a Letter from the President to the Speaker of the House of Representatives and the President of the Senate» («Текст письма Президента США спикеру Палаты представителей и главе Сената»), в котором лишь значилось, что Президент США снимает с себя ответственность за креативную работу по разработке дальнейшей санкционной политики в отношении России и целиком и полностью передаёт её в ведение профильного комитета Сената и Минфина США. Далее следовал список неких лиц, не имеющих вообще никакого отношения к российской банковской системе.

Настоящим главным фактором в валютно-рублёвой тематике сегодня, на самом деле, выступили слова Ксении Юдаевой, первого заместителя управляющего Банка России, которая во вчерашнем интервью корреспонденту «Интерфакса» сказала, что ЦБ намерен продолжить паузу в покупке иностранной валюты, чтобы смягчить волатильность рубля перед лицом нового раунда санкций, обсуждаемых в Вашингтоне.

«Центральный банк редко дает такие твердые обещания. Но, когда мы это делаем, мы на самом деле имеем это в виду: если в пресс-релизе написано, что мы приостанавливаем покупки до конца года, – это означает, что мы действительно делаем паузу до конца года», - очень весомо сказала г-жа Юдаева. Очень весомо!

В результате всеобщей переоценки значимости санкционного фактора и, соответственно, недооценки регуляторного, сегодня утром случилось ровно то, что и должно было случиться – совсем ничего. Курс доллара к рублю на Московской бирже по состоянию на 12:30 МСК остался практически неизменным со вчерашнего закрытия и составляет 66,28 рубля за доллар по сравнению со вчерашним значением 66,42 рубля за доллар на это же время. Курс евро вплотную приблизился к уровню 78 руб. и топчется возле 78,07/€– хотя продолжительного размещения ниже этой отметки мы пока не ожидаем.

Вновь повторимся, рублю очень помогают три фактора:
а) правильная позиция Минфина, который при активно формирующемся бюджетном профиците третью неделю подряд отменяет плановые аукционы по ОФЗ для того, чтобы продавить рынок и сохранить приемлемые для себя параметры заимствования, заставляя нерезидентов дисконтировать таким образом преувеличенный ими геополитический риск;
б) более того, Минфин в настоящее время не нуждается в валюте и не планирует её закупать до конца года;
в) сохраняющая позитивная ситуация на фондовом рынке, который почуял запах повышенных дивидендов на фоне роста рентабельности российских экспортёров из-за высокой нефти и слабого рубля.

Nota bene

К сожалению, немного поспорить с экспертом, как SULARU сделало пару дней назад, сегодня не получится. Сегодня мнение Владимира Рожанковского о достаточно грамотном поведении Минфина редакция разделяет. ЦБ РФ мы тоже совсем недавно хвалили, так что и здесь противоречий с мнением эксперта нет.

Про новые санкции самый интересный факт рассказал сегодня заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков. По его подсчетам, они оказались почти юбилейными – 60-ми по счёту с 2011 года. Ничего большего про них добавить, вероятно, нечего. Немного настораживает отказ обычно неутомимого Дональда Трампа от лидерства в отношении придумывания антироссийских санкций. Ранее Белый дом пытался перехватывать инициативу у законодательной ветви власти.