новости

Минэкономразвития РФ предложило разделить РФ на 14 макрорегионов

Целью стратегии является «раскрытие потенциала территорий» за счет экономической специализации регионов. Предполагается, что 35–40 центров экономического роста будут обеспечивать до 65% экономического роста России к 2035 году.

Минэкономразвития доработало проект "Стратегии пространственного развития". Документ будет внесен в правительство РФ в сентябре, а уже в ноябре стратегия должна быть утверждена, пишет "Коммерсант".

До сих пор было принято выделять два специальных региона — это Дальний Восток и Северный Кавказ. В дополнение к ним планируется выделить еще 12 макрорегионов: Центральный, Центрально-Черноземный, Северный, Северо-Западный, Южный, Волго-Камский, Волго-Уральский, Уральский, Западно-Сибирский, Южно-Сибирский, Енисейский и Байкальский.

Макрорегионы в целом напоминают федеральные округа, но имеют большее дробление. Например, нынешний Центральный федеральный округ - это Центральный и Центрально-Черноземный макрорегионы. Сибирский же округ разделен сразу на три макрорегиона - Южно-Сибирский, Енисейский и Байкальский.

Такое деление, по замыслу министерства, позволит обеспечить лучшие условия для межрегионального взаимодействия. Выделяются макрорегионы на основе соседского положения и потенциала кооперации субъектов. В состав каждого макрорегиона предполагается включать хотя бы один крупный центр экономического роста (сейчас в РФ насчитываются 14 крупнейших и шесть крупных городских агломераций, а также четыре минерально-сырьевых центра).

Также в макрорегионе должны быть объекты инфраструктуры, обеспечивающие связанность территорий и выход к международным рынкам или транспортным коридорам Запад-Восток, Север-Юг.

В новой версии документа Минэкономразвития также отразило свои экспортные ожидания. Предполагается увеличение экспортных перевозок товаров всеми видами транспорта, кроме трубопроводного, почти на 30% к 2025 году. Около 85% прироста должны обеспечиваться перевозкой несырьевых товаров, прежде всего продовольствия, химической продукции, древесины и машиностроительной продукции. В итоге доля несырьевых товаров в общем объеме экспортных перевозок должна вырасти к 2025 году до 50% по сравнению с 39% сейчас.

Критика предложения

Предложенное деление на макрорегионы не удовлетворило полпреда президента в Сибирском федеральном округе Сергея Меняйло. Как стало известно “Коммерсанту”, он направил вице-премьеру Виталию Мутко свои предложения по корректировке проекта стратегии.

По его мнению, в случае формирования в вверенном ему округе сразу трех макрорегионов «произойдет ослабление интеграции межрегиональных процессов, усилятся проблемы развития сибирских регионов, нарушатся и так достаточно сложные, но единые для всех субъектов округа условия хозяйствования и жизнедеятельности».

Взамен он предлагает создание единого сибирского макрорегиона, который объединит 12 субъектов РФ. Кроме этого, полпред предлагает дополнить стратегию механизмами сокращения усиливающейся дифференциации социально-экономического развития регионов.

Nota bene

Идея укрупнения территорий в агломерации и кластеры более-менее понятна – она теоретически уменьшает логистические, транзакционные издержки и упрощает своеобразный перелив знаний и опыта внутри такого экономического сообщества. Поэтому сторонником укрупнения территориальных образований в агломерации, например, выступает Алексей Кудрин.

Противником такого подхода, пожалуй, можно назвать вице-премьера Алексея Гордеева, который просил не забывать село при планировании пространственного развития страны. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко тоже недавно высказывала личное мнение о пространственном развитии. Она является сторонником равномерного развития регионов России.

На практике добиться желаемого эффекта от укрупнения даже в рамках одного города совсем непросто, но в городской агломерации всегда остаётся шанс сэкономить хотя бы на уменьшении муниципальной администрации. Шанс достаточно зыбкий, но не стремящийся к нулю. Как «перераспределение» крупных географических и административных образований может изменить общую картину недостаточного экономического роста, пока остается непонятным. Поэтому возражения Сергея Меняйло достаточно закономерны.

Кстати, в августе сего года Минэкономразвития РФ разработало новую систему оценки российских городов - Индекс городского развития, который станет унифицированным инструментом для определения угроз и возможностей в развитии всех типов российских городов. Он был нужен для обсуждаемой сейчас стратегии пространственного развития, которую в тот момент министерство ещё согласовывало с другими ведомствами. Такой индекс SULARU откровенно не понравился. Может ли хорошая стратегия содержать плохие тактические задачи? Редакция пока однозначного ответа не имеет.