SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Неформальная занятость в России относительна невелика

Причины и масштабы теневой занятости в РФ сильно мифологизированы, пришли к выводу экономисты Всемирного банка. Доля неформальной занятости в России является одной из самых низких среди стран со средними доходами. Более того, она вызывается не миграцией, деиндустриализацией или демографией, как в других странах, а дефицитом рабочих мест, жёстким трудовым законодательством и недостаточным вниманием к профессиональному образованию.

Неформальная занятость в России относительна невелика
фото: pixabay

Стабильный экономический рост, повышение зарплат в частном секторе и индексация пенсий с учетом инфляции должны оказать поддержку располагаемым доходам населения и способствовать постепенному снижению уровня бедности в 2019-2021 годах, пишут авторы доклада Всемирного банка (ВБ) «Умеренные темпы роста экономики; в центре внимания - неформальный сектор»

Вместе с тем многие россияне не заняты в формальном секторе. Тематический раздел доклада посвящен оценке уровня неформальной занятости в России и возможным мерам по её сокращению. Доля неформальной занятости в России – оценивается в диапазоне от 15,1% до 21,2%. При этом потери бюджета от недополученных платежей оцениваются в 1%-2,3% ВВП (Правительство РФ говорит о 2,5%).

Причины трудовой тени

Несмотря на то что косвенные данные указывают на сокращение неформальной занятости в РФ как следствие кризиса в теневом секторе экономики с 2018 года (Росстат зафиксировал увеличение до 20,1% в 2018 г.), исследователи пробовали выделить причины, системно мешающие такому сокращению.

В отличие от других работ на эту же тему, которые обычно склонны концентрироваться на какой-то единственной причине, экономисты ВБ уверены, что существующие объяснения, причины и даже масштабы теневой занятости в РФ сильно мифологизированы. Так в докладе утверждается, что в Чили, Аргентине, ЮАР, Бразилии и Турции неформальный сектор экономики существенно больше.

В отличие от большинства стран с высокой теневой занятостью анализ не позволил ВБ:
- обнаружить в России связь явления с демографией. В России у многих работников есть высшее образование. Такие работники значительно реже идут в неформальный сектор;
- выявить связи с деиндустриализацией — трудовая тень характерна для всех секторов экономики при отсутствии отраслей, для которых она была бы наиболее специфична;
- обнаружить значительное влияние миграции, хотя среди трудовых мигрантов доля занятых в неформальном секторе выше чем среди россиян.

Остаётся неясным влияние повышение минимальной оплаты труда (МРОТ) на рост неформального сектора. Высокий МРОТ может сказываться на занятости на малых и средних предприятиях, однако в России отношение МРОТ к уровню средней зарплаты остаётся заметно ниже, чем во многих других странах.

В России достаточно мало самозанятых, поэтому данный фактор не является настолько значимым, как в сопоставимых странах. Относительно большая доля самозанятых в РФ фиксируется только в крупных мегаполисах, где среди работников постепенно растёт доля фрилансеров.

Для сдерживания нужен трехсторонний подход

Однако задача сдерживания роста неформальной занятости в России не имеет одного простого решения. Так, меры по снижению налогообложения фонда оплаты труда для сокращения издержек работодателей, связанных с наймом формальной рабочей силы, недостаточны.

Вероятно, необходим трехсторонний стратегический подход, который бы обеспечил (i) бóльшую гибкость трудового законодательства в некоторых сферах за счет более эффективного правоприменения; (ii) более устойчивую систему социального страхования с улучшенными пособиями по безработице; и (iii) более квалифицированную рабочую силу.

Так, можно было бы внести поправки в российский трудовой кодекс и законодательные акты в части большего использования временных трудовых договоров (9% найма в РФ в сравнении с 41% в ЕС) и смягчения условий для увольнения по сокращению штатов.

Трудовые инспекции - также важный инструмент защиты от неформальной занятости. Кроме того, подход, ориентированный на клиентов и на приоритизацию рисков, к которому переходит Федеральная инспекция по труду, является более оптимальным средством сокращения неформальной занятости.

Внедрение продуманной системы страхования от безработицы и объединение небольших и разрозненных пособий в более крупные пособия на основе проверки нуждаемости/доходов может служить стимулом для регистрации граждан в качестве безработных и последующего поиска формальной занятости.

Вместе с тем специальные меры бюджетной политики или меры на рынке труда могут лишь отчасти ослабить проблему неформальной занятости. Для системных решений по сокращению неформальной занятости потребуется принятия более обширных стратегических мер, включая создание более рациональной системы стимулов в комплексе «налогообложение-льготы» и финансирование повышения уровня профессионального образования. В России доля бюджетных трат на образование является относительно низкой.

Противодействием для сокращения неформальной занятости может стать и более активное создание рабочих мест в формальном секторе. В 2017 и 2018 годах чистый рост новых рабочих мест на средних и крупных предприятиях был почти нулевым.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail